Украинское криптобудущее, какое оно?
Как будет развиваться рынок криптовалют в Украине
Еще с начала осени в Украине идут разговоры о целесообразности регулирования криптовалют и о том, как именно это лучше делать. Любые операции с криптовалютой существуют в своеобразном «правовом вакууме». Цифры «теневого» рынка впечатляют: согласно отчёту USAID, годовой объём рынка криптовалют в стране достигает более двух миллиардов гривен (около $150 млн), однако точные цифры неизвестны, так как весь рынок – в тени: операторы не платят налоги, биржи и трейдеры не получают лицензии. Более того, даже с миллионных заработков на криптовалютах не взимается подоходный налог. Соответственно, государство заинтересовано в том, чтобы создать правовые условия для рынка криптовалют и получать свою прибыль.
Ситуация начала меняться еще в 2018, когда представители НБУ стали активно обсуждать украинскую криптовалюту. Так называемая «электронная гривна» (курс 1:1) позволит проводить платежи. Также ее смогут задействовать для регуляции бумажных денег и печати новых купюр.
Эксперты неоднозначны в своих прогнозах: одни полагают, что постепенно криптовалюты в Украине узаконят, в то время как другие ожидают крушения банковской системы в целом, когда криптовалюты стабилизируются. Впрочем, все комментаторы согласны в том, что у национальных виртуальных валют большое будущее. Украинские реалии криптосферы тесно связаны с мировой криптосферой. Но обсуждения идут на Западе, а в Украине представители госсектора к технологии пока лишь присматриваются. Вместе с тем, наблюдается интересная тенденция: чиновники указывают криптовалюты в декларациях. И только за последние два года уже есть почти 60 таких примеров.
Украина постепенно выводит криптовалюту из тени, таким образом продолжая европейскую тенденцию, где этот рынок активно развивается и совершенствуется. И это правильно: легализация операций пойдет на пользу всем: и государству, которое получит налоги, и банкам, которые будут задействованы в операциях обмена.
Под конец 2018 года Министерство экономического развития Украины предложило план реализации государственной политики в сфере регулирования криптовалют. Таким образом, в течение 2018-2019 годов будет окончательно оформлен правовой статус криптовалют, даны ключевые определения, а в 2020-2021 годах будет создана соответствующая правовая база, регулирующая использование криптовалют и деятельность организаций, которые занимаются хранением криптовалют. Также усовершенствования коснутся и налогообложения: налогом будет облагаться разница между стоимостью продажи криптоединицы и стоимостью майнинга, сначала налог составит 5% от этой разницы, а с 2021 года налог вырастет до 21%.
Впереди нас ждут дискуссии про ставку налога. В ЕС биткоин считается виртуальной валютой с 2012 года, а с 2014 НДС при конвертации биткоина в национальную валюту отменен. Ведь если мы принимаем, что биткоин – это валюта, то верное и считать, что операции с ним – валютные. Следовательно, НДС на них не распространяется (ведь это налог исключительно для товаров и услуг). Здесь, правда, стоит отметить особый подход в Германии, криптовалюту считают «частными деньгами» (private money), разрешая с ее помощью рассчитываться с юридическими лицами. При этом за такие операции взимается НДС, но вопрос налогообложения криптовалют в Германии все еще открыт.
Мировые тенденции остаются неоднородными: если ряд стран видят в криптовалютах источник новых средств, то другие считают, что нестабильные виртуальные валюты подрывают основы финансовой системы и провоцируют кризис. Как пример приводят колебания биткоина: после скачка в декабре 2017 года его стоимость превысила рекордные $20 000 (в 47 раз выше стоимости в начале года), а в 2018 году эта криптовалюта демонстрировала лишь падение.
Пока в мире продолжается дискуссия о криптовалютах, обычные украинцы уже тратят криптовалюту на покупки в интернете, приобретая товары и услуги. Все это указывает на то, что этот рынок будет развиваться и трансформироваться, отвечая потребностям пользователей и реагируя на регуляторные действия государства.
- Думка первинна, чули? Катерина Мілютенко вчора о 23:42
- 21% українців, які хотіли б емігрувати – це катастрофа Володимир Горковенко вчора о 16:07
- Як ШІ змінює закупівлі: клієнти-машини та криза кадрів Марина Трепова вчора о 15:12
- Пеня на заборгованість по аліментах: поняття, порядок нарахування та граничний розмір Леся Дубчак вчора о 15:01
- Правила ефективного партнерства в адвокатурі Тетяна Лежух вчора о 13:33
- Перемир’я між Ізраїлем і ХАМАС: виклики та перспективи після 15 місяців конфлікту Олег Вишняков вчора о 13:25
- Як корпоративний медичний одяг змінює клініку: мій досвід Павло Астахов вчора о 09:26
- Нюанси ввезення пального в Україну через кордон для власного споживання Дмитро Зенкін 21.01.2025 15:47
- Як та куди інвестувати на фондовому ринку США Євген Кондратьєв 21.01.2025 15:30
- Неконституційність п.п.7 п.1 ч.2 ст.4 щодо ставки судового збору за подання касації Світлана Приймак 21.01.2025 14:30
- Позбавлення пільг китайських маркетплейсів: якими будуть наслідки? Єфрем Лащук 21.01.2025 11:36
- Як Трамп зробить видобуток великим знову? Ксенія Оринчак 21.01.2025 11:31
- Зміна світового порядку: виклики та можливості нового часу Юрій Гусєв 21.01.2025 09:16
- Оцінка ефективності медіа: що робити, коли даних недостатньо? Вікторія Новак 20.01.2025 18:42
- Воднева економіка України: регуляторні виклики та економічна доцільність Олексій Гнатенко 20.01.2025 13:41
-
Забудьте про молодь. Її в Україні не буде
Думка 8775
-
Меланія Трамп на інавгурації 2025: два елегантні образи — у капелюсі вдень, у сукні ввечері
Життя 3709
-
"Січневий яйцепад". Хто обвалив ціни на яйця
Бізнес 2776
-
Між правами бізнесу та покаранням за корупцію. Чому правки Лозового викликали дискусію
Бізнес 2608
-
ВАКС закрив справу проти ексголовного архітектора Києва та гендиректора Укрбуд Девелопмент
Бізнес 1828