"Трам-трейн" для Одессы: как дать городу настоящий скоростной трамвай
Власть и политики Одессы до сих пор только заигрывали с темой обустройства линии скоростного трамвая в городе, которая могла бы стать наиболее протяженной в Украине
В каждом крупном городе есть свой инфраструктурный «зомби-проект», например «метро на Троещину» в Киеве. В случае с Одессой такой «зомби-проект» — это прокладка скоростного трамвая по линии «Север-Юг».
Такая линия должна была соединить все районы Одессы, и в случае успеха проекта протяженность такого маршрута скоростного трамвая должна была составить 37 километров — наибольшая протяженность для транспорта такого рода в Украине.
Скоростной трамвай по линии «Север-Юг» понадобился, потому что власть Одессы так и не смогла воплотить проект кольцевой автодороги, также под названием «Север-Юг», который бы соединял между собой все районы города.
Поделили миллиард, получили фиаско
Одесса — единственный город-«миллионник» Украины, в котором до сих пор нет «индустриальной» системы общественного транспорта, добраться из одного района в соседний — это буквально сложный квест. И построение полноценной линии скоростного трамвая могло бы решить эту проблему. Тем более, что такую линию можно было бы построить в формате «трам-Трейн», привычного для городов Европы: для таких линий покупается трамвайный состав, который может развивать достаточно высокую скорость, а инфраструктура обустраивается «по-железнодорожному» — пути отгорожены от полос автотранспорта, движение регулирует железнодорожная сигнализация, «трам-Трейн» курсируют строго по графику.
Перед любой избирательной кампанией любой политик Одессы считал «правилом хорошего тона» или пообещать, или же выразить свое «особое мнение», что городу крайне необходим скоростной трамвай.
Но пользы для Одессы подобные обещания, мягко говоря не принесли. В 2019 году мэрия города объявили, что Европейский банк реконструкции и развития выделил кредит в 47 млн евро на строительство скоростного трамвая, до этого два года продолжалась стадия переговоров. Прошло еще два года, и только в сентябре 2021 мэрия Одессы объявила, что приступает к практическому воплощению линии скоростного трамвая «Север-Юг».
Но в этом случае уместно употребить слово «фиаско»: власть Одессы потратит 27 млн евро на ремонт путей и инфраструктуры линии трамвая “от Котовского” до "Таирова”, еще 20 млн евро — на покупку новых 16 многосекционных трамваев и 21 односекционный трамвай, адаптированных для скоростного движения, вот весь «скоростных трамвай» для «южной столицы» Украины.
То есть вместо линии транспорта, которая бы буквально могла «расшить» трафик, Одесса получит разве что «пиар-проект» для мэрии города, и для «имитации бурной деятельности». Линия между “Котовского” и “Таирова” только локально улучшит ситуацию. Необходим трамвай, который соединял бы логистические центры между собой, вокзалы, включительно с автовокзалами, аеропортом.
Горизонтальная модернизация делает чудеса
По большому счету, проект скоростного трамвая в Одессе — это на самом деле не результат работы властей города, это был результат работы Мининфраструктуры Украины в 2016-2017 году. МИУ тогда начало совместный проект с ЕБРР по обновлению електранспорта в больших городах Украины, и именно в рамках этого проекта Одесса получила 47 млн евро на скоростной трамвай. А так как этот проект был создан «сверху», власть и общество Одессы по существу не прилагали усилий для развития идеи со скоростным трамваем для города. Поэтому получилось, что кредит от ЕБРР для Одессы размером почти в миллиард гривен будет потрачен на обычную линию трамвая. То есть получилось по принципу «вертикальной модернизации».
Хотя община, политики и власть Одессы еще могут «отмотать ситуацию назад», и действовать по принципу «горизонтальной модернизации». Можно для начала стартовать с такого: общественный транспорт определяет «лицо» города, поэтому следовало бы для начала даже на «эстетическом» уровне определить, как будущий скоростной трамвай мог бы вписаться в «лицо» Одессы. Возможны же различные варианты конструкций — строить линию трамвая наземной, отгороженной от потоков автотранспорта, или же вообще поднять на эстакады, изготовленные в стиле «хай-тек». Здесь, конечно, нужно и «инженерное» обоснование проекта — то есть, какую максимальную пропускную способность можно задать для скоростного трамвая в Одессе, какой может быть максимально допустимая скорость движения и тому подобное. Нужно и «экономическое» обоснование — то есть, какой эффект даст запуск скоростного трамвая для экономики города в целом, для туристического сектора в частности.
Как только «на руках» будут готовы параметры проекта, можно будет вычислить и стоимость его воплощения. Как только будет понятна стоимость, тогда и будет понятно, у кого можно взять финансирование на проект, или же кого взять в партнеры. В теории, город Одесса может взять кредит у того же ЕБРР, может взять у Всемирного банка, а может и вообще повести развитие линии скоростного проекта по формату государственно-частного партнерства.
Возможно, государственно-частное партнерство окажется наиболее удачным способом реализации проекта скоростного трамвая: все инфраструктурные проекты в крупных городах Украины имеют одну общую «генетическую» проблему — продолжительность их реализации значительно длиннее срока каденции, на которую избираются местные советы и главы городов.
В этой истории есть моменты, решения которых могут принять на себя только политики города Одесса. В частности, принятие целостной концепции развития транспортной системы «Южной Пальмиры», в которую будет вписан в частности проект скоростного трамвая города. Ну и также — предоставлять всю необходимую поддержку на всем цикле практического построения своего «трам-Трейн» для Одессы.
Качество жизни в больших городах создает не соревнование рейтингов, а умение согласовывать мнения и усилия в пользу общего блага. Одесса может показать в этом пример для других «миллионников» Украины, и скоростной трамвай в данном случае сможет стать «визитной карточкой» города.
- Сімейне підприємництво в Україні: міжнародний досвід та перспективи Юлія Мороз вчора о 14:15
- Світло – не трофей Ірина Голіздра вчора о 12:56
- Оскарження тарифу на електроенергію: КОАС розглядає справу проти постанови КМУ Андрій Хомич вчора о 11:38
- Господарювання без сторонніх або ТОВ з 1 учасником Альона Пагер вчора о 09:39
- Капітал у квадратних метрах: стратегічний погляд на інвестиції в українську нерухомість Раміль Мехтієв вчора о 09:07
- Хто вбив Андрія Портнова? Дмитро Золотухін вчора о 01:17
- Психосоціальні ризики: прихована загроза безпеці праці, яку не варто ігнорувати Валентин Митлошук 21.05.2025 15:51
- Війна і молодь України: виклики, нові цінності та перспективи розвитку після війни Захарій Ткачук 21.05.2025 13:32
- Що робити зі скасуванням торгівельного безвізу для України Юрій Щуклін 21.05.2025 13:22
- Суд не вправі оцнювати ухвали НСРД Андрій Хомич 21.05.2025 11:39
- 8 звичок бідних людей, які заважають розбагатіти Олександр Висоцький 21.05.2025 11:23
- Кому дадут отсрочку: новые правила для многодетных отцов и не только Віра Тарасенко 20.05.2025 23:41
- Gaming в Онтаріо, або як Операторам успішно отримати ліцензію Ольга Ярмолюк 20.05.2025 17:48
- Аудити безпеки в громадах: інноваційна методика для громад Галина Скіпальська 20.05.2025 14:22
- Що приховала влада у державному бюджеті 2024 року? Любов Шпак 20.05.2025 13:05
-
Андрій Портнов: історія, що починалась в кримінальному Луганську, а закінчилась у Мадриді
47271
-
Росія ударила по Шостці. Пояснюємо подвійну загрозу новини про "70 загиблих на полігоні"
36488
-
Трамп провалив переговори, настав час рішуче посилити тиск на Кремль
Думка 12091
-
Ціни на оренду зросли майже на 30%: де в Києві та передмісті найбільше дорожчає житло — інфографіка
Інфографіка 7567
-
У чому була головна помилка Портнова
Думка 7404