Электронная Украина
Об опыте Эстонии, символе высокого качества электронных государственных услуг, к которому необходимо стремиться Украине.
Список гостей ежегодной конференции «Ялтинская европейская стратегия» (YES) в этом году был традиционно богат на громкие имена. Но среди звёзд политики, технологий и даже шоу-бизнеса меня особенно привлекло выступления не самого яркого, на первый взгляд, участника форума – президента Эстонии Керсти Кайюлайд. Она приняла участие в панельной дискуссии на тему «Цифровое общество и государство будущего», модератором которой выступил бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр. К чести организаторов YES, найти лучшего спикера на тему внедрения технологий в государственное управление, пожалуй, невозможно. За неполные 30 лет независимости Эстония вырвалась из постсоветской политической рутины и преобразовалась до неузнаваемости экономически. А ещё эта страна стала символом того качества электронных государственных услуг, к которому необходимо стремиться Украине.
Эстония – небольшая и не самая богатая страна на севере Европы с населением 1,3 миллиона человек. В 1992 году средняя зарплата здесь не превышала 30 долларов. Сегодня она составляет 1300 евро. Госпожа Кайюлайд рассказала, что ключом к такому экономическому росту стала оптимизация расходов на содержание государственного аппарата и стремление правительства свести к минимуму бюрократические проволочки как для бизнеса, так и для простых людей. В результате, начиная с 2000 года, при помощи технологий была создана уникальная система «электронного государства». В Эстонии провели первые в мире парламентские выборы через интернет, а также электронную перепись населения. У каждого гражданина страны есть электронный паспорт (ID-карта), который открывает доступ к более чем 4000 электронных сервисов и даёт возможность, не выходя из дома, заверять документы уникальной цифровой подписью. Заплатить налоги, получить рецепт врача, записать ребёнка в школу или просто запросить от госструктур любую необходимую информацию – если вы гражданин Эстонии, то в какой бы точке планеты не находились, можете сделать всё это за считанные минуты.
Преимущества «электронного государства» достаточно очевидны, поэтому в выступлении Кайюлайд было интересно услышать другое: какие вызовы Эстонии пришлось принять на пути к его становлению? По словам эстонского президента, ключевым фактором в вопросе внедрение государственных электронных услуг была и остаётся безопасность. Для решения этой задачи в Эстонии создали уникальную в своём роде систему обмена данными между разными госструктурами под названием X-road. Дело в том, что правительство страны не имеет централизованного хранилища данных – они распределены между разными институциями. X-road отслеживает любые перемещения информации, а также фиксирует попытки несанкционированного доступа, за который, к слову, предусмотрена уголовная ответственность. Кибербезопасность страны в целом сегодня является одним из ключевых вопросов на повестке эстонского правительства. Не так давно в Таллине усилиями НАТО был построен «Центр защиты от кибертерроризма». Эстония также планирует в недалёком будущем создать «цифровые посольства» на территории дружественных стран.
В ходе дискуссии Тони Блэр и Керсти Кайюлайд выразили общую уверенность, что в будущем более «электронными» в той или иной степени будут становиться все ведущие страны западного мира. Очевидно, что Украина просто обязана следовать этому курсу. Эстонский пример наглядно демонстрирует: внедрение технологий в госуправление не только создает комфортную среду для развития бизнеса и человеческого потенциала, но и мотивирует граждан наконец-то довериться своему государству.
- Стейкхолдери – основний локомотив сучасної якісної освіти Сергій Пєтков 10:49
- "Спорт внє палітікі?". Як би ж то! Країна-агресор хоче повернутися у міжнародний спорт Володимир Горковенко 10:10
- Землі заказника "Лівобережний" у Дніпрі: історія зміни статусу та забудови Павло Васильєв вчора о 22:23
- Пам'яті жертв Другої Світової війни або чому ми не святкуємо! Дмитро Пульмановський вчора о 16:11
- Що робити, коли дії співробітника призвели до фінансових втрат? Олександр Висоцький вчора о 11:13
- Кабальні "угоди Яресько" блокують економічне відновлення України Любов Шпак вчора о 11:09
- Изменения в оформлении отсрочки от мобилизации с 06.05.2025 Віра Тарасенко 07.05.2025 23:36
- Безбар’єрність у лікарнях: чому доступ до медичних послуг виходить за межі пандусів Ігор Ткаченко 07.05.2025 15:10
- Де отримати криптоліцензію у 2025 році? Юлія Барабаш 07.05.2025 12:25
- Як сплачує податки та подає звітність контрольована іноземна компанія (КІК) Сергій Пагер 07.05.2025 09:19
- Тренди світових витрат засобами візуалізації: військо, освіта, охорона здоров’я Христина Кухарук 06.05.2025 19:13
- Як роботодавцю повернути кошти, сплачені працівнику за скасованим рішенням суду Альона Прасол 06.05.2025 14:30
- Чому підприємці бояться виходити на новий рівень і як подолати цей бар’єр? Олександр Висоцький 06.05.2025 14:12
- "Ситник проти України" – чи може справедливість бути упередженою? Дмитро Зенкін 06.05.2025 12:57
- Нові правила подачі заявок на торговельні марки Сергій Барбашин 06.05.2025 11:45
- Літо, тераси та куріння: чи є заборона для літніх майданчиків? 183
- Регіональні тренди запитів "Відео ШІ" в Україні: піки, спад і соціальні фактори 176
- Безбар’єрність у лікарнях: чому доступ до медичних послуг виходить за межі пандусів 129
- Тренди світових витрат засобами візуалізації: військо, освіта, охорона здоров’я 109
- Чому ми приймаємо нелогічні фінансові рішення? 104
-
Чому Путін святкує 9 травня. Справжня історія Другої світової, яку не вчать у Кремлі
10711
-
Угода Україна–США: три ключові вигоди для нашої держави
Думка 6073
-
Нове житло на межі зникнення. Що говорить статистика про кризу на ринку нерухомості
Бізнес 5750
-
8 травня. Чи можлива українська історія Другої світової
Думка 3548
-
Три хвилі приморозків. Хто збанкрутує, а хто – заробить
Бізнес 3211