На светлой стороне бизнеса
Можно ли заработать деньги, занимая добрыми делами?
В детстве меня и моих ровесниковродители учили тому, что делиться — это хорошо. Похоже, что эта философия всепрочнее закрепляется в бизнесе под названием «sharing economy» (экономика,основанная на совместном потреблении). Всего за шесть лет она дала нам многоновых слов – «краудфандинг», «коворкинг», «каршеринг», «хаусситтинг»,«буккросинг», – за которыми стоят новые форматы бизнес-проектов.
Движущие силы «sharing economy»понятны: информационные технологии и социальные медиа; экономический кризис ипереосмысление основ потребления; дороговизна невозобновляемых ресурсов. Обуспехах «sharing economy», несмотря на сложности и критику, говорят цифры. Согласноисследованию PricewaterhouseCoopers, проекты формата «sharing economy»появляются особенно активно в пяти секторах: аренда жилья, совместноеиспользование автомобилей, совместное финансирование, поиск сотрудников истриминг. В 2014 году в этих пяти секторах потребители оставили около $15 млрд(5% валового дохода в этих секторах). Возможный рост «sharing economy» к 2025году достигнет $335 млрд. это — около 50% всех денег, потраченных в упомянутыхпяти секторах.
Для меня концепция «sharing economy»доказывает еще одну важную вещь: наш бизнес активнее начинает смотреть всторону социального предпринимательства. Официальным началом этого форматабизнеса для меня стал 2006 год, когда бангладешскому экономисту Мухаммаду Юнусудали Нобелевскую премию мира за проект Grameen Bank, ставший известным благодаря программемикрокредитования физлиц без залогового имущества. Для многих микрокредит сталвозможностью начать свой бизнес и со временем стать финансово самодостаточными.
Постепенносоциальный бизнес дал начало еще одному направлению — социальноепредпринимательство. Другими словами это создание бизнес-решений для сложныхзадач, потребностей, социальных проблем. Результаты работы социальныхпредпринимательских проектов измеряются по двойной шкале, в которой первыйпоказатель — финансовый, второй — социальный.
Как это работает? Приведу пример, окотором нам в Шведском институте рассказывал Миндаугас Данис (Mindaugas Danys)— специалист в сфере социальных инноваций и урбанистического озеленения. Выоткрываете ресторан и вкусно кормите гостей, которые вам за это платят. Выплатите официантам, поварам и другим сотрудникам, покупаете продукты на рынке.Самое важное в этой модели — прибыль. Если вы не зарабатываете, вы не можетекупить продукты, заплатить сотрудникам, продать свои блюда, а значит, не можетесделать людей сытыми и довольными. Если же вы открываете ресторан каксоциальный предприниматель, вы готовите из органических продуктов и работаете,соблюдая бизнес-этику, делаете все, чтобы люди ели не только вкусную, но издоровую пищу, берегли окружающую среду, свое здоровье и здоровье своихблизких. Гости платят за блюда, а предприниматель — оплачивает работусотрудников, а также покупает более дорогие органические продукты. В этоймодели важны два результата: прибыльность, поскольку без денег вы неможете оплачивать работу, покупать продукты, вкусно кормить людей. При этом выготовы платить больше за качественные органические продукты и зарабатыватьменьше, чтобы выполнять свою социальную миссию, т. е. получатьвторой равнозначный результат.
Да, эта концепция пока еще неоформлена до конца. Одна из сложностей, с которой сталкиваются социальныепредприниматели во всем мире — регуляторы. Обычно законодательство знает, чтотакое благотворительность и неприбыльные организации, однако пока не знакомо стем, чем отличается социальное предпринимательство от привычного бизнеса. Темне менее социальное предпринимательство — это не благотворительность и нефилантропия, социальные предприниматели не просят денег для помощи нуждающимся,они зарабатывают и вкладывают ответственно.
Вот и выходит, что социальноепредпринимательство объединяет людей, дает рычаги влияния, полномочия, ресурсыдля того, чтобы получать прибыль, выполняя социальные функции и решая проблемы.Лично меня эта идея очень вдохновляет. У нее может быть множество разныхформатов реализации и один из них — «shared economy». Но, по своей сутисоциальное предпринимательство остается неизменным — это деньги и польза,равные и взаимосвязанные.
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак вчора о 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич вчора о 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко вчора о 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська 18.05.2025 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
- Бізнес у пастці кримінального процесу: хто вимкне світло? Богдан Глядик 15.05.2025 18:26
- Коли лікарі виходять на подіум – більше, ніж показ мод Павло Астахов 15.05.2025 15:21
- Пільгові перевезення автотранспортом: соціальне зобов’язання чи фінансовий тягар Альона Векліч 15.05.2025 13:52
- ПДФО на Мальті та в Україні... Хто платить більше? Олена Жукова 15.05.2025 13:49
- Изменения в оформлении отсрочки по уходу: новые требования к акту и справке Віра Тарасенко 15.05.2025 12:23
- Як втримати бізнес на плаву: ключові фінансові помилки та способи їх уникнути Любомир Паладійчук 15.05.2025 10:27
- 5 управлінських викликів для державних підприємств під час війни 239
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека 185
- Пристань для Ocean-у 145
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення 137
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ 135
-
Чим загрожує Україні Сіміон та які шанси Дана – п'ять фактів про вибори президента в Румунії
9906
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 6371
-
Бізнес-тиждень: Ринки слухають перемовини, Нафтогаз шукає газ, Євросоюз повертає мита
Бізнес 5041
-
Міжнародні вимоги до адаптації робочих місць для людей з інвалідністю. Як нам досягти інклюзивності?
Життя
3804 -
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
3145