4 главных причины, почему сервисной айти компании нужны собственные продукты
Чем так привлекает айти-предпринимателей запуск собственных продуктовых проектов и зачем их создавать.
Так исторически сложилось, что долгое время айти-ландшафт Украины состоял преимущественно из сервисного бизнеса. Множество компаний по всей Украине, от мала до велика, предоставляли услуги по аутсорсингу разработки программного обеспечения или аутстаффинга команд.
Достаточно долго это считалось вполне успешной с точки зрения маржинальности бизнес-моделью, так как украинские команды, как правило, обходились относительно выгодно иностранным заказчикам, при этом обладая высоким уровнем компетенции, хорошей работоспособностью и уровнем английского. Почему же тогда айти- и бизнес-сообщества радуются смещению баланса в сторону разработки собственных продуктов? Чем так привлекает айти-предпринимателей запуск собственных продуктовых проектов и уход от сервисного направления? Да и зачем вообще разрабатывать свои продукты, имея хороший доход от клиентов на аутсорсинг? Давайте разбираться.
Создать - не значит владеть
Главный недостаток сервисного бизнеса в том, что все плоды интеллектуального труда и разработки компании принадлежат заказчику, а не сервис-провайдеру. Даже если ваша команда сделала неоценимый вклад в качество или функциональность продукта клиента, в его привлекательность для целевой аудитории, то вы чаще всего об этом даже не узнаете. В любом случае, это никак не отразится на ваших доходах. Более того, в 90% случаев вы даже не сможете похвастаться крутым реализованным продуктом в своем портфолио, так как большинство аутсорс-проектов сопровождаются строжайшими требованиями о неразглашении.
А что в активе?
Главный ресурс и актив сервисных компаний - это конечно же люди, с их компетенциями, опытом и навыками. Представим ситуацию, когда у такой компании по какой-то причине одномоментно закончатся все контракты и не будет новых. Команда разойдется в поисках проектов, унося с собой весь накопленный опыт и знания. Что останется в сухом остатке у ее владельца? Думаю, ответ понятен. В случае же с продуктовой компанией, даже если все уйдут, продукт останется. А его можно либо продать другой компании, либо продолжать получать выручку (в SaaS моделях), либо перезапустить и т.д. Так или иначе, то,что создано компанией, не уходит вместе с клиентами или командой.
Свобода действий
Создание собственного продукта дает компании возможность полной свободы действий. Можно самостоятельно выбирать, какой продукт и для кого делать, какие “фичи” внедрять и в какой последовательности, даже при помощи каких технологий реализовывать решение. Конечно, такая свобода стоит дорого, так как и ответственность за успех продукта и команды лежит полностью на основателе и зависит от правильности его решений. Но, согласитесь, что такая свобода выбора мотивирует и рождает креативные решения.
Масштабирование
Для того, чтобы сервисная компания могла расти и наращивать выручку, ей нужно не только больше клиентов, но и больше проданных человеко-часов, а значит больше и больше людей. С продуктом ситуация отчасти схожа, так как для его постоянного развития и поддержки тоже нужна команда. Однако, если в аутсорсинге значительный рост выручки невозможен без увеличения количества людей, то в продуктовом бизнесе эта зависимость не так прямопропорциональна, а скачок продаж реален и без равноценного роста команды.
Что означает в том числе и разные возможности по маржинальности проекта.
Подведем итоги
Бизнес по созданию собственного программного продукта очень отличается от сервисного, в первую очередь уровнем ответственности. Однако, на мой взгляд, именно такой путь может привести компанию к мультиплицированной выручке в долгосрочной перспективе.
- От трансфера технологий к инновационному инжинирингу Вільям Задорський вчора о 21:33
- Начинается фаза глобального разгона инфляции и масштабных валютных войн Володимир Стус вчора о 18:53
- Омріяна Перемога: яким українці бачать закінчення війни? Дмитро Пульмановський вчора о 18:12
- Баланс між обставинами злочину та розміром застави Богдан Глядик вчора о 17:09
- Люди в центрі змін: як Франковий університет створює сучасне академічне середовище Віталій Кухарський вчора о 16:32
- Інноваційні виклики та турбулентність операційної моделі "Укрзалізниці" в агрологістиці Юрій Щуклін вчора о 14:16
- Тіньова пластична хірургія в Україні: чому це небезпечно і як врегулювати ринок Дмитро Березовський вчора о 11:30
- Модель нової індустріалізації України Денис Корольов 17.04.2025 20:15
- Історія з "хеппі ендом" або як вдалося зберегти ветеранський бізнес на київському вокзалі Галина Янченко 17.04.2025 16:18
- Ілюзія захисту: чим загрожують несертифіковані мотошоломи Оксана Левицька 17.04.2025 15:23
- Як комплаєнс допомагає громадським організаціям зміцнити довіру та уникнути ризиків Акім Кібновський 17.04.2025 15:17
- Топ криптофрендлі юрисдикцій: де найкраще розвивати криптобізнес? Дарина Халатьян 17.04.2025 14:18
- Червоні прапорці контрагентів у бізнесі Сергій Пагер 17.04.2025 08:44
- Ринок праці України: виклики та тренди 2025 року Ілля Літун 16.04.2025 19:23
- Терези Феміди: статистика виправдувальних вироків в Україні – симптом чи вирок системі? Олександр Крайз 16.04.2025 17:10
-
Оприлюднено текст меморандуму щодо угоди про копалини
Фінанси 13431
-
Потужність Rheinmetall в Україні значно перевищить заплановані 150 000 снарядів на рік
Бізнес 12984
-
FT: Raiffeisen призупинив продаж російської "дочки" через зближення США та РФ
Фінанси 5172
-
"Червоні двері, жовті двері": небезпечна гра серед підлітків чи черговий тренд із TikTok
Життя 4549
-
Аграрії з Кіровоградщини купують недобудовану лікарню в центрі Києва. Для чого
Бізнес 4427