Новый старый закон о тендерах. Что хотят изменить?
Сегодня 11 марта премьер Украины Арсений Яценюк официально заявил – проведение всех тендеров будет заморожено, пока в стране не появится новый закон о госзакупках. Почему важно не позволять воровать остатки государственных денег, понимают все. Но вот какой
Новый старый закон о тендерах. Что хотят изменить?
Сегодня 11 марта премьер Украины АрсенийЯценюк официально заявил – проведение всех тендеров будет заморожено, пока встране не появится новый закон о госзакупках. Почему важно не позволятьворовать остатки государственных денег, понимают все. Но вот какой закон намнужен, знает далеко не каждый.
Именно поэтому хочу поделиться с Вамизакулисьем экспертной работы по разработке новой старой версии тендерногозаконодательства Украины. Участие в законотворчестве всю декаду марта принималии эксперты Transparency International Украина Андрей Марусов и Алексей Хмара.
Ниже Вы найдете короткий свод изменений,подготовленный Андреем Марусовым. Сам текст законопроекта, окончательносогласованный рабочей группой, доступен по ссылке http://me.kmu.gov.ua/file/link/232026/file/Proekt11.03.2014.doc
Работа над новой редакциейзаконодательства длилась больше недели. 7 марта Павел Шеремета (министрэкономики Украины) собрал всех стейкхолдеров и дал официальную отмашку –согласованная всеми редакция должна быть готова к утру 11 марта. У согласованиятри ключа-сопредседателя экспертной группы: Андрей Рубан, глава департаментагосзакупок, Виталий Шабунин, ну и я. В группу вошли эксперты ЕС, ВсемирногоБанка, Минэкономики и общественники. Вчера (10 марта) целый день выписывалиокончательную версию. Разошлись, согласившись по всем основным пунктам. Правда,окончательный вариант должен быть готов в первой половине 11 марта.
Итак, новые антикоррупционныенормы, согласованные экспертной группой:
- В четыре раза сокращено количество исключений из тендерного законодательства (с 40 до 11, кажется. ЕС и ВБ довольны). Наконец-то исчезли ненавидимые мною «корма для цирковых животных…»
- Запрет участникам, связанным с членами тендерного комитета, участвовать в тендерах. Норма выписана не настолько жестко, как звучит, и есть сомнения в том, насколько широко она будет реализовываться на практике (и тут многое будет зависеть от гражданских активистов и журналистов).Тем не менее, это будет четкий сигнал всем заказчикам – практика закупки у кум-сват-брат не допустима! Напомню – до этого такого запрета не было (хотя он есть в той же России!). Возможно, она будет улучшена при принятии закона о предупреждении конфликта интересов (но его еще нужно принять…).
- Обязанность заказчиков публиковать информацию о субподрядчиках работ и услуг, если они получают более 20% стоимости закупки. Давно назревшая норма против «прокладок».
- Обязанность заказчиков публиковать изменения в существенные условия договора. Давно известны случаи, когда тендерный договор заключается на одних условиях, а потом меняется или цена, или спецификации, или…
- Обязанность государственных, коммунальных и казенных предприятий публиковать отчеты о закупках, которые они совершают за собственные средства. Эту миллиардную коррупционную дыру регионалы просверлили еще летом 2012 года… ... И вот тут между экспертами развернулась эпическая битва. С ультиматумами, взаимными обвинениями, упреками, издевками и глубочайшими сомнениями в профпригодности оппонента :). В конце концов, предложили выписать нужные нормы в Хозяйственном кодексе. К утру четкая формулировка была найдена.
- Обязанность заказчиков публиковать информацию об исполнении договора. Отчет должен содержать данные о дате завершения, конечной стоимости, причинах разрыва и т.п. Форму и содержание утвердит Минэкономики. Движемся к системе публичных контрактов...
- Общественные организации получили право присутствовать при раскрытии тендерных предложений и фиксировать происходящее «техническими средствами» (фото, видео, аудио...). До этого такое право было только у журналистов (правда, без четкого указания на право фиксировать...)
- В несколько раз снижены пороги, после которых естественные монополии обязаны проводить тендеры (и публиковать подробную информацию) при закупках за собственные средства. Было 5 и 10 млн. грн., сошлись на 1 и 5 млн.
- Четко прописана норма об обязанности монополий отчитываться о своих закупках, которые они проводили без тендерных процедур. Сейчас это требование сформулировано коряво и непонятно.
- Запрет на участие в тендерах участников сговоров (их выявляет Антимонопольный).
- Уточнены основания для закупки у одного участника. Например, стоимость дополнительных строительных работ, не включенных в изначальный договор, не должна превышать половины его стоимости (а то заключали договора на миллион, а потом достраивали «у своего» на десять...)
Отложили вопрос об опубликованиитекстов договоров. Четкого юридического обоснования пока нет (коммерческаятайна, персональные данные). Ну и существующий веб-портал по госзакупкам можетрухнуть под этим бременем. Пока что решили не давать общественникам праваоспаривать тендеры в АМКУ. Угроза тендерных рейдеров все еще маячит...
Согласованные правки имеют пряникии для участников с заказчиками. Но об этом позже.
Общая установка: сейчас принимаем «пожарный» законопроект, а потом, кконцу года, разрабатываем действительно радикальный вариант реформирования.После широких консультаций со стейкхолдерами, изучения потребностей и т.п. Однаиз ключевых проблем –неготовность back office госуправления. По-этому,например, «убили» е-аукционы (к тому же, то, как они выписаны сейчас,противоречит нормам ЕС...).
Очень надеюсь, что финальныйтекст будет качественным (Шеремета собирается его опубликовать на сайтеМинэкономики). И его не выхолостят по пути Кабмин-Рада-Банковая...
P.S. Кстати, в одной из версийзаконопроекта появилась старая коррупционная норма о согласовании Минэкономикизакупок у одного участника (в 2011 году Цушко еще публично сокрушался, что егоподчиненные берут откаты за согласования). Вроде бы это воскрешение из мертвыхинициировал профильный комитет по экономической политике. Норму"убили" еще в четверг.
P.P.S. Обещают, что расширенныйпоиск по веб-порталу должен в полную силу заработать в среду...
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак вчора о 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич вчора о 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко вчора о 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська 18.05.2025 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
- Бізнес у пастці кримінального процесу: хто вимкне світло? Богдан Глядик 15.05.2025 18:26
- Коли лікарі виходять на подіум – більше, ніж показ мод Павло Астахов 15.05.2025 15:21
- Пільгові перевезення автотранспортом: соціальне зобов’язання чи фінансовий тягар Альона Векліч 15.05.2025 13:52
- ПДФО на Мальті та в Україні... Хто платить більше? Олена Жукова 15.05.2025 13:49
- Изменения в оформлении отсрочки по уходу: новые требования к акту и справке Віра Тарасенко 15.05.2025 12:23
- Як втримати бізнес на плаву: ключові фінансові помилки та способи їх уникнути Любомир Паладійчук 15.05.2025 10:27
- 5 управлінських викликів для державних підприємств під час війни 240
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека 185
- Пристань для Ocean-у 145
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення 137
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ 135
-
Чим загрожує Україні Сіміон та які шанси Дана – п'ять фактів про вибори президента в Румунії
9909
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 6451
-
Бізнес-тиждень: Ринки слухають перемовини, Нафтогаз шукає газ, Євросоюз повертає мита
Бізнес 5041
-
Міжнародні вимоги до адаптації робочих місць для людей з інвалідністю. Як нам досягти інклюзивності?
Життя
3804 -
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
3306