Украина становится угрозой для иностранных компаний
Основное ожидание украинского бизнеса от интеграции со странами ЕС - усиление торговых позиций в сфере экспортно-импортных операций.
Основное ожидание украинского бизнеса от интеграции со странами ЕС - усиление торговых позиций в сфере экспортно-импортных операций.
Достаточно сложно переоценить в нынешних условиях ведения бизнеса важность поступления информации о текущем положении операционной деятельности компании через мониторинг деятельности своих контрагентов, конкурентов или просто «доброжелателей».
И, конечно же, далеко не редки недобросовестное партнерство, мошенничество, иные негативные проявления в сфере бизнеса.
При работе с внешними рынками часто возникает вопрос применения специальных санкций, предусмотренных Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности», за несоблюдение выполнения условий контрактов при ввозе товаров в Украину.
Нарушения
Нарушения могут быть разными, все зависит от реализации условий договора, или, как еще принято называть, «схемы». Классическими нарушениями в сфере внешней торговли согласно уголовному кодексу: уклонение служебных лиц компаний от возврата выручки в иностранной валюте в Украину, контрабанда, торговля товарами двойного назначения и другими специфическими товарами «серых» экспортеров.
Истории об использовании оффшорных фирм в «темную», когда, для предоставления легального вида операциям, подписывают контракты на реализацию указанной продукции в Грузию, а на самом деле продукция, пересекая таможенную границу Украины, через территорию Российской Федерации попадает на временно не контролируемую территорию, где после реализуется, будоражат новостные ленты.
Когда же именно применяются специальные санкции в порядке, предусмотренным Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности», если описанных выше нарушений не существовало?
К таким относится завершение импортной поставки товаров на территорию Украины из других стран через границы временно оккупированных территорий. Именно такой способ ввоза подпадает под нарушение таможенных правил.
Таможенная граница Украины практически совпадает с государственной границей Украины. Наша страна не теряла унитарного статуса, а это значит, что суверенитет, устои и правила продолжают свое действие на территории с таким статусом. Временно оккупированная территория продолжает входить в состав Украины и остается частью государственной границы.
В дальнейшем подтверждение подобных деловых связей и сотрудничества иностранной компании (нерезидента) с национальными – аргумент для применения специальных санкций.
Применение санкций уполномоченным органом – своеобразная «лотерея». Она начинается от неоправданных требований к документам, поиска нарушения правил валютного контроля, расследований по вопросам контрабанды и в результате блокированию импортеров сжиженного топлива подразделениями СБУ.
В рейтинге по количеству обращений с вопросом применения санкций в МЕРТ к отдельным компаниям, безусловно лидируют ГФС и СБУ.
В результате таких обращений сотрудничество с компаниями нашей страны фактически приостанавливается на длительное время для импортеров.
Выясняя причины нарушений, компания тратит недели своего времени. Разница в том, что с ГФС возможно оценить и проанализировать причины обращения «на глаз» (нарушение сроков возврата валютной выручки). Но вот СБУ использует информацию под грифом «для службового користування». В таком случае, действительно сложно понять, в чем именно кроется нарушение, предусмотренное Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности».
Практические меры и способы защиты
Наличие информации о том, что товар подлежит дальнейшей перепродаже или факты сотрудничества контрагентов с временно оккупированной территорией – это и есть «red flags». В таком случае, стоит полностью прекратить торговые операции до наступления «времени санкций».
Руководствуясь абзацем 14 ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», можно избежать выполнения уже примененных санкций в максимально быстрые сроки.
Включение положений в договор с лицами из «рисковых» стран о том, что товары поставляются исключительно для использования и/или продажи на территории соответствующей страны служат защитой. Подобные положения часто включают в базовые условия контрактов.
Отдельно стоит предусмотреть вариант дальнейшей перепродажи, когда через оформление непрямых сделок сторона–покупатель товара, гарантирует соблюдение всех таможенных формальностей страны, в которую выполняется поставка.
Покрыть убытки от примененных санкций – внести в договор отдельные оговорки или специальные разделы, жестко «запаркованные» в стандартный проект договора. Фактически ваш список «must do» должен состоять из условий применения к стороне заключенного контракта различных финансовых штрафов или требований о возмещении вреда, нанесенного в результате их несоблюдения.
Р.S.
На момент подготовки материала Министерством экономического развития и торговли Украины обнародован проект закона «О внесении изменений в Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности».
Разумной либеризации всем...
- Лідерство розгортання: коли стратегія виходить за межі кабінету Жанна Кудрицька 19:06
- Як навчитися ухвалювати рішення на перемовинах? Розглядаємо на прикладі покеру Владислав Пʼявка 14:57
- Встигнути до штормів: чи готові інвестори до українських податкових гірок? Сергій Дзіс 10:40
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека Ігор Шевцов 08:54
- "Справедливість" судді Канигіної Лариса Гольник вчора о 18:43
- Нові правила для енергонакопичувачів: як зміняться контракти через кіберризики з 2025 Ростислав Никітенко вчора о 15:01
- Як довести вину стоматолога у суді: практика відшкодування шкоди за неякісне лікування Артур Кір’яков вчора о 13:59
- Форензик як інструмент захисту, діагностики та зростання бізнесу в умовах ризиків Артем Ковбель вчора о 03:29
- Вбивчі цифри: як звички й випадки скорочують життя Христина Кухарук 11.05.2025 13:54
- Відповідальна особа з питань захисту персональних даних: новий гравець у структурі бізнесу Анастасія Полтавцева 10.05.2025 14:43
- Як зруйнувати країну Андрій Павловський 10.05.2025 14:34
- Інтелектуальна власність як актив бізнесу Сергій Пагер 10.05.2025 14:21
- Стейкхолдери – основний локомотив сучасної якісної освіти Сергій Пєтков 09.05.2025 10:49
- "Спорт внє палітікі?". Як би ж то! Країна-агресор хоче повернутися у міжнародний спорт Володимир Горковенко 09.05.2025 10:10
- Землі заказника "Лівобережний" у Дніпрі: історія зміни статусу та забудови Павло Васильєв 08.05.2025 22:23
- Як зруйнувати країну 367
- Вбивчі цифри: як звички й випадки скорочують життя 212
- Безбар’єрність у лікарнях: чому доступ до медичних послуг виходить за межі пандусів 153
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека 129
- Кабальні "угоди Яресько" блокують економічне відновлення України 117
-
Угорщина готується до війни? Що стоїть за "шпигунами Орбана" на Закарпатті
37622
-
Експерти з психіатрії назвали п’ять речей, які ніколи не роблять щасливі пари в стосунках
Життя 12272
-
Підготовка піхотинців: державна некомпетентність і приватна ініціатива
Думка 11866
-
"ЗСУ знищили російську армію. Путін будував її 10 років", – генерал армії США Дуґлас Лют
11778
-
На стамбульській розтяжці – як Путін нарешті змушений зіткнутися з реальністю
Думка 11058