ІТ-рынок после пандемии: чего ждать в 2021 году?
Продолжающаяся пандемия стала испытанием для мировой экономики и катализатором трансформации бизнеса, в частности IT-индустрии.
Исследование Gartner показало, что глобальный рынок аутсорсинга в 2020 году оценивается в 3,4 трлн долларов. Несмотря на то, что в последние годы он рос с 2,5% до 4%, в этом году впервые за 10-летие прогнозируется падение на 8%. Основная причина – это желание предприятий максимально снизить расходы, особенно на проекты по развитию, и поддерживать только критические бизнес-системы, чтобы пережить кризис Covid-19.
2020 год почти подошел к концу, поэтому сейчас самое время подводить итоги и строить прогнозы. Как же за время пандемии изменился IT-рынок и что его ждет в будущем?
ІТ-индустрия «до» и «после»
Еще год назад мы наблюдали колоссальный рост IT-сферы. Так, по данным исследования венчурного рынка Украины DealBook 2020 фонда AVentures Capital, для страны 2019 год стал рекордным по размеру привлеченного капитала в украинскую IT-отрасль. Тогда впервые суммарные инвестиции превысили отметку в 0,5 млрд долларов США, составив в общей сложности 544 млн долларов. Активную поддержку зарубежных инвесторов получили украинские стартапы как на ранних, так и на поздних стадиях разработки. Рост замедлился в связи с COVID-19. Сейчас сложно представить мир и бизнес, не затронутые коронавирусом. Глядя на статистику заболеваний и воздействия пандемии на экономику, остается разве что ностальгировать о «допандемическом» времени.
Чтобы остаться на плаву в условиях карантина, компании во всем мире, в том числе и в Украине, были вынуждены трансформировать свои бизнес-процессы. В частности, владельцы бизнеса начали массово переводить сотрудников на «удаленку». Исследование компании SpiceWorks показывает, что в 2020 году 64% IT-компаний организовали удаленный доступ к рабочим ресурсам. Украина, разумеется, не стала исключением - еще в начале карантина портал DOU.ua опубликовал результаты опроса украинских IT-специалистов об их работе в период карантина, который показал, что более 90% респондентов находятся на удаленной работе. Более того, совместный опрос Американской торговой палаты в Украине (ACC) и компании Deloitte о влиянии COVID-19 на бизнес в Украине в период карантина показал, что 40% украинских компаний и дальше планируют, что часть сотрудников продолжит работать удаленно. В связи с этим 2020-й год среди прочего стал годом ускоренной цифровой трансформации бизнеса.
Облачный прогноз
В современных условиях заниматься прогнозами на будущее непросто — неизвестно даже, когда и чем закончится пандемия.
Одно ясно точно — предприятия не вернутся к ситуации, которая была до пандемии. Данные крупнейших международных центров по исследованию рынков Gartner и McKinsey показывают, что в западном мире этим летом 48% работающих выразили желание продолжать выполнять свои обязанности дистанционно. Это означает трансформацию бизнес-процессов, изменения на рынке недвижимости. Доступность сотрудников улучшится, потому что 2020 год наглядно продемонстрировал, что можно привлекать их не только из своих регионов или даже стран. С годами офисы станут эксклюзивным преимуществом больших предприятий, местом для мозговых штурмов, встреч с коллегами и обмена опытом, а также проведения мероприятий.
Особая роль сейчас, особенно в кризис COVID-19, отводится облакам. Предприятия не готовы инвестировать средства в устройства (модель CAPEX), а предпочитают максимально эластичные решения по принципу Pay as you go (OPEX).
2021 год продолжит тенденцию последних лет по снижению расходов на оборудование — вместо этого в приоритете будут облачные услуги и услуги внешнего размещения. Так, на этот сектор в 2021 году будет приходиться 24% от всех расходов на IT (для сравнения, в 2019 году этот показатель составлял 21%). Такие тенденции связаны с массовой миграцией в облако из-за пандемии. По данным SpiceWorks, 35% организаций либо уже перевели бизнес-процессы в облако, либо планируют ускорить этот процесс.
До этого рост облачного рынка ограничивали вопросы безопасности, однако за последние годы ситуация изменилась – существует как локальные, так и международные требования по ІТ-безопасности, кроме того, обеспечение самого высокого уровня безопасности данных – это вопрос репутации, а значит и выживания для поставщиков. К слову, за последние три года увеличились и мощности облаков, их совместимость с инфраструктурой клиентов и ценовая доступность как глобально, так и в Украине.
Рост IT продолжается
Можем сказать, что онлайн торговля останется с нами, что опять же означает инвестиции в ІТ, а не оффлайн магазины. Это, в свою очередь, означает, что для аутсорса открываются широкие возможности по размещению инфраструктуры и разработке программного обеспечения. Уже сейчас во всем мире существует дефицит программистов, поскольку спрос на разработку ІТ-услуг превышает предложение. Особый всплеск на ІТ аутсорс наблюдается в странах Восточной Европы (Белоруссия, Польша, Румыния, Украина). Они развиваются в 4-5 раз быстрее, чем глобальный рынок аутсорса, благодаря стремительному росту экспорта экспертов в США и Европу.
Еще один важный аспект – аутсорсинг становится более универсальным. Например, исходя из опыта Tet в бизнесе дата-центров, а также если посмотреть на рынок, то просто аренда стоек, которая обеспечивает размещение оборудования, больше не интересна клиентам. Они хотят, чтобы поставленные бизнес задачи реализовывались в одном месте. То есть, если клиент отдает внешнему поставщику какой-то из бизнес-процессов, то он ожидает, что ИТ инфраструктура и программное обеспечение будут комплексным решением, с одним ответственным лицом за уровень SLA.
Несмотря на вызовы пандемии, IT-сектор не прекращает рост, хоть и в замедленном темпе. В частности, кризис побуждает компании ускорять процессы цифровой трансформации и оптимизировать свой бизнес, таким образом усиливая свои позиции на «постпандемическом» рынке. Жизнь продолжается - и для IT-сектора в том числе.
- Інноваційна стійкість – запорука розвитку під час кризи Єгор Осадчук вчора о 20:39
- Як штучний інтелект і дата-центри стимулюють глобальний попит на мідь Ксенія Оринчак вчора о 10:37
- Спільна власність та спадкування: мрії та реальність у лабіринті правових зв'язків Світлана Приймак вчора о 10:09
- Інтернет-реклама, що уникає бана. Але так буде не завжди Богдан Кашаник 30.01.2025 15:24
- Тренди українського фінтеху 2025: адаптація до викликів і нові можливості Сергій Сінченко 30.01.2025 15:08
- Як обрати правильного партнера для співпраці в рамках моделі Build-Operate-Transfer (BOT) Ніна Гузей 30.01.2025 14:21
- Освіта майбутнього: які революційні зміни потрібні Україні? Любов Шпак 30.01.2025 13:21
- Чому ми знаємо багато, але не діємо? Катерина Мілютенко 29.01.2025 22:23
- Економічні бульбашки: причини виникнення, характеристика та основні цикли Юрій Асадчев 29.01.2025 15:43
- "Нові" гарантії для бізнесу: чи зупинять вони безпідставні кримінальні провадження? Богдан Глядик 29.01.2025 15:16
- Українська міграція до Польщі: виклики, можливості та наслідки Сильвія Красонь-Копаніаж 29.01.2025 14:41
- Найбільший банк Нідерландів ING Group залишає росію після більш ніж 30-річної присутності Володимир Горковенко 29.01.2025 12:26
- Діти під прицілом Богдан Кашаник 28.01.2025 23:01
- Точний прогноз, що змінює все Наталія Качан 28.01.2025 21:10
- В пошуках щастя. Частина друга. Чотири фактори щастя Алла Заднепровська 28.01.2025 17:28
- "Браслети" правосуддя: коли електронний контроль стає зайвим 241
- Точний прогноз, що змінює все 95
- Українська міграція до Польщі: виклики, можливості та наслідки 77
- Скасування Господарського кодексу України: необхідність чи передчасність? 73
- Модна усмішка: Як сучасна ортодонтія змінює стандарти краси 71
-
Україна може поновити транзит газу в ЄС. Стефанішина: Питання на стороні Єврокомісії
Бізнес 25713
-
Найдефіцитніші професії у Польщі у 2025 році: які зарплати пропонують
Бізнес 2564
-
"Люди хочуть подорожувати". Пасажирообіг світових авіакомпаній у 2024 році досяг рекорду
Бізнес 2275
-
Саудівська Аравія запускає перший п’ятизірковий поїзд на Близькому Сході – візуалізація
Життя 2150
-
ЄС надасть Молдові 64 млн євро, третину – на газ для Придністров'я
Бізнес 1787