Реновация многоквартирного жилья и немцы
Как осовременить панельные дома, сделать жилье и пространство вокруг комфортным для людей.
Иногда сложно отличить здания старой и новой постройки в Германии. Они выглядят одинаково стильно и ухожено, потому что тут достраивают и обновляют фасады старых зданий. Реновация по-немецки – пример, как осовременить панельные дома, сделать жилье и пространство вокруг комфортным для людей.
Восточная Германия 40 лет строилась по советским нормативам. Поэтому тут много хрущевок и других панелек. После воссоединения Германии здания не снесли, хотя жилье уже не соответствовало стандартам даже 90-х годов. Немцы решили «обновить»: поменять коммуникации, заменить окна, утеплить, достроить лифтовые шахты, пристроить балкон или другим путем расширить площадь квартир. Советские хрущевки стали комфортным жильем.
Европейский вариант реноваций прошел с минимальными неудобствами для самих жителей. Тут не сносили, а вносили незначительные вмешательства, чтобы восстановить старые дома. Известен московский вариант реноваций, где сносят кварталы и потом строят муравейники, и на этом легко разворовывают колоссальные деньги. Киевские градостроители также думают о реновациях старых домов. Им необходимо подробно изучить опыт Германии, который, как никакой другой, подходит для наших реалий. Ведь нет никакой проблемы в возрасте здания — люди комфортно живут и в 100-, и в 200-летних домах, а в Швейцарии встречаются и 600-летние. Главное решить вопрос удобств, коммуникаций и энергоэффективности.
Панельное гетто Меркишес Фиртель
В Берлине многие остались без жилья после второй мировой войны. Для решения этой проблемы строили панельные микрорайоны. На месте дачного поселка Меркишес Фиртель выросли многоквартирные «коробочки» для 40 тысяч жителей всего за 11 лет. Инфраструктура не успевала за темпами возведения жилья: не хватало школ, детских садов, игровых площадок, магазинов, ресторанов и транспортного сообщения с центральными районами Берлина. Фотографы и режиссёры приезжали сюда снимать серое и мрачное бетонное гетто.
В 90-х ситуацию удалось изменить к лучшему. Тут построили 12 школ, 9 детских садов, заведения для досуга и отдыха, до границ района продлили линию метрополитена. В 2008-2015 годах провели реновацию жилищного фонда. Меркишес Фиртель стал благополучным и симпатичным районом на окраине большого города.
Главной задачей реновации было повысить энергосбережение домов. Мастера усилили теплоизоляцию, убрали мусоропроводы, сделали стильные стеклянные входные зоны в подъезды. Отличительной чертой домов в Германии можно отметить их аккуратные одинаковые балкончики. Часто их окрашивают в другой цвет, и они становятся украшением здания. Никто не стеклит и не надстраивает по-своему балконы. Никто не вешает внешние блоки от кондиционеров. Фасады домов выглядят свежими и стильными.
Микрорайон строился в одночасье, однако все дома разной этажности и формата. Уникальность архитектуры делает спальный район более комфортным и интересным, в отличие от микрорайонов левобережного Киева.
Сейчас сложно представить Меркишес Фиртель как бетонное гетто, потому что все утопает в зелени. Немцы высаживали уже взрослые саженцы и очень быстро огромные пространства между домами превратили в скверы. Нигде нет мусора.
У подъездов могут быть парковки для велосипедов и электроколясок. Все машины паркуются за территорией придомовых кварталов. К подъезду дома можно подъехать лишь в исключительном случае, если надо занести действительно что-то тяжёлое и габаритное, и только на полчаса, иначе водителя оштрафуют.
Советский Марцан-Хеллерсдорф
Восточный район Берлина Марцан-Хеллерсдорф активно застраивался в 1970-х годах. Архитектура жилых зданий отчасти напоминала нашу Русановку. Германии воссоединилась и из панельных бараков съехало почти три миллиона жителей. Дома стали не соответствовать современным потребностям. Политики призывали снести жилые кварталы сборного типа. В итоге выбрали «нормализацию».
Реновацию делали собственники, а не государство, поэтому изменения в каждом отдельном доме – совершенно разные. Кто-то улучшал только энергетические показатели дома. Обязательными для всех были роботы по теплоизоляции, ремонт крыш и бетонных конструкций, модернизация коммуникаций, установка отопительных систем с индивидуальными счётчиками.
Часть домов изменилась кардинально. 11-этажные здания уменьшали до 3-4 этажей и превращали в таунхаусы и дуплексы с отдельными входами для каждой квартиры. Во время ремонта фасадов добавили немного ярких красок. На многие здания пристроили модные балконы - внешние конструкции, которые прикрепили к фасаду. Двери в подъезды и лестничные клетки закрыли стеклом – теперь внутри светло. Дизайнеры разработали модные козырьки над входом. К пятиэтажкам с внешней стороны пристроили лифты и стильные мансарды. Строители расширили окна, выделили отделочным камнем первый этаж.
Некоторые дома всё же снесли, чтобы на их месте появились парки и детские площадки. Территорию разделили на публичную и частную. Жителям первых этажей отдали прилежащие участки, на которых они организовали уютные террасы. Никто не сделал вместо этого пристройку. Общественные территории отдали под руководство коммунальных управляющих.
Милый район Берлина уже не напоминает о советском прошлом.
Судьба немецких хрущевок
Если вам приходилось видеть, как современно могут выглядеть советские хрущевки, то скорей всего над их реновацией работал немецкий архитектор Штефан Форстер. Именно его работы стали знаковыми.
В немецких панельных пятиэтажках остались лишь некоторые старики после объединения Германии и повальной миграции из ГДР. Главная задача архитектора была переделать существующее пространство в достойное жизни. Штефан Форстер трансформировал его в нечто совершенно новое. Он ломал центральные сегменты здания и строил между ними новые, куда постепенно переселялись люди.
Часто удалял один-два верхних этажа. Делал таунхаусы. Вместо 11 подъездов оставлял только 6. Где-то частично удалял верхний этаж и делал его «виллаподобным» или ступенчатым с большими террасами на крыше. Новые панели выкрасил яркие цвета, а первые этажи украшал кирпичной кладкой. На открытых террасах появились мини-сады, которые защищает консольная крыша. На фасадах могли появиться дизайнерские балконы разных размеров или непрерывная их линия. Террасы и балконы на верхних этажах - пристройки, которые увеличивают пространство квартир.
Раньше в домах было всего несколько типов квартир стандартной планировки. Штефан Форстер разработал 18 различных вариантов. Квартиры стали просторными и удобными. Их количество в домах сократилось в два-три раза.
Стеклянные террасы Дуйсбурга
Дуйсбург находиться на западе страны, близ Дюссельдорфа. Этот город можна сравнить по размерам и количеству населения с нашим Николаевом. После войны там активно велось жилищное строительство, поскольку многие горожане остались без крова из-за бомбардировок. Сейчас послевоенные дома в хорошем состоянии, не разваливаются, но морально устарели. Такая недвижимость теряет ликвидность, и немцы затеяли реновацию.
Дома утепляют, устанавливают крепления на фасаде и роют фундамент, а потом пристраивают огромные стеклянные террасы. Смотрятся такие дома очень современно.
Сегодня красивым словом реновация часто пользуются градостроители не с самыми лучшими намерениями. В России московская программа реновации предполагает расселение и снос 5 171 дома, или 350 тыс квартир, или более 1 млн жителей. Власти намерены увеличить этажность и плотность застройки. В Киеве тоже говорят про реновации с целью уплотнить застройки. Никто не думает, что не хватает места для парка или сквера. Никто не думает о создании комфорта.
- Леся Українка: як англійська література заговорила українською – всупереч заборонам Інна Лукайчук вчора о 15:28
- Як активному споживачу приєднати та використовувати установки зберігання енергії Світлана Камєнєва вчора о 12:03
- Київ більше не задає ціну. Як дешевий квадрат у передмісті змінює правила гри Антон Мирончук 18.12.2025 18:17
- Правило "спідньої білизни" в бізнесі. Як ваша відвертість непомітно руйнує кар'єру Олександр Висоцький 18.12.2025 11:43
- Автоматизація проти ілюзії зайнятості: як повернути час для стратегічної роботи Олександр Скнар 18.12.2025 08:45
- Розбір законопроєкту №12439: важливі зміни для бізнесу щодо обшуків і арештів Роман Тулін 17.12.2025 18:02
- Як зареєструвати народження чи смерть родича з окупованих територій України Віра Тарасенко 17.12.2025 15:10
- Грантові заявки ОМС: чому класичний NGO-підхід не працює для громад Олександра Смілянець 17.12.2025 12:55
- Декалог перемоги і миру: що треба пам'ятати Анастасія Розлуцька 17.12.2025 10:12
- Про пристрасть депутатів до повторення старих помилок Олег Пендзин 17.12.2025 09:20
- Спалах з Півночі Євген Магда 17.12.2025 09:07
- Мотивація без натхнення: що працює, "коли немає сил хотіти" Тетяна Кравченюк 16.12.2025 17:19
- "Корисна дура" чи свідома роль? Георгій Тука 16.12.2025 15:35
- Дострокове зняття догани з працівника Альона Прасол 16.12.2025 14:53
- Виселення за борги: міфи, реальні загрози для боржника Павло Васильєв 16.12.2025 12:58
-
Голова НБУ особисто приніс ветеранові картку в лікарню
Фінанси 50323
-
Круте піке. Чому в Києві різко подешевшала оренда квартир
Бізнес 9489
-
Нові власники "Гулівера" програли перший раунд у суді: у паркінг зайшов старий орендар
Бізнес 5526
-
Румунія протестувала надійність мосту через Тису до України – фото
Бізнес 5343
-
"Ризики перебільшені". Юристи Єврокомісії оцінили загрозу позовів через російські активи
Фінанси 4485
