9 нетарифных причин снизить ренту для добывающих компаний в Украине
За последние несколько месяцев в пользу снижения ставок ренты для газодобывающих компаний в Украине высказались многие. Высказывались даже те, кто не имеет никакого отношения ни к энергетике, ни к добыче газа, ни к вопросу формирования тарифов.
За последние несколько месяцев в пользу снижения ставок ренты для газодобывающих компаний в Украине высказались многие. Высказывались даже те, кто не имеет никакого отношения ни к энергетике, ни к добыче газа, ни к вопросу формирования тарифов. К сожалению, очень важную и интеллектуальную дискуссию о будущем фискальной системы для газодобывающей отрасли, свели к примитивным умозаключениям, подогретыми популистской риторикой, которая, в конце концов, заставила всех поверить в то, что снижение ренты необходимо исключительно для снижения тарифов на газ для населения. Это манипулирование, в конечном итоге, привело к непринятию решения.
Правда заключается в том, что снижение фискальной нагрузки на добычу газа хоть и имеет, но непрямое и не мгновенное влияние на тарифы. С принятием закона «О рынке природного газа» Украина осознано стала на путь либерализации газового рынка и внедрения рыночных механизмов регулирования этого рынка. Другими словами, в конце пути реформирования Украина должна получить рынок газа, в котором должно быть много игроков, не будет монополии НАК «Нефтегаз» на продажу газа населению, и в котором будут действовать только рыночные правила для конкуренции за потребителя. Цена на газ будет рыночной, а не определенной политиками.
Снижение ставок ренты не может значимо изменить цены на газ, если в сам тариф не включена рыночная цена. А именно такова сегодня ситуация с газом, который закупается государством для обеспечения домохозяйств у государственных компаний. Без коммунизма или кросс-субсидирования через государственный бюджет, цена на газ на рынке может быть только рыночной. Совсем другой вопрос, каким образом можно снизить тарифную нагрузку на население, или другими словами, каким образом можно обеспечить снижения реальных расходов населения при оплате газа и тепла. И тут Украина четко определила концепцию, имплементировав систему субсидирования населения - единственно правильную на сегодня, цивилизованную и прозрачную систему компенсации чрезмерных расходов на газ и отопление гражданам, а не производителям. Но производителям тоже нужно понимание. Без внедрения новой фискальной системы, все наши усилия, направленные на достижение роста внутренней добычи, обеспечения газовой независимости, снижения рыночных цен на газ так и будут потрачены зря.
Я постаралась систематизировать 9 фундаментальных причин, из-за которых нам необходимо пересмотреть фискальную систему для газовой отрасли.
1. Инвестиции и увеличение собственной добычи газа
Снижение налоговой нагрузки своей первичной целью должно преследовать рост и активизация инвестиций в отрасль. Инвестиции отрасли нужны как чисто финансовые, направленные на кредитование или финансирование газодобывающей деятельности украинских компаний-операторов, так и квалифицированные индустриальные инвестиции крупных и средних компаний, которые сами специализируются на добыче углеводородов и решат отрыть свои операции в Украине. По результатам 2015 года мы вынуждены констатировать полное приостановление иностранных инвестиций в отрасль. Более того, мы обязаны признать катастрофический отток инвестиций из отрасли. Квалифицированные инвестиции, как локальные, так и международные, к сожалению, покидают страну.
Очень важно понять, что квалифицированные инвестиции - это не просто деньги на бурение, а принципиально новые технологии, оборудование и экспертиза. Этого не хватает украинской газодобывающей отрасли для достижения конкурентной себестоимости добычи газа.
2. Снижение и оптимизация стоимости добычи
С одной стороны, само по себе снижение налоговой нагрузки прямо найдет отображение в себестоимости каждого кубометра добытого газа.
С другой стороны, именно благодаря иностранным квалифицированным инвестициям и появлению современных технологий бурения, освоения и интенсификации можно ожидать значительного снижения себестоимости добычи газа в Украине. А сейчас в Украине на многих новых и глубоких скважинах довольно высокая стоимость добычи газа (100-150 долларов за м3), в сравнении с более прогрессивными странами. Основное преимущество последних заключается в огромном пути, который они уже прошли в части развития технологий и построения индустриальной экспертизы. Привлечение технологий и индустриальной экспертизы будет являться основным непрямым достижением на эффективность отрасли.
3. Адаптация к снижению мировых цен на углеводороды
За время, пока мы спорили и совещались относительно того, кому и как понизить ставки ренты, кардинально изменилась ситуация с ценами на углеводороды.
Парадоксально, но когда многие экономики мира снижают налоговую нагрузку на нефте-газодобычу или вводят стимулирующие меры, чтобы компенсировать падение цен на углеводороды и поддержать национальные компании, Украина осмелилась на «оригинальный» поступок и увеличила эту самую налоговую нагрузку.
Кроме того, волатильность глобальных цен на энергоносители всегда легче переносят экономики, которые оперируют значительными объемами собственной добычи. Когда поднимутся цены, у стран с развитой, но, возможно, законсервированной добычей быстро появится резерв для получения прибыли. У Украины теперь уйдет порядка 2-3 лет только для того, чтобы нарастить или хотя бы восстановить объемы добычи 2013 года.
4. Энергетическая безопасность и независимость страны
В странах с внутренним потенциалом для развития ресурсов энергетическая безопасность строится на трех основных столпах: замещение импортных ресурсов собственными, диверсификация энергоресурсов и энерго-эффективность.
Всем понятно, что покупая у России газ мы сами же финансируем экономику, являющуюся спонсором войны на востоке Украины. Но далеко не все осознают, что мы можем сколько угодно радоваться тому, что покупаем меньше газа у России из-за развития реверсного направления поставок, но де-факто большая часть этих поставок тоже состоит из российского газа, за которые мы платим валютой.
Даже при рыночных ценах на газ внутренней добычи, импортный газ всегда будет обходиться Украине дороже, так как налоги, включенные в структуру его цены, оплачиваются в государственный бюджет страны производителя.
5. Увеличение поступлений в государственный и местные бюджеты в долгосрочной перспективе
Во всех добывающих экономиках поступления от добычи учитываются не только в виде прямых рентных платежей. Принято также учитывать общую сумму доходов разного уровня бюджетов в виде налогов и сборов связанных с закупками и затратами этой отрасли (платежи за лицензии, техника и технологии, расходные материалы, персонал). С каждым добытым кубометром украинского газа кумулятивный налоговый эффект повышается, так как большая часть дохода остается именно в стране. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что рост внутренней добычи газа обеспечит стабильный рост абсолютных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на долгосрочной основе.
По данным ДФМ, в 2013 году до повышения ренты сумма всех налогов и сборов от 120 компаний, которые вели разработку и добычу нефти или газа, составила 26 млрд. грн или 6% от доходов государственного бюджета. В то время как общий объем отрасли в ВВП был не более 1,5% (данные из проекта отчета EITI за 2015 год). Это говорит о том, что еще до повышения ренты нефтегазовая отрасль являлась одной из ключевых для наполнения бюджетов. При этом, в нефтегазовой отрасли в 2013 году было занято более 55 тыс. человек (0,48%). То есть, это также отрасль с относительно интенсивной занятостью.
6. Развитие индустрии, увеличение конкуренции
Очень важно для Украины поддерживать либеральный подход для развития рынка газа и газодобывающей отрасли. Украинская нефтегазовая отрасль характеризуется большим количеством месторождений разного размера и качества. Ресурсная база традиционного газа крайне фрагментирована, и недостаточно укрупненная для прихода мировых лидеров нефтегазовой отрасли. Мы должны бороться за частные компании любого размера, которые доказали свою состоятельность в развитии добычи в других странах и экономиках.
Если мы хотим повторить успех США в части развития добычи традиционного и нетрадиционного газа, то стоит обратить внимание на то, что в США месторождения разрабатываются сотнями различных операторов, история развития которых ограничена последними пятью годами. Это новые агрессивные инвесторы, способные на принятие быстрых и своевременных решений. Именно такой тип инвесторов имеет все шансы растормошить уснувшую нефтегазовую отрасль в нашей стране. А такие средние компании особо чувствительны к фискальным изменениям.
7. Создание источников для финансирования добычи за счет реинвестирования собственных средств
Посмотрим правде в глаза – сегодня украинские компании отрезаны от кредитного финансирования как внутри страны, так и за ее пределами. А нефтегазовые компании из-за нестабильной и непрогнозируемой фискальной государственной политики вообще в особом положении. Они не торгуются на биржах, кредиты им сейчас не дадут. А если и дадут, то под такие проценты, что дешевле опять же ничего не добывать. Государственная ПАТ «Укргаздобыча» платит более 30% по задолженности перед ГФС. Поэтому, в период закрытых кредитных окон для украинских компаний в Европе, только снижение ренты позволит компаниям реинвестировать собственные средства в разработку новых месторождений и ввести в эксплуатацию новые продуктивные скважины.
8. Остановка оттока высококвалифицированного персонала из отрасли
Геологи, инженеры, операторы буровых установок – это уникальные специалисты, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Если в отрасли нет денег, то они моментально начинают искать возможности для выезда за рубеж. В последующем потеря каждого специалиста скажется на себестоимости производства газа. Увы, каждая неправильно пробуренная скважина тоже ложится на себестоимость газа.
Снижение налогов позволит сохранить в стране высококвалифицированные кадры в нефтегазовой отрасли. После прошлогоднего "налогового нокаута" многие компании свернули свои проекты, и часть кадров уже нашла работу на месторождениях соседних с Украиной стран и Азии. Вернуть их уже будет сложно. А подготовка специалистов нефтегазовой отрасли требует много времени и средств.
9. Развитие газовой отрасли создаст рабочие места и позволит поднять занятость населения
Стратегической целью государства должно стать увеличение занятости и доходов населения, а не снижение тарифов при низких доходах. Формируя новый подход в развитии собственной добычи, мы имеем все шансы вслед за развитием нефтегазодобывающей индустрии добиться фундаментального роста сопряженных секторов экономики, таких как нефтехимия, металлургия, трубная промышленность, строительство.
Так что же делать сейчас? Нужно системно подойти к вопросу изменения фискальной нагрузки для всей отрасли без исключений, включая государственные компании. Вспомнить о том, что система, разработанная с привлечением международной экспертизы, получившая одобрение со стороны отрасли, со стороны международных доноров и, что немаловажно, со стороны потенциальных инвесторов, пылится на полке в Кабмине. Необходимо срочно реанимировать комплексный законопроект решающий как краткосрочные, так и долгосрочные задачи отрасли, в части оптимизации налоговой нагрузки на добычу газа. Одновременно поставить задачу всем государственным управленцам в сфере нефтегазовой отрасли добиться максимального увеличения собственной добычи и перестать хвалиться процедурными или декларативными изменениями на рынке. Очевидно и компании, как частные, так и государственные, вместе со стимулами к увеличению добычи должны получить и набор инструментов, которые делают невозможным создание монополий или получение сверхприбылей без реинвестирования в добычу. Сам по себе шаг по снижению ренты должен быть лишь началом для комплекса шагов, каждый из которых ведет к снижению цены на газ на внутреннем рынке для всех потребителей в Украине.
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін вчора о 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз вчора о 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов вчора о 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
-
Віктор Ющенко та партнери відчужили право на видобуток газу на Полтавщині
Бізнес 147111
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21153
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 8843
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7637
-
Найбільший роботодавець і платник податків Херсонської області збанкрутував через війну
Бізнес 6136