Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
05.05.2016 13:35

Год руководства: Итоги работы Романа Насирова в таможенной сфере

Експерт з питань податкової та митної політики

О пяти обещаниях, данных руководителем ГФС, а также о том, что удалось сделать за год руководства для украинской таможни

Сегодня исполняется ровно год с тех пор, как Государственную фискальную службу возглавляет Роман Насиров. Год - это как раз тот период, когда руководитель полностью вник в работу, и не только знает, как работает система, но и как она «НЕ работает». Это время, когда глава ведомства должен представить общественности результаты своей работы и в первую очередь, быть честным перед самим собой и ответить на вопрос, что удалось сделать и что сделать НЕ удалось.

Для этого следует провести анализ тех планов, которые строил тогда еще претендент на должность Председателя ГФС, и сравнить их с результатами.

Итак, в направлении таможни год назад Роман Насиров пообещал сделать 5 вещей .

1. Улучшение администрирования налогов . А именно - внедрение концепции "единого окна" при таможенном оформлении товаров в пунктах пропуска через государственную границу и на внутренних таможнях. Хотелось бы многое написать, но красноречивее и честнее всего будет поставить здесь просто пробел! Ничего. То есть совсем!

2. Обеспечение наполнения бюджета (борьба с контрабандой)

Рекорды бюджета никак не связаны с «бескомпромиссной борьбой» ГФС с теневым сектором экономики. Это всего лишь тенденции внешнеэкономической деятельности, которые носят объективный характер. Так, действительно, в 1 квартале 2016 года таможни собрали почти 51 миллиард гривен. Это на 10 млрд. (или на 25%) больше чем за такой же период 2015-го. Но чем вызваны дополнительные доходы? К сожалению, их причина – девальвация гривны и курсовая разница. А вовсе не «детенизация», «борьба с контрабандой», занижением таможенной стоимости и т.д.

Средний курс доллара в 1 квартале 2015 года был 21,8 грн., в 2016-м – 25,7 гривен за доллар. Учитывая то, что внешнеэкономические контракты заключаются преимущественно в долларах, а налоги с импорта рассчитываются, исходя из текущего курса, - в 2016 году 7,2 млрд. платежей в бюджет были получены именно таким путем.

Остальное «перевыполнение» произошло за счет изменения структуры импорта, увеличения объемов импорта отдельных товаров и появления товаров с более высокой налоговой нагрузкой. Например, 840 миллионов гривен было уплачено за импорт природного газа, который не импортировался в 1 квартале 2015-го. Если брать транспортные средства, то дополнительных 1,3 млрд. грн. было получено за счет увеличения количества импортированных автомобилей. Из них з около 200 миллионов составил импорт малолитражек (до 1500 см3), которые вообще не оформлялись в 2015 году. Еще 1 миллиард был обеспечен за счет увеличения импорта нефтепродуктов.

Стоит также отметить, что за счет борьбы непосредственно с контрабандой Бюджет особо не наполнишь. Для начала нужно разобраться с терминологией. Так с 2012 года предметами контрабанды в соответствии с Уголовным кодексом Украины являются культурные ценности, ядовитые, взрывчатые вещества, радиоактивные материалы, оружие, а также наркотики, психотропные вещества, их аналоги или прекурсоры. Как за счет этих запрещенных предметов поднимать платежи в бюджет - остается загадкой. Впрочем, скорее всего Роман Насиров имел в виду то, что контрабандой называют в народе: борьбу с незаконным (с сокрытием либо помимо таможенного контроля) перемещением товаров через таможенную границу.

За весь 2015 год в Украине было зарегистрировано 110 производств по факту контрабанды предметов (ст. 201 КК), обвинительный приговор получило 1 лицо. Еще 207 производств возбуждено по фактам контрабанды наркотиков (ст. 305 КК), обвинительный приговор вынесен в отношении 4 лиц. Все это красноречиво говорит о «качестве» материалов, передаваемых органам расследования, а также о крайне низком уровне взаимодействия фискальной службы со СБУ. И еще раз подтверждает, что такими темпами Бюджет за счет борьбы с контрабандой уж точно не наполнить.

3. Борьба с коррупцией. А именно - завершение люстрационных процессов, проведение открытых конкурсов на замещение ответственных должностей, внедрение системы мотивации сотрудников ГФС.

Год назад были обещаны открытые конкурсы на таможне, в реальности сегодня половина должностей начальников таможен (13 из 26) – до сих пор вакантна. Да что там говорить, у нас уже более полугода вакантна даже должность заместителя главы ГФС, ответственного за таможенное направление. По сути руководитель таможни. Почему? Вопрос открытый .

Не реализованы и данные Романом Насировым год назад обещания о «внедрении системы мотивации сотрудников ГФС». Мотивация у большей части сотрудников ГФС отсутствует, а профессиональные кадры продолжают покидать службу. Я уже неоднократно обращал внимание на тот простой факт, что зарплата таможенного инспектора остается неизменной с 2005 года: примерно 2,5 – 3 тысячи гривен. Только 10 лет назад это было 500 долларов, а теперь – около ста. На свое содержание Таможенная служба тратит около 1% от суммы собираемых платежей в Бюджет. Не понимаю, почему руководитель ведомства не может публично поднять вопрос о поднятии заработных плат своим сотрудникам?

Кроме того, можно сказать, что уже стало доброй традицией отмена разного рода надбавок и доплат и повышение окладов инспектора, дабы обеспечить прозрачность процедуры «зарплатообразования». Но с каждым таким повышением, на руки инспектора получают меньше. Это правило действует безотказно. Всегда!

Можно и дальше делать вид, что государство борется с коррупцией, но пока не будет обеспечена мотивация для таможенника, включая достойное материальное вознаграждение, перспективы развития карьеры, правовую защиту, это будет очередная демагогия.

Мастерство же формализма в Центральном аппарате ГФС достигло своего верхнего предела, особенно что касаемо «сокращений». В прошлом году в руководстве ГФС заявили о том, что провели сокращение штата на 30%. Но, непосредственно перед началом таких «сокращений» в руководстве ГФС сначала побеспокоились о том, чтобы штат максимально «раздуть». Что было сделано? В штат центрального аппарата перед сокращениями включили всех сотрудников региональных подразделений внутренней безопасности, доведя численность этого Главного управления до 466 человек. Таким образом, при 30% сокращение аппарата «в жертву», в основном, и были принесены эти люди. Позже, сотрудники внутренней безопасности без затруднений нашли себе места в структуре региональных органов ГФС. А сокращение на бумаге – проведено.

Примечательно, что фискальная служба имеет одновременно 3 штатных структуры. И это абсолютное ноу-хау! Теперь избавляться от неугодных стало еще проще. Человеку из 1 штатки предлагают повышение во 2-й, а в 3-й такой должности уже не существует.

Люстрация тоже проведена «на отлично». Люди, с начала 90-х создававшие украинскую таможню как неотъемлемый атрибут украинской государственности были уволены.

4. Оптимизация структуры ГФС и ее территориальных органов

Оно «вылилось» в «шедевральные» законопроекты авторства ГФС, одним из которых предлагалось забрать у таможен статус юридических лиц, а другим – увеличить количество заместителей главы ГФС.

При чем, необходимость принятия обоих законопроектов подается все это громко и пафосно: «на выполнение обязательств перед МФВ» относительно усовершенствования работы органов ГФС». Но! Никаких требований по ликвидации таможенных органов как самостоятельной структуры миссия МВФ не выдвигала. Более того, преобразование таможен на структурные подразделения налоговых инспекций будет крайне негативно влиять на эффективность осуществления таможенного дела, что, следовательно, не соответствует экономическим интересам, ни Украины, ни…МВФ.

А в контексте масштабности поставленных задач по реформированию таможни Премьером Владимиром Гройсманом, и, как следствие, получения дополнительных поступлений в бюджет – эти законопроекты вызывают, мягко говоря, недоумение.

Тут я реформ не вижу совсем – скорее просто уничтожение таможни, поглощение ее налоговой службой.

5. Обеспечение выполнения положений программных документов в части налогового и таможенного администрирования.

Это такие документы как «Стратегия устойчивого развития «Украина – 2020», Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, Программа деятельности Кабинета Министров Украины, Меморандум об экономической и финансовой политике с МВФ.

Об этой проблематике я также писал не так давно. Соглашение об Ассоциации с ЕС вступило в силу с 1 января 2016 года и в рамках документа у Украины есть не только преференции, но и обязательства. Можно выделить два основных обязательства для Украины в рамках Соглашения об Ассоциации с ЕС. Среди них – внедрение института уполномоченных экономических операторов (УЭО) и присоединение к Общей транзитной системе ЕС (NCTS). Для выполнения этих обязательств установлены сроки и времени на реформы остается не так и много – 7 месяцев.  Причина невозможности выполнить эти обязательства проста – отсутствует законодательная база. Однако, скорее всего, у руководства ГФС совсем другие приоритеты.

После всего описанного убеждаешься во мнении, что будь ты инвестбанкир или просто «чесна і поважна людина», без профессионализма, опыта, проверенной команды, а самое главное – внутреннего стержня, побороть и изменить систему вряд ли получится.

В целом, анализируя работы ГФС в направлении за год, можно увидеть, что развитием службы целый год просто никто не занимался. Такое ощущение, что руководству ГФС было просто не до таможни.

                                              

Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]