Юго-Восточный пат
На сегодняшний день сложилась патовая ситуация. Причём пат тройной – для Киева, Москвы и Востока страны. Россия без прямого военного вторжения не в состоянии реализовать план «Новороссия». Украина не может полноценно контролировать часть восточных территор
В российском плане федерализации ираскола Украины Донбасс рассматривается как центр взрыва и последующей детонациидля всего Юго-Востока. Массовые захваты администраций, милиции, СБУ,происходящие в Донецке, Луганске, Славянске, Краматорске вроде бы подтверждаютэффективность выбранной стратегии. Однако, несмотря на трагизм происходящего,слабость власти и рыхлость силовиков, ситуация далека от катастрофических сценариев.
Российское руководство, войдя в победныйраж и стремясь, во что бы то ни стало, реализовать в сжатые сроки украинский «блицкриг»,загнало себя в положение пата. Изначально неверная оценка ситуации привела клокальным и очень ограниченным результатам. Вместо восстания всего Юго-Востока удалосьраскачать ситуацию только на Донбассе и частично в Луганске. А двух областейявно не достаточно, чтобы диктовать всей остальной Украине, каким должно бытьгосударственное устройство. Причём сепаратистам для начала надо произвести«зачистку» региона от центральной власти, достигнуть консенсуса среди элит,организовать что-то похожее на народное волеизъявление и найти лидера, в концеконцов. Выполнение каждого из этих пунктов сопряжено с огромными трудностями.Но если допустить, что все срослось, и какая-то часть Юго-Востока выступиламонолитным фронтом, требуя немедленной федерализации - это не значит ровным счётом ничего. Законная власть представлена Киевом,которому легче объявить мятежные регионы сепаратистами и отказать им в легитимности,чем соглашаться на выдвинутые условия.
В таком случае у сторонников Донецкой ипрочих республик остаётся два пути - становится непризнанной территорией илипроситься в состав Российской Федерации. В первом варианте Приднестровскогохарактера все, что находиться на территории «республики» - шахты, заводы,пароходы - престают быть субъектамимеждународного и украинского права. Банковские кредиты, акции, IPO, технологии, торговые соглашения, инвестиционныепрограммы – всего этого больше не будет. В лучшем случае только с Россией, азачем ей донецкий уголь? Пойдёт ли на этот вариант восточная бизнес-элита,десятилетиями выстраивавшая свои индустриальные империи? Большой вопрос.
Второй вариант для «Юго-Восточнойреспублики» войти в состав России на правах субъекта Федерации. При этомсохраняются все сложности, как в случае с непризнанной территорией, при этом отяжелённыеполной заменой политико-бизнесовых «правил игры». Свежий пример Крыма - наглядная иллюстрация всей прелести жизни вусловиях международной изоляции: банковский и транспортный коллапс, визовыепроблемы, реприватизация, правовой хаос. Одним словом – «планета Железяка». Готовыли к такому варианту хозяева Донбасса? - весьма и весьма сомнительно. Хотя ещё большийвопрос: готова ли к такому повороту Россия? Вокруг которой все туже смыкаетсяудавка экономических санкций.
Кремль, не имея в активе всегоЮго-Восточного пояса Украины, единодушно требующего федерализации страны, нерешает своей главной задачи – де-факто ликвидации украинской независимости. Возможные приобретения в виде Донецка иЛуганска – «пиррова победа», сулящая проблемы, а не их решение. С другойстороны, центральная власть в своих попытках удержать контроль в мятежныхрегионах сталкивается с колоссальными проблемами саботажа, не подчиненияприказам, явной или скрытой помощью организаторам беспорядков, со стороныместных управленческих и бизнес структур. Известно, что в ладоши двумя рукамихлопают и без поддержки местных кадров, Киев не сможет восстановить управляемость.
Таким образом, на сегодняшний деньсложилась патовая ситуация. Причём пат тройной – для Киева, Москвы и Востока страны. Россия без прямого военного вторжения не в состоянииреализовать план «Новороссия». Украина не может полноценно контролировать частьвосточных территорий. Донецко-луганские элиты – сильны, чтобы не подчинятьсяКиеву, но слабы, чтобы диктовать ему свои условия. Сепаратисты «Донецкойреспублики» без массовой общественной поддержки, авторитетных лидеров ироссийской помощи исчезнут также внезапно, как и появились.
Дальнейшее развитие противостояниявозможно по нескольким сценариям.
Первый – наиболее опасный. Россияреализует стратегию «затяжной войны». Организация российской блокады торгово-экономическихсвязей, от которых Донбасс зависит на 70%, а Луганск на 90%. Последствия - тотальноеобнищание населения, радикализация настроений, обозленность элит. Одновременнопродолжается информационная обработки общественного мнения, а регион насыщаютсядиверсионно-подрывными группами. В таком случае вероятность создание представительнойЮго-Восточной фронды станет весьма высока.
Второй – идеальный и поэтомумаловероятный: усиливающиеся давление Киева, расширение силовых операций поосвобождению захваченных зданий, диалог с протестующими, среди которых основнаямасса выступают не за Россию, а за высокую зарплату, достижение компромисса спартийно-хозяйственным активом на основании изменения конституции и расширенияправ регионов. На выходе – усмирение криминальной и протестной волны,возможность избрание президента, выход страны из кризиса.
Третий наиболее реальный вариантразвития ситуации – усиление кремлёвского пресса и попытка расширениятерритории конфликта. Полная дестабилизация обстановки в Донецкой и Луганскойобласти, создание условий при которых не возможно проведения президентскихвыборов. После чего вступает в силу сценарий затяжной войны. В этом случае, какпоказал приобретённый опыт, чем жёстче действия власти, тем лучше результат.
Но при всех вариантах развития ситуации украинскоеруководство опираясь на общественную поддержку, имеет возможности переломитьситуацию. Возможности России не безграничны и к тому же явно преувеличены.
Конечно, не стоит забывать, что враспоряжении российской стороны остаётся инструмент организации, предположим вночь с 24 на 25 мая, ряда вооружённых приграничных конфликтов по разнымнаправлениям, что может иметь непредвиденные последствия. Ну и военное вторжениеРоссийской Федерации против Украины тоже никто не отменял. Но это уже совсемдругая история.
- Бюджет-2025 прийнятий, але це не точно. Любов Шпак 18:55
- Час затягувати паски Андрій Павловський 17:27
- Строк нарахування 3% річних від суми позики Євген Морозов 13:52
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов вчора о 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак вчора о 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін 21.11.2024 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз 21.11.2024 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов 21.11.2024 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 26349
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21337
-
Мінекономіки пояснило, як отримати 1000 грн єПідтримки, і порадило задонатити їх на ЗСУ
Фінанси 15181
-
Курс євро впав на 47 копійок: Який курс долара НБУ зафіксував на понеділок
Фінанси 9698
-
В Україні збанкротував ще один страховик
Бізнес 9216