Почему Украина не выбирает доступные кредиты от МФО
В Украине идет много дебатов на тему важности привлечения иностранных инвестиций.Бытует мнение, что в тот момент, когда к нам придет больше денежных ресурсов, страна испытает экономический бум. Однако мало кто знает, ...
В Украине идет много дебатов на тему важности привлечения иностранных инвестиций.
Бытует мнение, что в тот момент, когда к нам придет больше денежных ресурсов, страна испытает экономический бум. Однако мало кто знает, что на сегодняшний день мы не всегда можем справиться даже с потоком тех средств, которые доступны Украине в виде кредитных ресурсов от международных финансовых организаций.
Приведу несколько вполне конкретных примеров из собственной деловой практики. На данный момент ГП «Укрдоринвест» сопровождает реализацию трех крупных проектов дорожного строительства. Первый из них, «2 RSIP», должен был быть реализован с декабря 2012 года по декабрь 2016 года. Сегодня он продлен до декабря 2018 года, так как выборка кредитных средств в рамках проекта составила всего 51.4% от общей запланированной суммы. Другой проект, «RSDP», является самым новым.
Его исполнение проходит в период с февраля 2016 года по декабрь 2021 года. В рамках этого проекта выборка кредитных средств составила всего 0,25% от общей доступной линии. Наконец, проект с громким названием «Панъевропейские коридоры/Европейские дороги: Украина ІІ», реализация которого длится десять лет с учетом пролонгации, а именно в периоде 2011-2021 года, пока может «похвастаться» очень скромной выборкой в размере 47% от общей суммы доступных кредитных ресурсов.
Чем обусловлены проволочки в использовании финансовых средств
Когда подписывалось кредитное соглашение по проекту «Панъевропейские коридоры», было предусмотрено, что его реализацию осуществят планомерно. Но в тот момент для большинства участков не было разработано ни проектной, ни тендерной документации. Также не были предприняты меры по отселению и землеотводу необходимых участков. Наконец, когда начали заниматься хоть какими-то выборочными лотами, совершенно отодвинули в сторону все остальные секции работы. Как видите, общий знаменатель низкой выборки – это серьезные проблемы прошлого менеджмента и правильного распределения обязанностей.
Но есть и позитив. Сегодня начинают сдвигаться с мертвой точки все те компоненты, которые ранее не реализовывались столь долгое время. Например, в рамках проекта «Панъевропейские коридоры» нашей командой уже запущены процедуры торгов. Сейчас проходит предквалификация по отбору потенциальных участников для реконструкции обходов города Житомира.
Также остается разобраться, каким образом использовать будущую экономию средств от реализации проекта. Несомненно, это исключительно политическое решение. Когда будет разработана стратегия приоритезации дорог, которой сейчас занимается МБРР и правительство, мы сможем выявить наиболее важные транспортные коридоры. Именно на их развитие и поддержку Украина, после согласования с ЕИБ и ЕБРР, направит средства, сэкономленные при реализации проекта «Панъевропейские коридоры». Сумму называть еще рано, но количество нулей должно впечатлить рядового гражданина.
Также из конкретных примеров можно привести недавнее решение Мирового Банка, озвученное в прошлую пятницу при совместных консультациях с Министерством финансов, «Укравтодором» и «Укрдоринвестом», о том, чтобы забрать из кредитного портфеля «Укравтодора» 220 миллионов долларов. Данный шаг является вынужденным, однако совершенно не критичен, ведь МБРР предоставит средства сразу после того, как мы выполним все подготовительные роботы в течение одного-двух лет.
Более того, это и есть примером эффективного подхода к управлению проектами крупного государственного строительства. Стоит отметить, то решение касается проекта, первоначальная сумма доступных кредитных ресурсов в рамках которого составляла 560 миллионов долларов. Как и в предыдущем случае, по факту Украина совершенно не была готова к старту выборки кредитных средств сразу после подписания кредитного договора.
Не было четкого понимания по разработке проектной и тендерной документации, не было проведено соответствующих процедур землеотвода и так далее. В свою очередь, согласно положениям кредитного соглашения, мы платим процент не только за выбранные средства, но и за невыбранные кредитные ресурсы.
Именно поэтому, если мы не осуществляем выборку в необходимом темпе, государство тратит колоссальные деньги. По сути, это есть цена неэффективного управления прошлого руководства. Проанализировав ситуацию, мы пришли к решению разделить сумму кредита на несколько траншей. Другими словами, те проектные компоненты, которые сейчас не готовы к старту реализации, среди них обход населенного пункта Чутово, вторая очередь строительства обхода Полтавы и обход Копылов, будут перераспределены на будущий период. Таким образом, мы отделили от основной суммы 220 миллионов, и дальше деньги войдут во вторую часть кредита. Цель этих мероприятий – экономия бюджетных средства на подготовительный период до старта строительства. Как только, в течение года-двух, будут реализованы все начальные компоненты, Мировой Банк выделит нам второй транш из общих 560 миллионов.
В качестве короткого резюме я хочу отметить, что для нас важно как правильное управление непосредственно проектами, так и доскональная подготовка к их реализации. Потому что за каждый «простой» и неэффективное решение украинцам приходится дорого платить. Решение этой проблемы одно – построение качественной системы менеджмента европейского образца для всех уровней реализации проектов.
- Недоторканні на благо оборони: головне — правильно назвати схему Дана Ярова 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко вчора о 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський вчора о 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков вчора о 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв вчора о 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко вчора о 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Реформа "турботи" Андрій Павловський 27.06.2025 12:07
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 731
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 359
- Реформа "турботи" 239
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 118
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 109
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 7125
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5336
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 4299
-
Втратив бізнес в окупації та пережив два інсульти. Як ветеран відкрив поліграфічну фірму в Одесі
Бізнес 3582
-
Золотий гребінець. Хто заробляє на курятині найбільше
Бізнес 2742