Часть II. Тайное и явное
В предыдущей части речь шла о том, какая информация может быть тайной, а какая – конфиденциальной. Теперь поговорим об исключениях из этих правил.
В предыдущей части речь шла о том, какая информация может быть тайной, а какая – конфиденциальной. Теперь поговорим об исключениях из этих правил.
Законодатель издал целый ряд нормативных актов, в которых постарался предусмотреть виды сведений, которые хоть и отвечают признакам конфиденциальной или тайной информации, но доступ к которым не может быть ограничен ее владельцами. Вместе с тем, формулируя такие исключения, законодатель совершенно не учитывает проанализированную выше классификацию режимов ограниченного доступа к информации, что приводит к противоречиям.
Так, с принятием нового ГК частично утратило актуальность Постановление КМУ № 611 от 09.08.1993 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», изданное в развитие ст. 30 теперь уже не действующего ЗУ "О предприятиях". Многие пункты этого перечня со вступлением в силу нового ГК не относятся к коммерческой тайне по определению. В частности, любое лицо может получить доступ к учредительным документам и сведениям об участии должностных лиц предприятия в составе участников других юридических лиц, обратившись к единому государственному реестру (ст. 20 ЗУ "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей", ч. 2 ст. 143 ГК). Признакам коммерческой тайны могут не удовлетворять многие виды отчетности, поскольку не во всех случаях удастся обосновать, что сохранение отчетности в секрете даст некое конкурентное преимущество и потому будет коммерчески ценным и т.п.
Нормы этого Постановления нашли повторение в ст. 14 ЗУ "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", где говорится, что финансовая отчетность предприятий не составляет коммерческой тайны, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Вместе с тем, ни в этом Законе, ни Постановлении не сказано, что финансовая отчетность не может относиться к разряду конфиденциальной информации (!).
Поскольку большинство видов финансовой информации не относится к коммерческой тайне по определению, то и государство, соответственно, не может требовать раскрытия многих видов финансовой информации, ссылаясь на нормы о коммерческий тайне и исключениях из нее. Для получения доступа к финансовой информации необходимо, наоборот, руководствоваться нормами о порядке раскрытия именно конфиденциальной информации, если конечно владелец финансовой информации определил ее в качестве таковой. Но об этом чуть ниже.
Кстати, интересно отметить, что проанализированной выше ошибки Постановления и Закона о бухгалтерском учете постарался избежать ЗУ "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом". В ст. 23 Закона указано, что сведения о финансовом состоянии банкрота перестают быть как конфиденциальными, так и составлять коммерческую тайну. Вместе с тем, здесь не названы другие виды тайн, что не избавляет, например, аудиторов или адвокатов от необходимости сохранения в тайне таких сведения о финансовом состоянии банкрота.
Помимо отдельных НПА и сам профильный Закон "Об информации" устанавливает запрет на ограничение доступа к некоторым видам информации, но делает это только в отношении режима конфиденциальности. Например, конфиденциальной не может быть информация, сокрытие которой представляет угрозу жизни и здоровью людей, а также информация, правовой режим которой установлен Верховной Радой Украины по предоставлению Кабинета Министров Украины (по вопросам статистики, экологии, банковских операций, налогов и тому подобное).
Что же касается различных видов тайной информации, помимо коммерческой, то законодательство не предусматривает для них исключений, то есть не устанавливает перечень сведений, которые хоть и подпадают под определение, например, адвокатской или аудиторской тайны, но не могут составлять предмет таких видов тайн.
Порядок разглашения конфиденциальной информации
Из сказанного выше видно, что большинство сведений, имеющих для предприятия коммерческую ценность, целесообразнее охранять именно как конфиденциальную информацию. В связи с этим особенно актуален вопрос о порядке ее разглашения.
Законодательство об информации по этому вопросу на удивление лаконично. Правовой режим конфиденциальной информации толком не разработан. Ухудшает положение владельцев информации еще и то, что проанализированные выше нормы ст. 46 ЗУ "Об информации" говорят о недопустимости разглашения только тайной информации. Специальное законодательство также не питает снисхождения к конфиденциальности. Например, Правила адвокатской этики различают адвокатскую тайну и конфиденциальную информацию, полученную от клиента. При этом Правила, не допуская разглашения адвокатской тайны, снимают с адвокатов ответственность за разглашение конфиденциальной информации в случае их допроса в качестве свидетелей.
Выход видится в распространении на конфиденциальную информацию общих положений о праве собственности, как это и предусмотрено ст. 38 ЗУ "Об информации". В этом случае к информации как объекту права собственности будет применима ст. 92 Конституции Украины, согласно которой правовой режим собственности определяется исключительно актами, которые имеют статус закона. Это предоставит конфиденциальности некоторый иммунитет от разглашения на основе требований подзаконных актов, таких, как, например, Положение о государственной службе по борьбе с экономической преступностью, утвержденное Постановлением КМУ.
Точно также следует относиться и к любым проверкам, проводимым на основе подзаконных актов. Так, например, п. 24 ст. 11 ЗУ "О милиции" предусматривает возможность проведения органами милиции проверок на предприятиях в порядке, определенном КМУ. Такой порядок Кабинетом Министров до сих пор так и не определен. Но даже если он появится, он не может содержать порядка раскрытия конфиденциальной информации в силу ст. 92 Конституции Украины как нормы прямого действия.
Вместе с тем, исходя из предложенной правовой позиции, разглашение конфиденциальной информации будет возможно на основе любых законов, а не только специальных законов об информации. Но и здесь на помощь предпринимателям приходит путаница с классификацией информации с ограниченным доступом, о которой уже было сказано выше. Так, все та же ст. 11 ЗУ "О милиции" говорит о том, что органы милиции при определенных условиях вправе получать "…сведения, в том числе и те, которые составляют коммерческую и банковскую тайну". При этом конфиденциальная информация здесь не упомянута. А органы государственной власти, как известно, действуют только в порядке и способами, определенными законодательством.
А вот ст. 20 ЗУ "О прокуратуре" предусматривает возможность доступа этого органа, среди прочего, и к конфиденциальной информации. Правда, тут следует отметить, что это скорее исключение. В большинстве же Законы, определяющие права различных государственных органов, редко оперируют понятием конфиденциальной информации, что и может быть использовано в предложенном выше контексте.
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко вчора о 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський вчора о 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков вчора о 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв вчора о 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко вчора о 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Реформа "турботи" Андрій Павловський 27.06.2025 12:07
- Оцінка девелоперського проєкту з позиції мезонінного інвестора, як визначити дохідність Роман Бєлік 26.06.2025 18:39
- Весна без тиші: безпекова ситуація на Херсонщині Тарас Букрєєв 26.06.2025 17:24
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок Антон Новохатній 26.06.2025 16:20
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 729
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 300
- Реформа "турботи" 238
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 117
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 103
-
Літній базовий гардероб – 2025: як зібрати стильну і зручну капсулу – пояснює стилістка
Життя 7370
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 5262
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5031
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 4224
-
Втратив бізнес в окупації та пережив два інсульти. Як ветеран відкрив поліграфічну фірму в Одесі
Бізнес 3170