SMS-благотворительность: пора работать!
Около месяца назад в Берлине мы договорились о поддержке в разработке для Украины системы смс-пожертвований (внутри рабочей группы мы уже договорились называть ее Платформой) с самыми влиятельными в этой сфере немецкими организациями. Там это делают «DZI»
Ведущие волонтерские организации, помогающие фронту,в конце прошлой недели со скандалом ушли с заседания общественного совета приминистерстве Обороны. Потому что в совете большинство оказалось за людьми,которые годами лишь пилят бюджетные деньги. Это не первое министерство, вкотором происходят подобные конфликты. Похожая история прямо сейчас происходитс общественным советом при Минсоцполитики, и не только: как только речь идёт ораспределении «общественного блага», сразу находятся активные люди, которымхочется это общественное благо делить. В том числе, в свою пользу.
Что значит сейчасраспределять общественную пользу в Украине? Тут «зрады» - вагон и маленькийбронепоезд. Ведь это бюджетные миллионы на выполнение социальных программ. Это возможностьза одну гривну в год арендовать муниципальную или государственную недвижимость.Которую, кстати, «фанерные» ГО-шки (по случайному совпадению, основанныезачастую родственниками действующих мэров) потом спокойно за кэш пересдают всубаренду магазинам. Это возможность влиять на публичную политику или наформулировки в законах и подзаконных актах, выписывая постановления Кабмина,директивы любого министерства под нужды «своих» людей и организаций. Подобныедоговорняки на самом деле убивают универсальную общемировую валюту, на которойстроятся общественные отношения: Доверие.
Вся историячеловеческой цивилизации построена по линии доверия/недоверия. К примеру: мы,первобытные загонщики, шумим и гоним зверей к нужному месту, чтобы нашим стрелкамбыло удобно их убить, а мясо и шкуры после удачной охоты мы разделим на всеплемя, включая женщин, детей и стариков. Мы доверяем стрелкам, стрелки доверяютнам, женщины и старики доверяют и нам, и стрелкам.
Но вместе ссистемой доверия появились и люди, от которых надо было страховаться, иначе всясистема могла быть разрушена.
Загонщики истрелки отдали дичь ответственному соплеменнику и рассчитывают, что все, ктосам не способен охотиться, будут накормлены. А если оказалось, что он мясосгноил или съел сам – это непорядок и мясо ему больше никто не доверит, а то исамого его на мясо пустят.
Мы, граждане,тратим свои деньги, время, ресурсы на то, чтобы одеть армию, снабдитьгоспитали, помочь переселенцам и вылечить больных детей… Нам важно знать, чторесурсы потрачены по назначению. А если за бюджетные или благотворительные, тоесть ОБЩИЕ, деньги кто-то строит себе дворец «Хонка-Пшонка», то это логичновызывает сопротивление граждан. И значит, нужны правление-контроль-разбирательство-наказание.
«Не все йогурты одинаково полезны»
Всего в Украинепорядка 15 000 благотворительных фондов и около сотни тысяч общественныхорганизаций. Точного количества не знает никто, как никто не может сказать,какой процент из них реально работает, а какие организации существуют лишь набумаге. Даже обязательную по закону годовую отчетность в налоговую большеполовины благфондов не подают.
Всенеприбыльные организации (кроме тех, кто существует только на бумаге) можноусловно поделить на несколько категорий:
- · «прокладки» - существуют для распиливания бюджетных потоков (сних мы начали);
- · «фанерки» - работают лишь во время предвыборной кампании либодля раздачи гречки от имени кандидата, либо для наезда «от имениобщественности» на конкурентов;
- · «отбеливатели» - частные и корпоративные фонды, работающие нарепутацию основателей;
- · «буйные» - волонтерские, в основном, организации,действительно работающие на результат (к счастью, таких тоже много!);
- · «грантоеды» - структуры, существующие на иностранные гранты,выделяемые на развитие гражданского общества и прочие очень полезныеинициативы. Основной продукт их деятельности – отчет, а совсем не результат.Наоборот, часто их внутренняя логика поведения строится так: если проблема, скоторой мы тут за грантовые деньги боремся, внезапно решится, то как же мыполучим на следующий год точно такой же грант?!

В 2012 г. одна из профильных ассоциацийблаготворительных фондов начала грантовый проект по разработке и лоббированию вУкраине законодательства о благотворительных СМС. Проведены общественныеслушания, круглые столы, конференции, опросы, время шло, мы терпеливо посещалиэти скучные мероприятия.
К 2013 они определились, что возьмут «за основу»чешскую модель смс-благотворительности (правда, переработанную потом вСловакии, а потом еще раз в Болгарии). Вероятно, свободное время для приезда вУкраину было только у болгарского эксперта. Да пусть хоть так, лишь быработало!
К 2016 году они разработали законопроект и дажезарегистрировали его в парламенте. Правда, в законопроекте почему-то право насбор смс-пожертвований предполагалось дать только благотворительным фондам. Нив Болгарии, ни в Чехии, ни в одной цивилизованной стране мы такой дискриминациине видели – там это могут делать и общественные организации, и ассоциации, иместные громады: пришлось скандалить.
К счастью, за пару недель до этого в ВР был разработан(и не за 4 года, что удивительно!) альтернативный законопроект, причем гораздоболее качественный. Апологеты «болгарской» модели его, к счастью, поддержали. Вконце года законопроект стал Законом.
Сразу после этого «неспешные» грантополучателиобъявили, что теперь собираются взять на себя процесс разработки системыконтроля и учета, а также подзаконных актов. Предполагалось множество круглыхстолов, общественных слушаний… Тут наши нервы просто не выдержали.
У нас просто нет такогоправа в 2017 году! Ведь на наших глазах за последние три года молниеносновыросли волонтерские инициативы – именно благодаря скорости и эффективностидействия этих «молодых» страна Украина сохранилась, как государство. И сейчасименно эти организации, в том числе, готовы предложить свою техническую, IT-шную и коммуникационную экспертизу для того, чтобы запуститьв работу благотворительные смс качественно и быстро. Их заинтересованностьпонятна: прозрачный, легальный и удобный способ собрать деньги на тепловизоры,на госпитали, на биотех-реабилитацию... Мы – общество - не можем позволить себепотратить ещё четыре года на такую же тягомотину с разработкой системы.

Что нужносделать, чтобы система заработала? Прежде всего, обеспечить прозрачность ивысокий уровень доверия среди благотворителей. Этот же пункт является самымважным и для мобильных операторов – ведь если благотворительные деньги уйдут налево,пользователь будет винить во всём именнооператора, а не мошеннический псевдо-фонд.
Второе важное, на нашвзгляд, решение – воспользоваться современным европейским опытом, а неизобретать уникальный украинский велосипед. Ведь смс-пожертвования существуютво многих цивилизованных странах давно. Механизмы их учёта, налогообложения, дадаже распределение номеров – открытая публичная информация.
Около месяцаназад в Берлине мы договорились о поддержке в разработке для Украины системысмс-пожертвований (внутри рабочей группы мы уже договорились называть ееПлатформой) с самыми влиятельными в этой сфере немецкими организациями. Там этоделают «DZI» и «TI-Deutschland»: первые больше работают с организациями общенационального уровня, вторые– с локальными и/или небольшими. Именно они проводят сертификацию, оценку иизмерения эффективности благотворительных инициатив в Германии. Их системаоказалась вполне применимой в Украине.
Наши основные требования кПлатформе:
- Учтены интересы основных участников благотворительного и общественногонеприбыльного сектора.
- Даже молодые, но честные общественные организации и благотворительныефонды могут претендовать на получение короткого номера, если будут своевременнои прозрачно отчитываться.
- Измерять эффективность благотворительных организаций, получающих деньгичерез смс, должна независимая организация. В ее правлении должны быть люди, укоторых гарантированно нет личной заинтересованности и конфликта интересов слюбыми участниками сектора. А в наблюдательный совет должны быть включены какпредставители мобильных операторов, так и представители неприбыльного сектора,а также, возможно, государство.
- Платформа должна обладать техническими ресурсами для того, чтобыагрегировать у себя на сайте и делать постоянно доступными регулярные отчётыкаждой организации, которая получила деньги через смс. Ведь подобное отношениек отчётности – постоянная доступность и прозрачность – должны стать правилом вовсем украинском неприбыльным секторе.
Именно такуюсистему мы собираемся построить в Украине. Болеетого, на построение этой системы найдутся деньги у иностранных доноров Украины.Многим из них уже надоело вкладывать деньги, которые уходят, словно вода впесок, в бесконечные «круглые столы по развитию инициатив гражданского общества».Надоело ждать по нескольку лет, пока действительно нужная законодательнаяинициатива начнёт работать в Украине.
Сейчас другое время. Сейчаснадо брать и делать.
P.S. А «зрада» вМинобороны, кстати, оперативно ликвидируется. Уволена в течение суток решениемминистра тетенька-клерк, обозвавшая волонтеров нехорошими словами. А пристальноевнимание общества и СМИ к процессу формирования общественного совета, покрайней мере, позволит исключить из нее самых одиозных распиливателей бюджетныхсредств. Завтра же подобный процесс стартует в Минсоцполитики – там битва будетнепростой, но на стороне добра в этой битве очень сильные волонтерскиеорганизации, которым доверяет общество.
- Як мислити ефективніше: техніка шести капелюхів Едварда де Боно Олександр Скнар 09:36
- П’ять років поза Конституцією: як Україна втратила баланс влади і підтримку світу Валерій Карпунцов вчора о 21:18
- "FPV на арабіці": акцизний податок на каву як інструмент поповнення військового бюджету Кароліна Холявко вчора о 18:58
- Королівство кривих дзеркал: як абсурд став нашою нормою Дана Ярова вчора о 18:19
- Гроші що не сплять, або еволюція хедж-фондів з середини ХХ сторіччя до сьогодення Ольга Ярмолюк вчора о 17:12
- PR Тренди 2026: фокус на розвиток бізнесу та окупність інвестицій Ірина Кононенко вчора о 14:03
- Криза стала рутиною: комерція в умовах постійних змін Наталія Церковникова вчора о 11:17
- Судовий щит проти відключення: кого реально захищають нові правила НКРЕКП Олексій Гнатенко вчора о 08:14
- Метод м’якої сили у перемовинах: як впливати тихо і змінювати правила гри Ангеліна Біндюгіна вчора о 02:01
- ШІ у дитячих книжках: загроза чи інструмент повернення до читання? Віктор Круглов 02.12.2025 14:51
- Як WSJ вибудовує наратив операції "Павутина" та образ її ключового лідера Христина Кухарук 02.12.2025 10:23
- Мікрокроки, що змінюють життя: як формувати звички без зривів і надзусиль Олександр Скнар 02.12.2025 09:11
- Як оформити спадщину на нерухомість в Україні, перебуваючи за кордоном Павло Васильєв 01.12.2025 14:17
- Як бізнес втрачає контроль під час війни: практичні кейси антирейдерського захисту Андрій Лотиш 01.12.2025 13:41
- Як просити підвищення зарплати без істерик та ультиматумів Олександр Висоцький 01.12.2025 13:09
- ВЛК у військовому квитку відсутня: чи може роботодавець взяти працівника 1449
- Мікрокроки, що змінюють життя: як формувати звички без зривів і надзусиль 259
- П’ять років поза Конституцією: як Україна втратила баланс влади і підтримку світу 210
- Як WSJ вибудовує наратив операції "Павутина" та образ її ключового лідера 157
- Управління ризиками. Чому старі стратегії можуть знищити новий проєкт 138
-
Зять і "розумник" Трампа. Хто такий Джаред Кушнер і як він пов'язаний з Росією
4359
-
"Повний треш". Заступник Садового показав проєкт забудови передмістя Львова
Бізнес 3525
-
"Все під землю". Сухомлин заявив про неминучість використання досвіду Кореї в Україні
Бізнес 3123
-
"Ми слабкі, ситуація ганебна". Який козир у мирних переговорах НАТО лишає для України
2818
-
"Впевнена на 99%". Рада у 2026 році розгляне підвищення зарплат військовим – Підласа
Бізнес 2577
