Украинское криптобудущее, какое оно?
Как будет развиваться рынок криптовалют в Украине
Еще с начала осени в Украине идут разговоры о целесообразности регулирования криптовалют и о том, как именно это лучше делать. Любые операции с криптовалютой существуют в своеобразном «правовом вакууме». Цифры «теневого» рынка впечатляют: согласно отчёту USAID, годовой объём рынка криптовалют в стране достигает более двух миллиардов гривен (около $150 млн), однако точные цифры неизвестны, так как весь рынок – в тени: операторы не платят налоги, биржи и трейдеры не получают лицензии. Более того, даже с миллионных заработков на криптовалютах не взимается подоходный налог. Соответственно, государство заинтересовано в том, чтобы создать правовые условия для рынка криптовалют и получать свою прибыль.
Ситуация начала меняться еще в 2018, когда представители НБУ стали активно обсуждать украинскую криптовалюту. Так называемая «электронная гривна» (курс 1:1) позволит проводить платежи. Также ее смогут задействовать для регуляции бумажных денег и печати новых купюр.
Эксперты неоднозначны в своих прогнозах: одни полагают, что постепенно криптовалюты в Украине узаконят, в то время как другие ожидают крушения банковской системы в целом, когда криптовалюты стабилизируются. Впрочем, все комментаторы согласны в том, что у национальных виртуальных валют большое будущее. Украинские реалии криптосферы тесно связаны с мировой криптосферой. Но обсуждения идут на Западе, а в Украине представители госсектора к технологии пока лишь присматриваются. Вместе с тем, наблюдается интересная тенденция: чиновники указывают криптовалюты в декларациях. И только за последние два года уже есть почти 60 таких примеров.
Украина постепенно выводит криптовалюту из тени, таким образом продолжая европейскую тенденцию, где этот рынок активно развивается и совершенствуется. И это правильно: легализация операций пойдет на пользу всем: и государству, которое получит налоги, и банкам, которые будут задействованы в операциях обмена.
Под конец 2018 года Министерство экономического развития Украины предложило план реализации государственной политики в сфере регулирования криптовалют. Таким образом, в течение 2018-2019 годов будет окончательно оформлен правовой статус криптовалют, даны ключевые определения, а в 2020-2021 годах будет создана соответствующая правовая база, регулирующая использование криптовалют и деятельность организаций, которые занимаются хранением криптовалют. Также усовершенствования коснутся и налогообложения: налогом будет облагаться разница между стоимостью продажи криптоединицы и стоимостью майнинга, сначала налог составит 5% от этой разницы, а с 2021 года налог вырастет до 21%.
Впереди нас ждут дискуссии про ставку налога. В ЕС биткоин считается виртуальной валютой с 2012 года, а с 2014 НДС при конвертации биткоина в национальную валюту отменен. Ведь если мы принимаем, что биткоин – это валюта, то верное и считать, что операции с ним – валютные. Следовательно, НДС на них не распространяется (ведь это налог исключительно для товаров и услуг). Здесь, правда, стоит отметить особый подход в Германии, криптовалюту считают «частными деньгами» (private money), разрешая с ее помощью рассчитываться с юридическими лицами. При этом за такие операции взимается НДС, но вопрос налогообложения криптовалют в Германии все еще открыт.
Мировые тенденции остаются неоднородными: если ряд стран видят в криптовалютах источник новых средств, то другие считают, что нестабильные виртуальные валюты подрывают основы финансовой системы и провоцируют кризис. Как пример приводят колебания биткоина: после скачка в декабре 2017 года его стоимость превысила рекордные $20 000 (в 47 раз выше стоимости в начале года), а в 2018 году эта криптовалюта демонстрировала лишь падение.
Пока в мире продолжается дискуссия о криптовалютах, обычные украинцы уже тратят криптовалюту на покупки в интернете, приобретая товары и услуги. Все это указывает на то, что этот рынок будет развиваться и трансформироваться, отвечая потребностям пользователей и реагируя на регуляторные действия государства.
- Рекордні 8549 заяв на суддівські посади: що стоїть за ключовою цифрою пʼятого добору? Тетяна Огнев'юк вчора о 21:11
- Med-Arb: ефективна альтернатива традиційному врегулюванню спорів Наталія Ковалко вчора о 17:54
- Искусство наступать на грабли Володимир Стус вчора о 17:05
- Нова судова практика – відсутній обов’язок надсилання копії скарги виконавцю Андрій Хомич вчора о 16:01
- НАБУ: невиправдані надії Георгій Тука вчора о 15:48
- Податкове резидентство для енерготрейдерів з іноземними бенефіціарами Ростислав Никітенко вчора о 12:41
- Фінансова модель університетів майбутнього Віталій Кухарський вчора о 12:21
- Шукайте жінку! Білоруський варіант Євген Магда вчора о 09:09
- Спільний контроль у бізнесі: чому статус має значення? Анастасія Полтавцева 30.03.2025 19:23
- ВВК до 5 июня: нужно ли проходить людям с инвалидностью? Віра Тарасенко 30.03.2025 15:46
- ШАБАК оприлюднив свої висновки щодо трагедії 7 жовтня Георгій Тука 30.03.2025 14:16
- Цивільна конфіскація: про це варто знати, якщо ви державний службовець Тетяна Видай 28.03.2025 14:47
- Від 2 до 4 мільярдів доларів Євген Магда 28.03.2025 13:13
- Українські надра – не предмет торгу, а основа національної безпеки Олена Криворучкіна 28.03.2025 12:19
- Примусове доставлення до ТЦК: Як діє поліція та що потрібно знати Павло Васильєв 28.03.2025 11:58
- Рекордні 8549 заяв на суддівські посади: що стоїть за ключовою цифрою пʼятого добору? 1155
- Законопроєкт 13120 позбавляє дітей конституційного права на освіту 423
- Шукайте жінку! Білоруський варіант 297
- Стоїцизм папороті у перетвореннях декартової геометрії 152
- Аудит українських надр. Відзив "сплячих" ліцензій. Передача надр іноземцям 148
-
Яєчний король купує американського виробника яєць Hillandale Farms за $1,1 млрд
Бізнес 7076
-
"Бояться їхати сюди". Українській компанії не вдалося перевезти з Польщі закриту фабрику
Бізнес 4449
-
Суд відкрив провадження про банкрутство забудовника ЖК "Еврика" у Києві
доповнено Бізнес 2964
-
Кульмінація некомпетентності. Чому закрили відомого розробника ігор Monolith
Технології 2600
-
Залежність від шопінгу: чому ми купуємо більше, ніж потрібно
Життя 1978