Электронная Украина: миф или реальность?
Как новые инструменты госуслуг развивают гражданское общество
Развитие электронных государственных услуг – самый значимый сдвиг для украинского госсектора за последние годы. К концу 2018 года в Украине было доступно уже 117 услуг на правительственном портале, предоставляемых посредством интернета. Почему особый акцент я делаю именно на этих процессах? В первую очередь потому, что здесь мы не наверстываем упущенное, а движемся в одном ритме с Европой. Там концепция развития электронных услуг на 2016-2020 годы подразумевает очень схожие с нами проекты. Почему это так важно? Давайте разберемся.
Самые очевидные причины – устранение бюрократии и коррупции. Вопросы решаются оперативно, а исключение человеческого фактора убирает возможность взяточничества. Далее следует высвобождение ресурсов госслужащих – специалисты смогут заниматься более полезной и эффективной работой, а те, кто пришел ради нечестных заработков, просто уйдут. Соответственно, чем меньше армия чиновников, тем больше возможностей расходовать бюджет на действительно нужные программы. Но и это только вершина айсберга.
На более глубинном уровне такие процессы меняют представления населения о государстве. То, о чем так давно говорили, о государстве, как сервисе, теперь претворяется в жизнь. И открутить этот процесс назад уже будет непросто, ведь люди привыкнут именно получать то, что им нужно, а не кланяться чиновникам или сидеть в унизительных очередях. В Европе это понимают и потому активно поддерживают такие процессы финансированием и экспертизой. Более того, в самом Евросоюзе в Стратегии детально расписаны только первые шаги развития электронных государственных услуг, а дальнейшие действия обсуждаются вместе с населением и бизнесом. Это дает возможность еще сильнее развивать демократические процессы и создавать именно то, в чем люди нуждаются.
У нас тоже есть схожие примеры. Например, инвестирование OpenDataBot в проект бота для поиска железнодорожных билетов RailwayBot. Фактически, это пример того, как бизнес создает нужную обществу услугу, а заодно помогает бороться с перекупщиками и оптимизирует систему. Надеюсь, что дальше этот процесс инициирования проектов бизнесом и общественными объединениями только усилится. Но уже сейчас ясно, что электронные сервисы становятся все более востребованными населением.
Говоря о взаимосвязи бизнеса и развития системы электронных госуслуг, нельзя, конечно, не вспомнить опыт Эстонии, где вопрос диджитализации правительства был превращен в национальный бренд и позволил также коммуницировать инвестиционную привлекательность страны, как государства, открытого инновациям. Это еще раз подчеркивает комплексность таких изменений, когда за одним действием тянутся и другие, срабатывает эффект перелива. Фактически, страна смогла из постсоветской территории развить новую идентичность и привлечь в страну средства и бизнес. Слепо копировать такой подход Украине, конечно, не стоит – у нас есть своя специфика, но стоит понимать, что за развитием диджитал-инструментов следуют и другие возможности.
Безусловно, такое реформирование должно также проводиться критически. И я вовсе не призываю забыть обо всем на свете и всем ринуться только в электронные госуслуги. Наоборот, я считаю, что общественное внимание к вопросу – это возможность для реалистичной оценки процессов, поиска уязвимостей и их доработки. К тому же внимания требуют и структуры, создающие электронные инструменты, ведь демократия работает только при отлаженной системе сдержек и противовесов. Но то, что мы делаем сегодня – это отказ от закостенелых систем, которые только и делали, что пытались себя сохранить, меняя вид и название. Сейчас есть шанс создавать новые, более гибкие, нужные и удобные структуры. Именно в этом задача общества. И это намного более масштабные изменения, чем даже преодоление коррупции.
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін вчора о 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз вчора о 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов вчора о 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
-
Віктор Ющенко та партнери відчужили право на видобуток газу на Полтавщині
Бізнес 139566
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21048
-
Британія утилізує п'ять військових кораблів, десятки гелікоптерів і дронів задля економії
Бізнес 9134
-
За вітраж Тіффані троє учасників торгів змагалися 6 хвилин – його продали за $12,48 млн: фото
Життя 8693
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7586