Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
20.09.2016 15:46

Финансовая реструктуризация – плюсы и минусы процедуры

Юрист, к.ю.н.

На сегодняшний день экономика нашей страны переживает не самые лучшие времена. Девальвация национальной валюты, снижение экспорта, падение уровня ВВП, постоянное давление со стороны контролирующих органов – это лишь незначительная толика всех тех препятств

На сегодняшний день экономика нашей страны переживает не самые лучшие времена. Девальвация национальной валюты, снижение экспорта, падение уровня ВВП, постоянное давление со стороны контролирующих органов – это лишь незначительная толика всех тех препятствий, которые сейчас вынужден преодолевать украинский бизнес. В таких условиях ведение хозяйственной деятельности становится все более проблематичным, а порой даже и нереальным. Как результат, представители разных сегментов рынка вынуждены принимать сложные решения, которые далеко не всегда сопряжены с продолжением осуществления предпринимательской деятельности. Все это ведет к еще большему усугублению ситуации в экономике Украины. В тоже время наши законодатели не оставляют надежд на восстановление экономического потенциала страны. Свидетельством этого может служить принятие Верховной Радой Украины 14 июня 2016 года Закона Украины № 1414-VIII «О финансовой реструктуризации» (далее – Закон[1]). Согласно пояснительной записке к Закону, он разработан с целью преодоления негативных последствий в финансовом секторе, вызванных финансовыми кризисными процессами в экономике Украины и на выполнение обязательств украинской стороны перед международными финансовыми организациями.

После принятия Закона в обществе назрело немало вопросов, таких как: действительно ли данный нормативный акт станет «спасательным кругом» для бизнеса?; как на самом деле он будет работать?; к каким правовым последствиям приведет процедура финансовой реструктуризации? Чтобы найти правильные ответы, следует в первую очередь выделить положительные и отрицательные моменты Закона.

Начну с минусов.

Минус № 1 – субъектный состав

Как указано в ст. 1 Закона, должник – это юридическое лицо – субъект предпринимательской деятельности, который имеет задолженность хотя бы перед одним финансовым учреждением, не является связанным с должником лицом, и инициирует проведение процедуры финансовой реструктуризации в соответствии с настоящим Законом, в том числе коммунальные и государственные предприятия, кроме финансовых учреждений и казенных предприятий.

Анализ данной нормы Закона позволяет сделать вывод о том, что должником может быть исключительно юридическое лицо – субъект предпринимательской деятельности. Примечательно, что законодатель по непонятным причинам опять «оставил за бортом» физических лиц-предпринимателей. Неужели в нашей стране представителями бизнес-среды являются только юридические лица? Почему права и законные интересы физических лиц-предпринимателей, которые занимают достаточно большой сегмент рынка, являются вторичными по сравнению с юридическими лицами? Не понятно, какими соображениями руководствовались парламентарии, когда принимали упомянутый Закон, но ясно лишь одно – физических лиц-предпринимателей его положения не коснулись по необъяснимым причинам. И это существенный минус.

Далее, должником может быть лишь юридическое лицо, которое имеет задолженность хотя бы перед одним финансовым учреждением. Отмечу, что согласно ст. 1 Закона Украины от 12 июля 2001 года № 2664-III «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг»[2] финансовое учреждение - юридическое лицо, которое в соответствии с законом предоставляет одну или несколько финансовых услуг, а также другие услуги (операции), связанные с предоставлением финансовых услуг, в случаях, прямо определенных законом, и внесено в соответствующий реестр в установленном законом порядке. К финансовым учреждениям относятся банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании и другие юридические лица, исключительным видом деятельности которых является предоставление финансовых услуг, а в случаях, прямо определенных законом - другие услуги (операции), связанные с предоставлением финансовых услуг.

Исходя из содержания приведенной нормы, а также принимая во внимание нынешнее состояние банковской системы в Украине, логичным видится умозаключение о том, что Закон в первую очередь ориентирован на такие финансовые учреждения, как банки. Иными словами, обязательными участниками процедуры финансовой реструктуризации должно быть юридическое лицо, имеющее кредит в любом банке, и сам банк. На мой субъективный взгляд, такая избирательность Закона, с одной стороны, направлена на защиту интересов банков, а с другой – лишает юридических лиц возможности начать процедуру финансовой реструктуризации без привлечения финансового учреждения.

Подытоживая, отмечу, что субъектный состав участников процедуры финансовой реструктуризации весьма специфический. В обязательном порядке это должны быть юридическое лицо – субъект предпринимательской деятельности и финансовое учреждение (в большинстве случаев это будет именно банк).  Помимо них в процедуре могут принимать участие иные кредиторы, имеющие документально подтвержденные требования к должнику по его денежным обязательствам.

 

Минус № 2 – осмотр финансово-хозяйственной деятельности должника

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 11 Закона должник должен обеспечить проведение независимым экспертом осмотра своей финансово-хозяйственной деятельности  и передать привлеченным кредиторам и инвесторам (при их наличии) отчет независимого эксперта о результатах проведения осмотра финансово-хозяйственной деятельности.

 Следует отметить, что отчет независимого эксперта о результатах проведения осмотра финансово-хозяйственной деятельности должника является основным документом, на основании которого кредиторы соглашаются на участие в процедуре финансовой реструктуризации. В частности, получив на руки такой отчет, кредиторы могут сформировать общее впечатление о целесообразности применения данной процедуры и перспективах возврата своей дебиторской задолженности.

На мой взгляд, возложение обязанностей по организации проведения независимым экспертом осмотра финансово-хозяйственной деятельности только на должника создает дополнительные предпосылки для манипуляций со стороны последнего. В частности, недобросовестный должник может «заинтересовать» эксперта в составлении выгодного для него отчета. Например, «заинтересованный» эксперт может прописать в отчете, что вид деятельности должника является крайне востребованным на современном рынке товаров (работ, услуг), спрогнозировав практически нереальные темпы финансового роста последнего. В силу этого, по моему глубокому убеждению, осмотр финансово-хозяйственной деятельности должника должен проводиться независимым экспертом исключительно при участии представителей кредиторов (или хотя бы большей их части).

 

Минус № 3 – невозможность инициирования процедуры банкротства

Как указано в п. 3 ч. 2 ст. 18 Закона, на момент подачи заявления о реструктуризации должник не должен находиться в состоянии банкротства либо санации.

В случае если на дату начала процедуры финансовой реструктуризации в хозяйственный суд подано заявление о возбуждении производства по делу о банкротстве должника, привлеченный кредитор или должник вправе до принятия судом постановления о возбуждении производства по делу о банкротстве подать ходатайство о приостановлении процедуры банкротства, на основании которого суд впоследствии имеет право остановить производство по делу о банкротстве до дня завершения процедуры финансовой реструктуризации (ст. 20 Закона).

Таким образом, пока должник находится в стадии реструктуризации, дело о банкротстве в отношении него не может быть возбуждено! Иными словами, недобросовестные должники, прибегая к использованию процедуры финансовой реструктуризации, могут попросту отсрочить на 180 календарных дней начало своего банкротства, а кредиторы будут вынуждены ждать, ведь без согласия самого должника нельзя инициировать дело о банкротстве в период процедуры финансовой реструктуризации.

 

Минус № 4 – мораторий

Согласно ч. 1 ст. 21 Закона мораторий вводится со дня начала проведения процедуры финансовой реструктуризации. Мораторий действует до завершения процедуры финансовой реструктуризации, но не более чем в течение 90 дней. Указанный срок может быть продлен по соглашению привлеченных кредиторов, ни один из которых не является связанным лицом с должником, в порядке, определенном частью второй статьи 23 Закона, на срок, который не может превышать 90 дней. Общий срок действия моратория не может превышать 180 дней.

В период действия моратория должник освобождается от обязанности возвращать долги привлеченным кредиторам, в том числе путем продажи имущества должника на торгах. Также не допускается передача имущества должника в залог или под контроль других лиц, проведение взаимозачетов, а также реализация с торгов движимого и недвижимого имущества должника, иных необоротных активов, используемых в хозяйственной деятельности должника. При этом запрет реализации необоротных активов должника распространяется на всех кредиторов должника, независимо от их участия в процедуре финансовой реструктуризации.

Конечно, в период действия моратория любой кредитор может начать судебный процесс по взысканию с юридического лица-должника задолженности, но, получив на руки  вступившее в силу решение суда и исполнительный документ, он не сможет предать его исполнению ни при каких обстоятельствах, в то время как каждый субъект хозяйствования жаждет вернуть долги как можно быстрее.

Вполне возможно, что в процессе реализации положений данного Закона «всплывут» еще некоторые минусы, но выше описаны самые существенные из них и те, о наличии которых можно говорить уже сейчас. Эти минусы наталкивают на мысль о том, что механизм финансовой реструктуризации может использоваться недобросовестными должниками с целью недопущения реализации собственного имущества за долги. Так или иначе, но на срок до 180 календарных дней должник сможет обезопасить себя от возбуждения производства по делу о банкротстве и от реализации своего имущества. При этом права всех иных кредиторов, которые оказались не привлеченными к процедуре финансовой реструктуризации,  будут нарушаться – они попросту не смогут исполнить решение суда либо же возбудить дело о банкротстве.

Но есть в этом Законе и позитивные моменты. О них пойдет речь далее.

 

Плюс № 1 – продолжение ведения бизнеса

Как я уже упоминал ранее, общий срок проведения процедуры финансовой реструктуризации не может превышать 180 календарных дней. Иными словами, как минимум на 180 календарный дней продлится деятельность предприятия, а это сохранение рабочих мест; создание условий для поиска новых клиентов, расширения рынка сбыта продукции; привлечение инвесторов и прочее. Говоря проще, предприятие получает второй шанс. В случае если будет одобрен план реструктуризации, субъект хозяйствования будет своевременно и в полном объеме его выполнять, это может привести к уменьшению кредиторской задолженности (либо полному ее погашению), возобновлению платежеспособности фирмы и созданию целой череды новых предпосылок для продолжения активной хозяйственной деятельности. В результате выиграет и само предприятие, и экономика страны.

 

Плюс № 2 – поддержание банковской системы

Финансовая реструктуризация – это дополнительный юридический механизм проведения реструктуризации кредитов юридических лиц. Это, в свою очередь, приведет к повышению ликвидности кредитов (что, несомненно, будет оценено НБУ!), и, как следствие, уменьшению резервов, подлежащих списанию. Иными словами, банк сможет вернуть хотя бы какую-то часть долгов, сделав это за рамками столь длительного и затратного судебного процесса. В результате банки улучшат свое финансовое положение, предотвратив тем самым потенциальную ликвидацию, что приведет к оздоровлению всей банковской системы в целом.

 

Плюс № 3 – временный характер Закона

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона, он утрачивает силу через три года со дня вступления в силу.

На мой взгляд, временный характер Закона делает его еще более привлекательным, поскольку юридические лица – субъекты хозяйственной деятельности будут заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее подсчитать все свои долги и втянуться в процедуру финансовой реструктуризации. У них будет стимул – закрыть все свои «дыры» по долгам и начать работать с чистого листа. На практике получится ускоренное оздоровление банковской системы, сохранение уже действующих субъектов хозяйствования на рынке, улучшение экономического климата в стране в целом.

Если бы Закон не носил временного характера, процедура финансовой реструктуризации не стала бы «спасательным кругом» для всех ее участников, потому что они были бы немотивированны. А так срочный характер Закона будет подстегивать бизнес, заставлять его двигаться в правильном направлении.

 

Плюс № 4 – арбитраж

На мой взгляд, наиболее прогрессивной нормой Закона является создание арбитражного комитета (ст. 16 Закона). Так, кредиторы имеют право передать на рассмотрение в арбитраж любой спор, возникающий во время проведения процедуры финансовой реструктуризации. Спор может быть передан на рассмотрение в арбитражный комитет при наличии соответствующей арбитражной оговорки, которая является необходимым условием участия сторон в процедуре финансовой реструктуризации.

Таким образом, Закон создает арбитраж как инструмент разрешения споров в ходе финансовой реструктуризации. Арбитраж доказал свою эффективность во многих сферах и странах, поэтому передача спора в ходе реструктуризации в арбитраж является прогрессивным шагом, который стоит только приветствовать.

Стоит отметить, что согласно положениям ч. 3 ст. 16 Закона арбитражное решение является окончательным и обязательным для сторон спора. Это делает арбитражный комитет единственным органом, уполномоченным рассматривать споры, возникающие в процессе финансовой реструктуризации. Кто-то может сказать, что лишение стороны спора права обжаловать решение арбитражного комитета является нарушением права на судебную защиту, гарантированного ст. 55 Конституции Украины, однако это далеко не так. Арбитражный комитет – это узкоспециализированный орган, уполномоченный рассматривать лишь одну категорию споров. Этот орган в некоторой степени является аналогом Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Украины, решения которого также являются окончательными и обязательными для сторон спора (ст. 57 Регламента Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Украины[3]).

Стоит отметить, что в создании единственного органа, уполномоченного рассматривать споры, возникающие в рамках процедуры финансовой реструктуризации, ощущается четкое намерение законодателя максимально отстранить суды от вмешательства в процедуру финансовой реструктуризации, участие которых в сегодняшних реалиях может часто свести на нет все усилия сторон. Кроме того, отстранение украинских судов от процедуры финансовой реструктуризации делает ее более привлекательной в глазах иностранных кредиторов.

 

Плюс № 5 – сфера действия Закона

Огромным плюсом данного Закона является тот факт, что он позволяет охватить абсолютно всю задолженность юридического лица, в том числе и задолженность перед нерезидентами. Действительно, в Законе четко не определяется, какие именно долги могут быть реструктуризированы. В нем лишь четко указано, что задолженность, подлежащая реструктуризации, обязательно должна включать в себя задолженность перед привлеченными кредиторами (а это хотя бы одно финансовое учреждение, а также иные кредиторы).

В сегодняшних реалиях ведения бизнеса немало кредитных договоров заключается с нерезидентами, что способствует притоку инвестиций в Украину. На мой взгляд, тот факт, что Закон охватывает абсолютно всю задолженность перед привлеченными кредиторами, свидетельствует о реальном намерении законодателя способствовать урегулированию этой задолженности. Более того, такая постановка вопроса делает процедуру финансовой реструктуризации более привлекательной и в глаза иностранных кредиторов.

 

Плюс № 6 – налоговые льготы

Как указано в ст. 28 Закона, особенности налогообложения отдельных операций, связанных с проведением процедуры финансовой реструктуризации в соответствии с этим Законом, устанавливаются Налоговым кодексом Украины (далее по тексту – НК Украины[4]).

Если говорить тезисно, это эти  особенности заключаются в следующем:

- временно, до 1 января 2020 года, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость операции налогоплательщика - должника по поставке товаров для целей погашения его задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации, согласованным в соответствии с законом о финансовой реструктуризации. При поставке товаров, освобождаемых от уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящим пунктом, налогоплательщик - должник не применяет нормы раздела V настоящего Кодекса о начислении налоговых обязательств или корректировке ранее признанных налоговых обязательств и/или выделенного налогового кредита в связи с таким поставкам (п. 46 подраздела 2 Переходных положения НК Украины);

- на период действия закона о финансовой реструктуризации плательщик налога на прибыль предприятий учитывает нормы по уменьшению (увеличению) финансового результата до налогообложения (п. 39 подраздела 4 Переходных положений НК Украины);

-  реструктуризация налогового долга и денежных обязательств налогоплательщика на условиях плана реструктуризации осуществляется в соответствии с п. 37 подраздела 10 Переходных положений НК Украины и не требует заключения отдельного договора о рассрочке (отсрочке) согласно ст. 100 НК Украины.

Реструктуризация налогового долга и денежных обязательств налогоплательщика осуществляется контролирующими органами путем аннулирования (прощения), рассрочки (отсрочки) налогового долга и денежных обязательств.

Операции по реструктуризации задолженности в соответствии с планом реструктуризации не признаются контролируемыми операциями и к ним не применяются требования, установленные к контролируемым операциям.

Контролирующие органы осуществляют списание, рассрочку (отсрочку) налогового долга и денежных обязательств налогоплательщика в течение 10-ти рабочих дней со дня согласования плана реструктуризации.

Имущество налогоплательщика освобождается от налогового залога и от административного ареста со дня согласования плана реструктуризации или утверждении плана санации.

Не подлежат списанию и/или реструктуризации налоговый долг и денежные обязательства по НДФЛ и ЕСВ, кроме штрафных санкций и пени.

 

Описанные выше плюсы показывают всю привлекательность процедуры финансовой реструктуризации, но, как и в любой другой ситуации, многое зависит от обстоятельств. Закон вступает в силу через три месяца со дня его опубликования (опубликован в газете «Голос Украины» 19 июля 2016 года), но за это время нужно многое сделать как законодателю, так и субъектам хозяйствования. В первую очередь, юридические лица должны решить для себя, затевать ли им процедуру финансовой реструктуризации или нет. Время еще есть, но с каждым днем дата вступления в силу Закона становится все ближе и ближе, поэтому решение нужно принимать оперативно.

В целом хочу сказать, что, на мой взгляд, процедура финансовой реструктуризации станет популярным и действенным институтом урегулирования проблем кредиторской задолженности юридических лиц – субъектов предпринимательской деятельности. Главное, что для этого требуется – желание самого бизнеса и содействие со стороны государства.

Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]