О чем молчали украинские народные пословицы
Я приглашаю вас в этой статье поддать сомнению однозначность понимания пословиц и поговорок и поискать в них другие, пусть даже необычные смыслы. 7 украинских народных пословиц, что для нас являются ироничным напоминанием о слабостях и недостатках, могут п
Влияет ли на человека то, что о нём думают другие? Вероятно, что если много людей даст обратную связь негативного характера – то человек может засомневаться в собственных позитивных качествах. А влияет ли на национальный характер то, каким видят его носители другой ментальности? Вероятно, если мировая общественность или рупор соседских стран представят черты характера среднего жителя Украины не в лучшем свете, то рано или поздно, через сложную цепочку взаимодействий, это отразится и на это восприятии нами самих себя. Может ли акцентирование отдельных черт характера, в том числе негативных осуществляться через народный фольклор? Да, и это самоирония, когда смеёмся при этом мы, но разочарование и обида, когда смеются, не доверяют, опасаются или не уважают другие.
Как формируется это знание, а, затем, отношение к другим людям и событиям? Человек может сам изучать предмет, собирая о нём разнообразную информацию, наблюдать за ним или провести испытания. Но для этого нужны, как минимум, желание, время и мыслительные навыки. Второй вариант гораздо проще: человек может согласиться с тем, как интерпретирует эту информацию кто-то, кому он доверяет – Великий Мудрец, Родитель, Сосед, Телевидение или Народная Мудрость. Безусловно, это существенно облегчает познание мира. Но есть одна существенная психологическая особенность – человек склонен понимать что-то, используя свою собственную картину мира, растолковывая «со своей колокольни», вкладывая собственные смыслы или проецируя свой внутренний мир на окружение. А когда мы пользуемся чужим пониманием – попадаем в лабиринт заблуждений, поскольку первоначальный смысл, как правило, искажён и упрощён.
Казалось бы, пословицы и поговорки – общепринятая, «отточенная», проверенная временем мудрость народа. Они достаточно прочно засели в нашей голове ещё со школы и время от времени мы слышим их в реальной жизни. Но даже их смыслы мы чаще всего понимаем именно так, как нам предлагается.
Я приглашаю вас в этой статье поддать сомнению однозначность понимания пословиц и поговорок и поискать в них другие, пусть даже необычные смыслы. 7 украинских народных пословиц, что для нас являются ироничным напоминанием о слабостях и недостатках, могут предложить гораздо больше тем, кто хочет знать об украинцах и за пределами якобы «очевидной» реальности.
1. «Моя хата з краю, нічого не знаю».
Конечно же вы слышали эту пословицу. Чаще всего она понимается в смысле избегания ответственности, безучастности, пассивности: «Я здесь ни при чём, меня это не касается». О такой себе ничтожности, малозначимости: «Я ни на что не способен, я человек маленький». Будто украинцы от страха готовы закрывать глаза на происходящее и прятаться по дамам: «Ничего не видел, ничего не слышал и ничего не скажу».
Представьте обычную деревню. Допустим дом действительно географически находится с краю, на окраине, дальше всех от центра (а значит, источника информации – административного органа, школы или церкви), при этом, новости ещё лет 10 назад распространялись прямо пропорционально расстоянию до центра. Следовательно, информация до крайних хат могла доходить гораздо дольше либо не доходить вовсе. В имперском масштабе Украина географически расположена с краю, на окраине материка и те же новости могли по ряду причин просто не доходить до нашего «краю». То есть, мы действительно можем не знать чего-то.
Эта пословица может также выражать для украинца ценность дома, очага, как базового понятия существования. Некая закрытость в семье, в малом круге общения, где чувствуется безопасность и уют.
В свете аннексии Крыма, эта пословица может приобретать новое звучание. «Моя хата (Крым) с краю. Будто выражается позиция первенства – «Я первым занял этот домик, доказал историческую справедливость». А продолжение «ничего не знаю», часто употребляется как нежелание слушать аргументацию и продолжать разговор на эту тему. Это умение заявить чёткую и однозначную позицию, стремление поставить точку в этом вопросе. Второго варианта для нас просто нет. Бескомпромиссность и уверенность в своей позиции.
2. «Де два козаки, там три гетьмани».
Чаще всего смысл этой пословицы предлагается раскрывать в том, что украинцы не умеют договариваться между собой, ставя превыше собственные амбиции, вносят раздоры вместо выработки единой позиции.
Да, вместо выработки единого решения из двоих позиций у нас возникает три позиции, но это, в последующем, даст более точный и адекватный реальности результат, потому что будут учтены три переменных. Украинцы готовы к появлению третьей позиции, готовы её допустить к выработке решения, а не ограничиваются двумя.
Украинцы хотят управлять, принимать решения, нести ответственность, соревноваться, вести за собой (как гетьманы) и это желание возникает в связи с появлением конкуренции. Жаль, что не всегда это желание связано с умением и знаниями куда и как нужно вести…
Я часто наблюдаю украинцев за работой, это феноменальное зрелище. К примеру, нужно что-то починить и стоит бригада – несколько работают, остальные советуют, периодически меняясь местами. Никто не прохлаждается – все участвуют. Как здесь не допустить, что среди двоих реальных людей «казаков» при решении задачи появляется третья сила – будто коллективный разум? Может быть, мы настолько естественно близки к коллективному бессознательному, что можем задействовать его как справочник, гуру или советчика?
3. «Бачили очі, що купували – тепер їжте, хоч і повилазьте!»
Это выражение из украинской народной сказки.
«Чоловік мав тільки одну копійку. Ходить він по базару, вибирає, щоб його купить. Побачив хрін. Питає, скільки стоїть.
— Візьми, — каже передерійка, — за копійку.
Узяв, став їсти — не їсться, гіркий. Сльози йдуть.
— Ні, — каже, — плачте очі, скільки хочете, а їжте, хоч повилазьте, бачили, що купували».
Сколько же смыслов может иметь эта пословица! О том, что результат выбора может и не нравится в последствии, но поскольку уже выбор сделан – его нужно принять и терпеть, даже через неприятные ощущения и разрушения организма. О неумении выбирать, как причине неудач и провалов (в политике, экономике, ведении хозяйства и др.)
Возможно эта пословица ещё и о готовности принять справедливое наказание. Об умении обучаться посредством боли и негативных последствий собственного выбора – «негативное научение», как обучающая стратегия. О терпении против боли и здравого смысла?
Мы покупаемся на образ, что нам представляют («видели») и смиренно пожинаем плоды этого обмана миража. Научиться смотреть вглубь, обходя заманчивый образ и совпадение по «цене вопроса» – необходимая задача для украинцев. О транжирстве и покупках совершенно ненужных вещей, ярких, привлекательных, модных и о тяжкой ноше кредитов, обязательств и долгов, что последуют за этим…
О том, что стремление пристроить свою единственную копейку (избирательский голос) является главной причиной покупки, выбора, а трансформация энергии (денег, таланта, связей) – залог её сохранения. Ведь жизнь в бедноте научила – сегодня не потратишь – завтра тратить может быть уже нечего.
4. «Як пани б’ються – у холопів чуби тріщать!»
На первый взгляд, пословица о том, что при конфликтных ситуациях на верхах, больше всего страдают низы, обычные люди. И часто она отражает длительный процесс конфликтования: «Да они всё время дерутся…»
Если взглянуть на пословицу шире, то возникает мысль, что паны в Украине, люди при власти – дерутся, конфликтуют, спорят, что-то делят, имеют разницу интересов, которую выясняют. И это является, возможно, таким способом выработки решений, стратегий и общей позиции (услышать все мнения и позиции, аргументы).
В это время «чубы трещат» - страдают, лишаются чего-то, бедствуют больше всего обычные люди, которые не имеют прямого отношения к предмету того конфликта и его сути.
Какая связь между этими двумя смысловыми блоками? Никакой. Между этими группами людей в пословице нет точек соприкосновения. Две параллельные реальности – верхи и низы, паны и холопы, которые не пересекаются в украинских реалиях. А жаль… Здесь нам всем нужно работать над общими стратегиями и концепциями развития общего Общества.
5. «Дешева рибка – погана юшка».
Пословица о том, что если положить в кастрюлю некачественные ингредиенты, то и хорошего борща не получится. Это касается всех сфер жизни – с плохими работниками, хорошего дела, процесса, продукта не сделаешь, а из плохой ткани – хорошего наряда.
Мы усвоили, что нельзя жалеть компонентов, скупиться и экономить при создании чего-то – иначе придётся довольствоваться низким или средним качеством производимого. У нас высокие стандарты к качеству.
Мы щедрые, «наполняем» то, что делаем самым лучшим, часто последним. Ориентированы на настоящее, часто живём сегодняшним днём, тратя, отдавая последнее.
Не умеем жить на половину, душа широка и готова отдавать самое ценное.
Мы близки к природе и можем выживать только на её дарах, обрабатывая землю, собирая грибы-ягоды, охотясь в лесу или ловя рыбу. Мы умеем довольствоваться тем, что есть. И редко пытаемся выходить из «зоны комфорта».
Для нас дёшево равно плохо. Поэтому нам продают всё то же «плохо» (товары низкого качества), но только за дорого. Ценность для украинцев часто в цене, которую заплатили.
6. «Не кажи «гоп» доки не перескочив».
Пословица понимается как наказ первенства дела, а потом слова уже об этом деле. «Сначала сделай, а потом рассказывай».
Кроме этого, мы можем понимать её как некую забобонность: «Если скажу наперед, то может не получиться, а потом с меня будут спрашивать, называть пустомелей». Скрытность начинаний, идей и планов до начала первой положительно обратной связи от дела, что укажет на успех. Мы люди дела, ведь хотим не просто рассказывать, а ещё и делаем.
К тому же слово «перескочив» указывает на стремление перепрыгнуть, преодолеть по кратчайшему пути что-то, избежав нюансов препятствий. Не преодолеваем, избегаем погружения в тонкости решения, борьбы, анализа проблемы, а стремимся перепрыгнуть. «Оп!» и уже хорошо. При этом чётко видим контрольные точки, «кочки» по которым можно двигаться дальше, сверять с выбранным направлением и передохнуть.
7. «Чи пан чи пропав – двічі не помирати».
У русских есть аналог этой пословицы «Всё или ничего», смысл которой раскрывается в готовности рисковать, ставить на кон всё, что есть и готовность потерять это всё.
Мы же ради изменения своего социального статуса (повышения) готовы положить самое ценное – жизнь. Стать паном, который сам принимает решения, владеет имуществом и другими людьми, а значит властью – для нас превыше всего. Быть паном самому себе, выйти из рабства, стать, по идее, представителем среднего слоя общества – многолетняя национальная идея украинца.
Эта пословица и о желании рисковать, поставить всё на кон и отдаться на волю случая – лотереи, риска в предпринимательстве, удачи, Авось. Ценность шанса стать богаче, свободнее, счастливее.
В это же время смерть будто обесценена и допускается как плата за неудачу, фатум без сожаления. Восприятие смерти как естественного явления жизни. Жизнь и смерть для украинца – две стороны одной медали, что также и подтверждается богатым похоронным обрядовым фольклором. А это, как известно важная составляющая психического здоровья и цельности личности.
Взглянув шире на пословицы о самих себе мы уже не просто соглашаемся с «ну что с нас взять то, такие есть» и складываем лапки, а замечаем новые сильные качества в самих себе, которые всегда были, принимаем их поверхностный примитивный смысл за точку отсчёта построения нового образа в собственных глазах. То какими мы себя видим, влияет на то, какими мы будем восприниматься другими людьми и странами.
А выйти из плена упрощённого видения – значит стать гибче, мудрее, осмысленнее, а, следовательно иметь больше шансов на выживание и развитие!
- Форвардні контракти на ринку електроенергії ЄС: як працювати з вигодою та без ризиків Ростислав Никітенко вчора о 11:55
- Особливості здійснення Держгеокадастром контролю за використанням та охороною земель Євген Морозов вчора о 09:56
- Розірвання шлюбу за кордоном: особливості та процедури для українців Світлана Приймак 13.11.2024 16:28
- Зелені сертифікати для експорту електроенергії: можливості для українських трейдерів Ростислав Никітенко 13.11.2024 11:10
- Еволюція судової практики: від традицій до цифрових інновацій Дмитро Шаповал 13.11.2024 10:22
- Надіслання адвокатом відзиву на касаційну скаргу на електронну пошту Суду Євген Морозов 13.11.2024 09:28
- Згода на обробку персональних даних – правочин? Судова практика Анастасія Полтавцева 12.11.2024 16:59
- Адвокатський запит в ТЦК та відстрочка від призову: очікування й реальність Світлана Приймак 12.11.2024 16:55
- Як створити "блакитний океан" для бренду: стратегія виходу за межі конкуренції Наталія Тонкаль 12.11.2024 11:32
- Переваги та ризики співпраці з європейськими постачальниками відновлювальної енергії Ростислав Никітенко 12.11.2024 11:02
- Перезавантаження трейдерського ринку: ключові тренди Дмитро Казанін 12.11.2024 10:48
- "Безліміт" на кредитні ліміти: як вилізти з боргової ями Ірина Селезньова 12.11.2024 09:55
- ОП ВС КГС: зменшення розміру неустойки (пені) нарахованої за порушення зобов`язання Євген Морозов 12.11.2024 08:49
- Гра в імітацію Євген Магда 12.11.2024 05:31
- Правова боротьба за спадок: позов проти банку про стягнення коштів у російських рублях Павло Васильєв 11.11.2024 20:24
- Гра в імітацію 356
- Як створити "блакитний океан" для бренду: стратегія виходу за межі конкуренції 227
- Як українським трейдерам долучитися до енергетичних бірж ЄС? 84
- Як зробити бізнес бездоганно продуктивним, а співробітників – супергероями 66
- "Безліміт" на кредитні ліміти: як вилізти з боргової ями 45
-
У Нідерландах успішно випробували найпотужніший наземний кран у світі – фото
Бізнес 12099
-
Співвласник АТБ почне відкривати торговельні центри у невеликих містах
Бізнес 10244
-
Кінець уряду Шольца. Хто стане новим канцлером і який ультиматум має для Путіна
6556
-
Нафта може впасти до $40 у 2025 році, якщо ОПЕК скасує добровільне скорочення видобутку
Бізнес 4136
-
Росіяни почали атакувати Харків дронами "Молнія-1". Чим вони небезпечніші за "шахеди"
Технології 3508