Пять основных тенденций развития бизнеса в эпоху карантина
Как неудачные шутки Министра Юстиции Дениса Малюськи, могут усложнить жизнь украинскому бизнесу, и что стоит делать уже сегодня, чтобы не потерять контроль над предприятием завтра.
Всадники апокалипсиса
24 июля ныне здравствующий и действующий Министр Юстиции Денис Малюська опубликовал на своей Facebook-странице очередной эксклюзив, предложив дарить чиновникам и политикам сертификаты на пользование платными камерами повышенного комфорта в отечественных следственных изоляторах. С одной стороны – миссия благородная, условия содержания в СИЗО улучшаются, с другой – то, что и без этого существовало всегда, теперь – узаконено. Однако такие заявления на самом деле могут спровоцировать ряд тенденций, о которых министр вряд ли задумывался.
Возможно, заявления подобного рода, Д. Малюська воспринимает как начало крестового похода на ведьм и прочих коррупционеров, ведь анонсирует наличие подарочных сертификатов как абсолютный креатив и эксклюзив действующей власти. Вот только ни одна страна в мире себе не позволяет так надменно глумиться над правами человека. Во-первых, Украина на уровне правительства признала, что пребывание в СИЗО на самом деле не соответствует даже мало-мальски правам человека. Иначе, к чему такая популярность у камер улучшенного содержания? Во-вторых, есть обоснованные опасения, что за этим всем последуют не самые адекватные шаги со стороны правоохранительных органов. Поэтому сертификаты будут в добровольно-принудительном порядке дариться представителями ведомства Авакова. А вот кому – большой вопрос.
Следствия и последствия
Ничего в этом мире не существует само по себе. Так действия власти и политиков всего лишь отражают реальность, в которой живет страна. Итак, что же предложил Министр? Гражданам дали возможность выбрать камеру, город, время содержания в днях или месяцах. Сертификат будет действовать в течение шести месяцев, после - деньги будут засчитаны в качестве благотворительного взноса. Как анонсирует министр – это лучшие условия пребывания, ведь СИЗО клиентоориентированы, находятся в центре города, обеспечивают круглосуточную охрану, а так же сокращают возможность подхватить коронавирус. Про эпидемию туберкулеза в Украине сегодня умолчим.
Впрочем, проанализировав тенденции, главный рекетир в Украине никто иной, как само государство. Ведь захват бизнеса без молчаливого согласия правоохранителей – невозможен. Не говоря уже о том, как часто на бизнес «наезжают» именно представители государственного аппарата. Чуть ранее Министр анонсировал еще одно не менее знаковое изменение – жертвы насильственных преступлений будут получать компенсации. Складывается впечатление, что на сегодня власть публично расписывается в собственном бессилии. Ведь если с вами что-то случится, то государство вам за это заплатит. То, что убийства или изнасилования происходят по причине бездействия государственного аппарата как-то упускается. Тоже самое происходит и с коррупцией. Она есть, но вы можете шутить над этим. Сертификаты дарить, например. Все это говорит о том, что дальше медийной деятельности правительство идти не хочет. Ведь выкладывать эмоциональные фотографии с рабочего места намного приятнее, чем исполнять свои служебные обязанности.
Еще в январе и феврале адвокаты заметили тенденции к увеличению количества жалоб как на давление со стороны правоохранительных органов, так и на давление со стороны местных органов власти. Во время карантина неожиданно увеличилось количество споров, связанных с таможней и налоговой. Так что же происходит?
Да не опустеет карман
Пожалуй, одним из самых печальных последствий карантина является активизация коррупции на местах. Ведь к бизнесу, который был на карантине, пришли с проверками. Даже не смотря на то, что это было прямо запрещено рядом законов, принятых парламентом.
По сути на сегодня в стране действуют несколько «всадников апокалипсиса», которые вместо того чтобы следить за законностью лезут в карман к бизнесу и простым гражданам. Пальму первенства, как ни удивительно, удерживают два органа – таможня и налоговая. Видимо суть слияний и поглощений в этих ведомствах связан с тем, чтобы первое место не делить. Ибо никакой объективной причины в постоянных реформах нет.
Вместо того чтобы заниматься поиском преступников, которые возят контрабанду, производят фальсификат и уклоняются от уплаты налогов, как налоговая, так и таможня продолжают оказывать давление на белый и законопослушный бизнес. Что не удивительно, ведь требует в разы меньше усилий позволяя показывать позитивную отчетность, а так же имитировать бурную деятельность.
Первыми в карантин отличились таможенники, которые благодаря «антикороновирусному законодательству» фактически заблокировали экспорт. В результате таких действий многие украинские производители были вынуждены искать обходные пути и ссылаться на форс-мажор, чтобы избежать огромных штрафов и неустоек со стороны иностранных партнеров.
Вторыми на арене появились налоговики, которые раз за разом изобретали новые схемы по давлению на бизнес. Основных направления было 2 – досчитать налоговых обязательств или во время абсолютно незаконной проверки, намекать на количество нарушений, в результате попробовать постричь зелени в свой карман. И если с бытовой коррупцией еще можно бороться, то масштабные противостояния налоговой обходятся бизнесу длительными судебными заседаниями и тяжелейшими баталиями.
Далее на арену противодействия бизнесу выходят правоохранительные органы, которые как своими действиями, так и бездействиями мешают бизнесу адекватно работать. Большая часть рейдерств в аграрной сфере происходит при молчаливой поддержке силовиков. Единственное, чего стараются не допускать, так это перестрелок. Впрочем, то ли еще будет, учитывая скорое открытие рынка земли и стремительное сокращение количества денег в экономике благодаря коронавирусу. Вторым по излюбленности методом являются обыски, проведенные в компаниях. Главная цель таких наездов – максимально изъять оборудование, телефоны и технику. Что в последующем дает возможность торговаться с ключевыми лицами в компании предлагая вернуть «временно изъятые вещи» за вознаграждение. Все это сопровождается оркестром из психологического давления и угроз привлечь к делу налоговую, которая охотно признает всю вашу деятельность фиктивной. Кроме того, распространив аналогичные утверждения и на ваших контрагентов.
Завершают этот печальный рейтинг органы местного самоуправления, которые тоже кушать хотят. Активнее всего проверяют крупный строительный бизнес, учитывая достаточно серьезный оборот налички, чиновники знают, что многим компаниям проще договориться по месту, чем привлекать к делу адвокатов и замораживать строительство. Карантин внес свои изменения, поэтому не менее активно проверяли и торговые сети. Нарушения по большей части ликвидировались на месте за определенный процент от выручки.
В таких условиях естественной реакцией бизнеса будет поиск более стабильных юрисдикций. А так же – рост цен, ведь все риски оплачиваются из кармана конечного потребителя. Однако уже сейчас стоит готовиться к тому, что вышеперечисленные тенденции только обострятся.
Ключевая причина – местные выборы, что приведет к активизации проверок со стороны местной власти. Ведь принцип «куй железо пока горячо» к сожалению, до сих пор работает. Именно поэтому часть местных элит попытается подзаработать перед отставкой, иная же часть будет банально зарабатывать на выборы. Кроме того, как местные, так и государственные бюджеты, отчаянно нуждаются в деньгах. Но ни кризис, ни карантин, ни проблемы, с которыми сейчас сталкивается бизнес, власть не интересуют.
Противодействие действию
Пять основных тенденций, к которым стоит готовиться уже сегодня, звучат так. Во-первых, это активизация давления со стороны государства. И все мрачные всадники апокалипсиса придут к вам каждый в свое время. Вторая не менее печальная тенденция – сохранение режима карантина, что неминуемо приведет экономику к дальнейшей стагнации. Третья тенденция – это потеря рычагов управления, ведь если топ-чиновники позволяют себе сальные шутки, то вряд ли это те люди, которые способны управлять государством в период мировой рецессии. Следующая тенденция – это активизация, как конкурентов, так и рейдеров разной степени ресурсности. И если конкуренты будут пытаться выбить вас с рынка, то рейдеры будут стараться получить откупные или же поглотить ваш бизнес в надежде увеличения прибыли и своего участия в рынке. Но самой опасной является последняя тенденция – ведь в выборы страна входит в тотальных реформах. Если верить заявлениям парламентариев, то осенью не останется ни единого органа, который не был бы задействован в реформах. Что не добавит ни порядка, ни стабильности, ни эффективности их работы.
В таких условиях есть ряд действий, которые стоит предпринять уже сегодня. Во-первых, стоит провести аудит своей деятельности. Уместен будет как дью-дилинжес так и налоговый аудит. Не стоит пренебрегать советами адвокатов и экономить на их услугах. Ведь понимание «слабых зон» в бизнесе дает возможность их заблаговременно устранить.
Следующий шаг – это оптимизация структуры корпоративного управления. По статистике примерно 40% рейдерства – это конфликты между собственниками бизнеса. И эта цифра, к сожалению, сейчас будет только возрастать. Ведь взгляды на пути противостояния последствиям коронавируса будут отличаться. Что, в свою очередь, будет способствовать переводу конфликтов на личный уровень с дальнейшей попыткой выжить партнеров из бизнеса.
Оптимизация корпоративной структуры не только даст возможность избавиться от лишних звеньев в управлении, например компаний в иностранных юрисдикциях, но и проанализировать стойкость предприятия к попыткам внешнего захвата.
Не менее важно пересмотреть свою текущую деятельность и вернуть деньги в оборот. Особенно, если они застряли у недобросовестных партнеров и контрагентов. По статистке системная работа с проблемной задолженностью позволяет предприятию увеличить доходную часть до 40%. Так же актуально подготовить необходимые документы, если предприятие в связи с эпидемией не выполнило свои обязательства. Кроме того, это позволит контролировать объем задолженности. Что немаловажно, учитывая довольно простой процесс вхождения в процедуру банкротства и личную ответственность директоров.
Крайне важно в условиях экономической нестабильности не допускать возможность скупить долговые обязательства компании. Что довольно часто бывает первым шагом на пути к захвату предприятия.
Не менее важно исключить и банальное воровство среди топ-менеджеров компании. Поэтому для собственников бизнеса сейчас крайне важно проанализировать, что же происходит в оперативной деятельности предприятия и предпринять шаги по очищению менеджмента от недобросовестных сотрудников.
Пройдя этот путь вместе с адвокатами, собственники получают возможность не только вернуть деньги в оборот, но и подготовиться к возможным наездам со стороны государства. Ведь кошмарить белый и прозрачный бизнес с понятными схемами гораздо сложнее, чем запутанный и несистемный. Кроме того стоит быть достаточно активными в своей деятельности, ведь только от нас зависит, воспримем мы заявления Министра как плохой юмор или начнем дарить сертификаты партнерам на день рождения. Помнится, в 90е было очень модно дарить надгробия. Будем надеяться, что похоронные бюро сейчас не получат новую мотивацию для своей рекламы. А страна не погрузится в новый виток хаоса, спровоцированный отсутствием команды и политической воли прекратить безобразие со стороны государственных служащих.
- Оновлення законодавства про захист персональних даних: GDPR в законопроєкті 8153 Анастасія Полтавцева вчора о 18:47
- Податкова біполярність або коли виграв справу, але неправильно Євген Власов вчора о 16:35
- Встановлення факту спільного проживання «цивільного подружжя» при поділі майна Євген Морозов вчора о 10:52
- Когнітивка від Psymetrics – прогнозований бар’єр для Вищого антикорупційного суду Лариса Гольник вчора о 09:26
- Топ-3 проєктів протидії фінансовому шахрайству у 2024 році Артем Ковбель 20.12.2024 23:10
- Как снять арест с карты: советы для должников ЖКХ Віра Тарасенко 20.12.2024 21:40
- Кейс нотаріальної фальсифікації в Україні: кримінал, зловживання довірою й порушення етики Світлана Приймак 20.12.2024 16:40
- Валюта боргу та валюта платежу в договірних відносинах Євген Морозов 20.12.2024 09:50
- БЕБ, OnlyFans та податкова істерика: хто насправді винен? Дмитро Зенкін 19.12.2024 16:55
- Посилено відповідальність за домашнє та гендерно зумовлене насильство Світлана Приймак 19.12.2024 16:44
- Вчимося та вчимо дітей: мотивація та управління часом Інна Бєлянська 19.12.2024 16:11
- Гендерний розрив на ринку праці України: дослідження Міжнародної організації з міграції Юлія Маліч 19.12.2024 13:36
- Україна сировинний придаток, тепер офіційно? Андрій Павловський 19.12.2024 12:50
- Звільнення від обов`язку сплати неустойки (штрафу, пені) та 3 % річних Євген Морозов 19.12.2024 09:34
- Яйце чи курка? Проєкт чи Постанова? Що має бути першим? Євген Власов 18.12.2024 16:34
- Після зупинення війни, вільних виборів може і не відбутися 1235
- Україна сировинний придаток, тепер офіційно? 1152
- Правова стратегія для захисту інтересів дитини у суді 560
- Когнітивка від Psymetrics – прогнозований бар’єр для Вищого антикорупційного суду 299
- Вчимося та вчимо дітей: мотивація та управління часом 226
-
Трамп обвалив акції своєї медіагрупи. Віддав частку Trump Media у спеціальний траст
Бізнес 9927
-
У Житомирській області збанкрутував порцеляновий завод з 200-річною історією
Бізнес 9839
-
Для мешканців багатоквартирних будинків встановили фіксовані ціни за електроенергію
Бізнес 8570
-
Попит на природний газ для експорту ЗПГ із США вперше за вісім років зменшився: причини
Бізнес 6535
-
Сільпо втратило склад і товари на 400 млн грн через нічну атаку "шахедів"
Бізнес 5179