Опоздал на две секунды – штраф 40% заработка
В Китае многие работники из приложений к конвейерам становятся рабами компьютерных приложений.
Поводом для обсуждения проблемы, которая затрагивает судьбы миллионов людей, стало сообщение в социальных сетях.
Разносчик еды из южного Китая обнародовал свое недовольство работодателем. Он воспользовался мессенджером WeChat, чтобы выразить возмущение по поводу только что полученного штрафа, автоматически выписанного компьютерной системой.
Обвинение гласит следующее: "Нарушение правил: несвоевременная доставка, виновная сторона: поставщик, задержка: две секунды". Когда курьер попытался объяснить своему работодателю через чат, что просто забыл нажать в приложении кнопку "доставлено", ответа не получил. За такое «опоздание» он потерял 40 процентов от небольшой платы, которую должен был получить за свою работу.
Благодаря сообщениям китайских СМИ, мир узнал о том, насколько тяжелым зачастую бывает положение работников доставки. Тот, кто развозит еду для оператора приложения, смотрит на свой мобильный телефон и автоматически получает информацию о том, какой заказ будет обработан следующим. Приложение показывает, где находится пункт самовывоза и где находится пункт доставки. В среднем, посыльным обычно платят от 0,50 до 1,30 евро за доставку.
Чтобы избежать вычетов или штрафов, многие из них предпочитают нарушать правила дорожного движения: игнорировать красный свет, ездить по дорогам в неправильном направлении.
В чат-группах курьеры обмениваются советами о том, как не попасться полиции ("Красный свет иногда в порядке вещей") или где можно дешево жить ("120 евро за комнату с кроватью и двумя другими людьми в центре Шанхая"). Эти работники обычно не имеют трудовых договоров или страховки. Они рискуют многим, чтобы доставить китайскому среднему классу обед к порогу их кондоминиумов.
Если курьеры вступают в конфликт со своими китайскими работодателями, их могут даже оштрафовать - например, если клиенты оставляют плохой отзыв или если сотрудники нарушают правила.
Речь идет об операторах крупных приложений для доставки, таких как Meituan или Ele.me, которые управляют армией курьеров с помощью приложений и алгоритмов. Их сотрудники во многих случаях чувствуют себя эксплуатируемыми.
Для многих курьеров эта работа - стрессовая и опасная гонка за заказами, в которой они пытаются перехитрить алгоритм - как в компьютерной игре, которую они должны выиграть. Чтобы достичь своей дневной нормы, им также приходится часто работать сверхурочно.
И, тем не менее, миллионы китайцев предпочитают работать именно так. По данным китайских СМИ, около восьми миллионов курьеров работают на двух крупнейших платформах доставки еды, Meituan и Ele.me, которые поддерживаются технологическими гигантами Tencent и Alibaba. Большинство этих людей имеют среднее или базовое школьное образование и являются выходцами из более бедных сельских районов Китая.

В Meituan, например, работают многие из тех, кто раньше трудился на заводских сборочных линиях. Если раньше эти люди были приложением для конвейеров, как во времена форда, то теперь они становятся рабами приложений. "Иногда я так занят, что пропускаю завтрак и даже обед, - сказал американским СМИ один из курьеров, - это тяжелая работа, но с некоторым опытом она не так уж плоха". «Я легко могу заработать 50 евро в день".
По собственным данным Meituan, поставщик зарабатывает в среднем 620 евро в месяц. Согласно официальной китайской статистике, фермер в сельской местности зарабатывает всего 550 евро в месяц, а простой рабочий сборочного конвейера, по сообщениям китайских СМИ, всего 540 евро.
А что же делает в связи с этим китайское руководство? Ведь в Китае у руля Коммунистическая партия Китая, которая по умолчанию должна быть на стороне тружеников. Вместо этого государство долгое время делало все наоборот. За последние несколько месяцев власть даже несколько раз арестовывала людей, которые защищали права курьеров.
В феврале был арестован курьер Чэнь Гоцзян, более известный в стране по прозвищу Мэнжу. Он размещал видеоролики об условиях труда и даже призывал к созданию "какого-то профсоюза". В сентябре был задержан Фан Ран, китайский аспирант из Гонконга, который изучал деятельность рабочих на заводах технологической отрасли Китая.
Эли Фридман, социолог труда из Корнельского университета в США, объясняет, почему китайское правительство противостоит растущей организации рабочих, арестовывая таких людей, как Мэнжу: "Китайская коммунистическая партия не выступает против улучшения экономического положения рабочего класса. Но она против того, чтобы они сами боролись за эти улучшения. Партия смертельно боится самостоятельной организации рабочих".
Поэтому, начиная с лета, китайское правительство выбирает в качестве мишени одну интернет-компанию за другой и выдвигает против них всевозможные обвинения: Иногда речь идет о нарушениях антимонопольного законодательства, иногда о защите прав потребителей, финансовой устойчивости и даже об эксплуатации труда.
Но многие сомневаются, что китайское правительство чего-то добьется и действительно улучшит условия труда курьеров. Эйдан Чау из гонконгской НПО China Labour Bulletin скептически относится к тому, что произойдет что-то фундаментальное. "Сейчас правительство пытается перераспределить часть прибыли, но я не думаю, что курьеры заметят значительные изменения", - говорит он.
Для этого, по его мнению, должно произойти нечто большее. Должна быть ослаблена железная хватка алгоритмов, а тенденция к сокращению сроков доставки должна быть остановлена. Наконец, конкуренция между многими людьми, желающими выполнять такую работу, должна снизиться, потому что это усиливает власть компаний.
Что же касается китайского правительства, то с одной стороны оно уже несколько месяцев усложняет жизнь многим технологическим компаниям, с другой стороны, хочет избежать одного: чтобы в результате пострадал экономический рост.
См. также: В каком году или веке, по немецким меркам, живут украинцы
- Чому Зеленський – за голосування у ДІЇ, а Голова ЦВК – проти? Валерій Карпунцов 19:22
- Сучасна жінка чи ШІ? Дмитро Зенкін 16:37
- Леся Українка: як англійська література заговорила українською – всупереч заборонам Інна Лукайчук вчора о 15:28
- Як активному споживачу приєднати та використовувати установки зберігання енергії Світлана Камєнєва вчора о 12:03
- Київ більше не задає ціну. Як дешевий квадрат у передмісті змінює правила гри Антон Мирончук 18.12.2025 18:17
- Правило "спідньої білизни" в бізнесі. Як ваша відвертість непомітно руйнує кар'єру Олександр Висоцький 18.12.2025 11:43
- Автоматизація проти ілюзії зайнятості: як повернути час для стратегічної роботи Олександр Скнар 18.12.2025 08:45
- Розбір законопроєкту №12439: важливі зміни для бізнесу щодо обшуків і арештів Роман Тулін 17.12.2025 18:02
- Як зареєструвати народження чи смерть родича з окупованих територій України Віра Тарасенко 17.12.2025 15:10
- Грантові заявки ОМС: чому класичний NGO-підхід не працює для громад Олександра Смілянець 17.12.2025 12:55
- Декалог перемоги і миру: що треба пам'ятати Анастасія Розлуцька 17.12.2025 10:12
- Про пристрасть депутатів до повторення старих помилок Олег Пендзин 17.12.2025 09:20
- Спалах з Півночі Євген Магда 17.12.2025 09:07
- Мотивація без натхнення: що працює, "коли немає сил хотіти" Тетяна Кравченюк 16.12.2025 17:19
- "Корисна дура" чи свідома роль? Георгій Тука 16.12.2025 15:35
-
Вперше з’явилися зображення нової української ракети "Барс"
Технології 9871
-
Нацбанк анонсував зміну іпотечної програми "єОселя" з 2026 року
Фінанси 7140
-
Rheinmetall відкрив перший гібридний завод за межами Німеччини
Бізнес 2808
-
Wizz Air запускає п'ять нових маршрутів з Польщі: перші рейси – у березні
Бізнес 2807
-
Вірогідність миру після сьогоднішнього виступу Путіна максимально зменшилася. Ось чому
Думка 1832
