Украинский инновационный парадокс: кейсы есть, а модернизации нет?
Современный мир становится все более децентрализованным. Даже в политике и финансах возникают все новые точки влияния, а старым лидерам приходится свыкаться с изменившимися правилами игры. В авангарде изменений, конечно, технологии. Здесь Силиконовая до
Современный мир становится все более децентрализованным.Даже в политике и финансах возникают все новые точки влияния, а старым лидерамприходится свыкаться с изменившимися правилами игры. В авангарде изменений,конечно, технологии. Здесь Силиконовая долина хоть и остается значимым местом,но весомые инновации появляются и распространяются из совершенно разных уголковмира.
Впрочем, новые возможности сопровождаются и новыми рисками.Децентрализация вовсе не означает равенство – одним из ее результатовстановится новая провинциальность. Целые страны, которые не спешатдифференцироваться и занимать свое место в глобальной экономике, рискуютоказаться в ситуации практически полного исключения из всех мировых процессов.Разумеется, этот процесс начался не вчера, и определенная новая иерархия ужеформируется. Шансы на включение еще остаются, но их становится меньше с каждымднем. И Украина удивительным образом не спешит их использовать.
В конце 2017 года мне удалось побывать на конференции DataScience UA. Это событие посвящено одному из ключевых трендов – системам анализабольших данных. В ходе конференции удалось увидеть немало интересных кейсов,уже реализованных в нашей стране. Среди них: система анализа потребительскогоповедения, отслеживание доступности товаров, выстраивание сложных логистическихцепочек с учетом разнородных факторов. Все эти проекты разработаны и внедрены вУкраине. В чем же тогда претензии к технологиям в Украине, спросите вы? Впервую очередь в системности поддержки новых решений.
Я называю это украинским инновационным парадоксом. Дело втом, что риторика модернизации и инноваций весьма популярна и бизнес делаетуспехи в этом направлении, но, одновременно с этим, те же предпринимателипризнают, что их решения и разработки скорее исключения из правил, а широкуюподдержку именно на государственном уровне это не получает. Приведу одинпростой пример. Уже несколько лет Украина пытается выстраивать имидж экспортерасельскохозяйственной продукции. И это хороший стратегический вектор. Но онсовсем не означает, что можно просто выращивать что-то по старинке, каждый разпереживая, будет ли урожай. Современное сельское хозяйство в мире – это высокотехнологичнаясфера. Особенно, если речь идет об «эко» сегменте, где измеряется буквальновсе.
Что мы имеем в Украине? Агропредприятия каждое само по себеинвестирует в новые технологии, а государство скорее не замечает этихизменений. И я не говорю о том, что нужны дотации или какие-то преференции. Речьидет о той сфере ответственности, что остается у государства – инвестиции вобразование и подготовку кадров, упрощение разрешительных процедур истандартизация и сертификация новых систем. Без этого инновации останутсяединичными кейсами на конференциях. Возникающими и исчезающими бесследно,несмотря на свою эффективность.
Еще одно проявление парадокса – стремление выдаватьжелаемое за действительное. Так, мы давно слышим, что в Украине работают с bigdata, но на Data Science UA стало понятно, что таких проектов в реальности покане много. Большинство же работает просто с большими объемами данных, применяяне самые сложные схемы для их анализа. И это, разумеется, тоже хорошо. Нобольшинствокейсов с приближенным к Big Data анализу и применением искусственногоинтеллекта – это кейсы, которые еще очень слабо монетизируются и созданы вформате эксперимента, в качестве демо-проектов. Например, распознаваниенастроения сотрудников при помощи камеры на кофемашине в офисе. Такие проекты иесть настоящей работой с Big Data и, надеюсь, их будет становиться все больше.
Для того, чтобы не стать новой провинцией Украине нужнобыть честной с самой собой, реалистично оценивать слабые места и развиватьтехнологии системно. Инновации должны быть инструментами, а не декоративнымиэлементами. И, конечно, они должны использоваться для повышения уровня жизни, ане просто ради заявления «у нас как во всем мире». Быть как все не имеетсмысла. Нам необходимо найти свое направление и в нем опережать мир на шаг.
- Думка первинна, чули? Катерина Мілютенко вчора о 23:42
- 21% українців, які хотіли б емігрувати – це катастрофа Володимир Горковенко вчора о 16:07
- Як ШІ змінює закупівлі: клієнти-машини та криза кадрів Марина Трепова вчора о 15:12
- Пеня на заборгованість по аліментах: поняття, порядок нарахування та граничний розмір Леся Дубчак вчора о 15:01
- Правила ефективного партнерства в адвокатурі Тетяна Лежух вчора о 13:33
- Перемир’я між Ізраїлем і ХАМАС: виклики та перспективи після 15 місяців конфлікту Олег Вишняков вчора о 13:25
- Як корпоративний медичний одяг змінює клініку: мій досвід Павло Астахов вчора о 09:26
- Нюанси ввезення пального в Україну через кордон для власного споживання Дмитро Зенкін 21.01.2025 15:47
- Як та куди інвестувати на фондовому ринку США Євген Кондратьєв 21.01.2025 15:30
- Неконституційність п.п.7 п.1 ч.2 ст.4 щодо ставки судового збору за подання касації Світлана Приймак 21.01.2025 14:30
- Позбавлення пільг китайських маркетплейсів: якими будуть наслідки? Єфрем Лащук 21.01.2025 11:36
- Як Трамп зробить видобуток великим знову? Ксенія Оринчак 21.01.2025 11:31
- Зміна світового порядку: виклики та можливості нового часу Юрій Гусєв 21.01.2025 09:16
- Оцінка ефективності медіа: що робити, коли даних недостатньо? Вікторія Новак 20.01.2025 18:42
- Воднева економіка України: регуляторні виклики та економічна доцільність Олексій Гнатенко 20.01.2025 13:41
-
Забудьте про молодь. Її в Україні не буде
Думка 8775
-
Меланія Трамп на інавгурації 2025: два елегантні образи — у капелюсі вдень, у сукні ввечері
Життя 3709
-
"Січневий яйцепад". Хто обвалив ціни на яйця
Бізнес 2776
-
Між правами бізнесу та покаранням за корупцію. Чому правки Лозового викликали дискусію
Бізнес 2608
-
ВАКС закрив справу проти ексголовного архітектора Києва та гендиректора Укрбуд Девелопмент
Бізнес 1828