Корпоративные инновации: пробел готовности
Феномен нашего времени заключается не в самом факте изменений, а в скорости, с которой они происходят.
Открытия и изобретения, приводящие к масштабным изменениям в жизненном укладе, происходили на протяжении всей истории человечества: колесо, письменность, счет, печатный станок, паровой двигатель, электричество и т.д. Феномен нашего времени заключается не в самом факте изменений, а в скорости, с которой они происходят. За каких-то 100 лет (малая малость в истории вида) человечество совершило квантовый скачок в своем развитии: гигиена и антибиотики увеличили среднюю продолжительность жизни в 2.5 раза и численность населения в 4 раза, спутники и оптоволоконные кабели за 35 лет стерли физические границы между континентами, промышленность запустила маховик урбанизации, увеличив ее в 4 раза (доведя показатель до 50% в 2000 г)[1], соцсети за 14 лет стали социальным клеем и разрушили приватность жизни[2]… еще каких-то 10 лет назад я путешествовал с бумажным атласом дорог в машине… задумайтесь об этом.
Не менее значимые изменения происходят и в бизнесе: нейросети, big data, AI, VR, IoT, RPA, gig экономика – современные руководители находятся под всевозрастающим давлением новых открытий, явлений и терминов, требующих ответной реакции и анализа. Скорость технологических инноваций создает небывалый стресс от гонки за новыми знаниями, боязни пропустить новый тренд, а также увеличивают и без того гигантский «пробел готовности»: разрыв между осознанием необходимости изменений и возможности их внедрить в корпорации.
Именно эта запредельная скорость вынуждает нас говорить об инновациях на конференциях и на кухнях или отрицать изменения, цепляясь за прошлое, в попытке спрятаться от непонятного будущего.
Непонимание сути инноваций приводит либо к их романтизации, и они нам начинают казаться панацеей от всех проблем внутри корпорации, либо наоборот – к мистификации, уделом избранных, и наше ложное представление о них мешает быть открытыми к улучшениям.
Здесь (в этом блоге) я предлагаю разобраться с понятием инноваций, изучить главные вызовы, связанные с их внедрением, и попытаться понять, как работать с главным источником инноваций – людьми.
Инновации <> Технологии
В современном мире инновации в большинстве случаев спровоцированы достижениями технического прогресса. Эта ассоциация настолько устойчивая, что невольно мы мысленно ставим знак равенства между «инновациями» и «технологиями». Такое отождествление не совсем корректно, т.к. «инновации» – это значительно более широкое понятие, по смыслу более близкое к «изменениям» или «адаптации к изменениям». Технологии, действительно, стали катализатором целого ряда глубинных сдвигов в области культуры, безопасности, образования, медицины, информации, социальных свобод, бизнес-моделей. Но технологии сами по себе не самодостаточны. Например, краудфандинг, Airbnb или car pooling – это совершенно новые модели взаимодействия между людьми, меняющие нашу жизнь и бизнес, и это не о технологиях. Мы наблюдаем исторически важный сдвиг в ментальности, когда обладание активами (будь то природные ресурсы, недвижимость, оборудование или технология) перестало быть необходимым условием для успеха. Человечество плавно дрейфует от модели конкуренции к модели сотрудничества. Этот дрейф существенно изменяет привычные правила игры для корпораций, привыкших конкурировать в мире ограниченных ресурсов, что приводит к появлению абсолютно новых бизнес моделей, которые ранее были бы невозможны. Выживут только те, кто сумеет адаптироваться, возможно, изменившись до неузнаваемости.
Инновации – это люди
Да-да, источником инноваций являются люди, а технологии – это всего лишь инструмент или катализатор. Поэтому успешный инноватор должен обладать не только глубокими предметными знаниями, но и чувствовать себя комфортно с новыми технологиями. При этом, как ни парадоксально, мы живем в эпоху сложившегося пробела в знаниях. Он обусловлен тем, что классическая система образования построена на разделении наук на гуманитарные и технические – две вселенные, редко соприкасающиеся друг с другом. Финансисты, юристы, HR-специалисты, маркетологи, психологи не особо изучали программирование. Для очень большой категории уже состоявшихся профессионалов технологии выглядят как чудо, кролик из цилиндра фокусника. Отсюда берут корни три глобальные проблемы, препятствующие внедрению инноваций в корпорациях:
1. Синдром Вавилонской башни. Программисты и прочий корпоративный мир говорят на разных языках, и им крайне сложно понять друг друга. Тогда как инновационные идеи рождаются на стыке различных знаний, при взаимном «опылении» идеями людей из совершенно разных профессиональных сфер. Но для такого взаимодействия необходимо обладать хотя бы базовыми знаниями в разных сферах и готовность услышать другого.
2. Отсутствие понимания, как та или иная технология может решить бизнес-задачу. На уровне пользователей мы уже овладели навыками работы с современными технологиями: пользуемся нейронными сетями, понимаем, как смартфон может помогать нам следить за нашим здоровьем, ориентируемся в алгоритмах Facebook для показа ленты новостей, знаем об end-to-end шифровании в мессенджерах. Но в то же время как профессионалы мы все еще в начале пути изучения технологий для решения корпоративных задач и достижения бизнес целей. Опрос, проведенный «Делойт» в 2018 году показал, что, хотя 72% респондентов считают AI важной областью знаний, только 31% чувствует себя готовым к ее практическому применению.»[3]
3. Мистификация технологий. К примеру, все больше компаний тратят внушительные суммы на разработку и внедрение RPA (Robotic Process Automation), считая эту технологию вершиной технологического прогресса. Хотя, если разобраться, становится очевидным, что инструменты для разработки таких роботов доступны каждому.
Скорость изменений и устаревания знаний будет требовать от человека находиться в постоянном состоянии «осведомленной некомпетенции», стимулировать к непрерывному познанию нового. Не стоит ожидать, что система образования сможет решить проблему «пробела в знаниях», поэтому бизнесу придется решать ее самостоятельно и внутри своих систем внедрять интенсивные образовательные программы, помогающие специалистам овладеть технологиями на пользовательском уровне.
Инновации – это не творческий хаос, а системный процесс
Для корпораций любой системный подход связан с назначением главного ответственного, в данном случае – ответственного за инновации. И тут возникает очередная проблема. Как вы понимаете, нас такому не учили. Нет такой специальности. Какими компетенциями должен обладать претендент на роль главного инноватора? Пока нет однозначного ответа. На практике – это человек, который уже занимает руководящую позицию и пользуется доверием собственника/генерального директора. Зачастую главным инноватором становится head of strategy, M&A, HRD или IT директор. Ввиду новизны позиции сложно сказать, какой из выборов будет оптимальным. Однако нужно понимать, что любой накопленный опыт – это своеобразная профдеформация. С высокой долей вероятности IT директор будет выстраивать процесс инноваций вокруг цифровых технологий, HRD – вокруг людей и корпкультуры, M&A – с инкубаторами и венчурными фондами.
Пожалуй, идеальным претендентом на роль лидера инноваций был бы стратег-визионер. Его очевидным преимуществом является системное мышление и способность видеть целостную картину. Но даже в этом случае, мудрым решением было бы сформировать инновационную команду из экспертов в разных областях знаний, которые бы взаимно дополняли друг друга. Признаться, эта гипотеза пока не подтверждена ввиду отсутствия достаточного количества кейсов.
Выводы
Высокая адаптивность к изменениям – это ключевой фактор конкуренции и даже выживания. Адаптивность в современном мире происходит от новых знаний и непрерывного процесса обучения. Вслед за знаниями придет деромантизация и демистификация инноваций, и понимание наилучшего способа их практического применения для решения бизнес-задач.
[1] Статистика по урбанизации: http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&subid=209&themeid=192
[2] Статистика по соцсетям: https://www.web-canape.ru/business/socialnye-seti-v-2018-godu-globalnoe-issledovanie/
[3] https://www2.deloitte.com/insights/us/en/focus/human-capital-trends/2018/introduction.html
- Справедлива індексація розміру пенсії: ВС зобов'язав ПФ провести індексацію пенсії Світлана Приймак вчора о 15:25
- Без Господарського кодексу: що тепер кардинально зміниться Дмитро Зенкін вчора о 12:34
- План щодо врегулювання конфлікту Володимир Горковенко вчора о 10:29
- Сторічна угода: несподіваний аспект Євген Магда вчора о 06:02
- Чи варто оскаржувати наказ на податкову перевірку після її початку? Світлана Приймак 16.01.2025 15:25
- Лідерство через усвідомлення: трансформація бізнесу Наталія Растегаєва 16.01.2025 13:46
- Свіже рішення у справі щодо захисту митних інтересів України Дмитро Зенкін 16.01.2025 12:34
- Інновації в енергетичному трейдингу: як технології змінюють ринок електроенергії та газу Ростислав Никітенко 16.01.2025 10:06
- Зло не може бути умиротворене, або чому Україна має перемогти Віктор Круглов 15.01.2025 17:52
- Закон про підвищення акцизів на сигарети – це випробування економічної відповідальності Олег Пендзин 15.01.2025 14:27
- Неприпустимість насильства проти адвокатів: випадок у Бучанському ТЦК Світлана Приймак 15.01.2025 14:00
- Масштабування українського бізнесу та чому варто орієнтуватися на експорт Даніелла Шихабутдінова 15.01.2025 12:51
- Європейські спонсори тероризму Володимир Горковенко 14.01.2025 23:46
- Ограниченно пригодные: важные детали о ВВК и мобилизации Віра Тарасенко 14.01.2025 22:01
- Компанії втрачають мільйони через неефективну логістику: як оптимізувати процеси та бюджет Сергій Кочергін 14.01.2025 18:38
-
"Стане прикладом для України". У Львові будують зразковий ринок – фото
Бізнес 6438
-
Bloomberg: Команда Трампа готує два підходи до санкцій проти РФ для примусу до миру
Бізнес 3170
-
Глобино заперечило чутки про співпрацю з Росією. Каже, що це замовна кампанія
Бізнес 2078
-
Десять тонн на кілометр. Як краматорське підприємство розпочало нове життя на Закарпатті
Бізнес 1951
-
Ексміністр енергетики Литви Неверович очолив наглядову раду Енергоатому
Бізнес 1842