Люстрация и обновление правовой системы
Сегодня много политиков, экспертов и простых людей часто говорят о люстрации, об изменениях, в которых нуждается правовая система. Однако первые шаги в этом направлении нельзя назвать эффективными. Так, напомним, были изменены руководители в органах прокур
Сегодня много политиков, экспертов и простых людей часто говорят олюстрации, об изменениях, в которых нуждается правовая система. Однако первыешаги в этом направлении нельзя назвать эффективными. Так, напомним, былиизменены руководители в органах прокуратуры, милиции, проведены выборыруководства всех судов. Но практически во всех органах правовой системыостались работать те же кадры, руководство судебных инстанций практически неизменилось, а в систему пришло много представителей предыдущей «оранжевой»власти. Неужели это люстрация?
Должен заметить, что это не имеет ничего общего с люстрацией, ведьлюстрация от лат. lustratio– очищение. Иными словами, люстрация должна проводитьсяне посредством смены одних сотрудников на других, а посредством увольнениявсех, которые себя скомпрометировали, без каких-либо компромиссов.
Кто бы что ни говорил о люстрации, какие бы законопроекты не предлагал, вседолжно быть сконцентрировано вокруг идеи – полное очищение чиновничьегоаппарата путем увольнения «старой команды» и приход новых образованных людей,которые не избалованы идеей «обогащения и наживы». Я не хочу обидеть никого излюдей, которые честно работали в государственных органах, но они должны понять,что если очищение, то полное, без компромиссов и условий. Это звучит жестко, номы должны это сделать, поскольку «переделывать» всегда тяжелее и дороже, чемстроить заново.
Конечно, я понимаю, что за несколько дней это сделать невозможно, посколькупроцесс обновления связан не только с кадровым потенциалом, а и сзаконотворческой работой. Но с другой стороны, процесс обновления правовойсистемы не является чем-то новым и необычным и достаточно изучить опыт другихстран, чтоб принять волевые решения и выполнить волю народа – перезагрузитьвласть и ее отношение к собственным гражданам. Например, не нужно далекоходить, а стоит посмотреть на соседнюю Грузию, которая была «поглощена»коррупцией и преступностью, на страну, в изменение которой никто не верил.Конечно, Грузия по сравнению с Украиной имеет свои особенности и вполитическом, и в экономическом отношении, однако основную идею люстрации вГрузии стоит взять за основу.
Например, в Грузии были уволены практически все сотрудникиправоохранительных органов, особенно руководящего звена. На работу в органыпринимали образованных людей в возрасте от 20 до 35 лет, которые имели желаниеработать и создавать новую правоохранительную систему. При этом данныесотрудники получили достаточный мотивационный пакет в виде – социального иматериального обеспечения. Деятельность правоохранительной системы сделалипрозрачной, открытой и доступной.
В Грузии была существенно реформирована Госавтоинспекция, котораяпревратилась в службу патрулей. Такая патрульная служба выполняет функциидорожной полиции, а также моментально реагирует на обращения граждан в службуэкстренной помощи, что помогает гражданам чувствовать защиту. При этом,автомобиль такой патрульной службы оборудован специальными техническимисредствами, которые должны быть всегда в исправном состоянии. Если на маршрутвыехал автомобиль с неисправностями, сотрудники экипажа вместе с ответственнымилицами подлежат увольнению.
Вспомните, если кто-то нарушаетобщественный порядок у нас на улице, хулиганит и т.п., всегда ли рядом стоящийили проезжающий гаишник проявит инициативу и защитит права человека? Вопросриторический, а ведь закон «О милиции» один для всех сотрудников милиции – идля участковых, и для следователей, и для гаишников…
Особое внимание заслуживает процесс реформирования органов прокуратуры. Унас все привыкли, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законоввсеми органами, предприятиями,учреждениями, людьми и т.п. Иными словами, нынешняя прокуратура является некимнаблюдателем за всеми процессами, происходящими в стране. Как ни прискорбно, нотакое наблюдательство или надзор не всегда осуществлялось в интересахгосударства и граждан Украины, а скорее использовалось как метод воздействия налюдей с целью достижения поставленных целей. Только лишь поэтому стоитполностью расформировать органы прокуратуры и создать на ее базе новый форматпрокуратуры, которая будет выполнять присуще ей функцию поддержания обвинения всуде. При этом возможно за прокуратурой оставить надзор за соблюдением нормпроцессуального законодательства при расследовании уголовных правонарушений.
Реформированию судебной системы нужно уделить особое внимание. К сожалению,но большинство представителей этих органов очень склонно к коррупции и сменаруководителей судов никаким образом не изменит ситуацию. Считаю, что львинаядоля представителей этой профессии должны уступить место молодым коллегам,которые имеют желание работать, имеют соответствующее образование и моральноеправо вершить правосудие. Нужно признать, что доверие людей к судебной властипрактически равно нулю и его нужно очень быстро восстанавливать.
Подводя итог, нужно отметить еще одно самое важное в люстрации – это ввестижесткие меры наказания тем, кто в новой должности осмелиться вернуться к старымсхемам работы, защите собственных интересов, игнорированию простых людей, ккоррупции, к кумовству и укрывательству. Уверен, что для чиновников,совершивших подобные деяние, должно быть самое строгое наказание, с лишениемправа претендовать на социальное и материальное пенсионное обеспечение. Кромеэтого, нужно запретить детям и внукам такого коррупционера в будущем заниматьдолжности в органах государственной власти.
Если нам действительно удастся реально обновить правовую систему, привестиее в соответствие с международными стандартами, если нам удастся свести кминимуму уровень коррупции, мы уже станем европейцами и нам легче будетреформировать любую отрасль. Уверен, что для достижения этой цели нужна лишьволя и жесткая безупречная позиция руководителей всех уровней, а не подписаниеразличных соглашений с другими странами и союзами.
- 21% українців, які хотіли б емігрувати – це катастрофа Володимир Горковенко 16:07
- Як ШІ змінює закупівлі: клієнти-машини та криза кадрів Марина Трепова 15:12
- Пеня на заборгованість по аліментах: поняття, порядок нарахування та граничний розмір Леся Дубчак 15:01
- Правила ефективного партнерства в адвокатурі Тетяна Лежух 13:33
- Перемир’я між Ізраїлем і ХАМАС: виклики та перспективи після 15 місяців конфлікту Олег Вишняков 13:25
- Як корпоративний медичний одяг змінює клініку: мій досвід Павло Астахов 09:26
- Нюанси ввезення пального в Україну через кордон для власного споживання Дмитро Зенкін вчора о 15:47
- Як та куди інвестувати на фондовому ринку США Євген Кондратьєв вчора о 15:30
- Неконституційність п.п.7 п.1 ч.2 ст.4 щодо ставки судового збору за подання касації Світлана Приймак вчора о 14:30
- Позбавлення пільг китайських маркетплейсів: якими будуть наслідки? Єфрем Лащук вчора о 11:36
- Як Трамп зробить видобуток великим знову? Ксенія Оринчак вчора о 11:31
- Зміна світового порядку: виклики та можливості нового часу Юрій Гусєв вчора о 09:16
- Оцінка ефективності медіа: що робити, коли даних недостатньо? Вікторія Новак 20.01.2025 18:42
- Воднева економіка України: регуляторні виклики та економічна доцільність Олексій Гнатенко 20.01.2025 13:41
- Чи підходить Польща для реєстрації ІТ бізнесу? Сергій Барбашин 20.01.2025 11:53
-
Забудьте про молодь. Її в Україні не буде
Думка 5602
-
Меланія Трамп на інавгурації 2025: два елегантні образи — у капелюсі вдень, у сукні ввечері
Життя 3441
-
Між правами бізнесу та покаранням за корупцію. Чому правки Лозового викликали дискусію
Бізнес 2588
-
Трамп пообіцяв запустити посилене буріння нафти та знизити ціни на енергоресурси
Бізнес 2522
-
"Січневий яйцепад". Хто обвалив ціни на яйця
Бізнес 2509