Нет ничего явного... О видах информации с ограниченным доступом
В серии небольших постов хотелось бы обсудить последствия смешения институтов конфиденциальной и тайной информации, а также разобраться в различных видах тайн и, конечно же, в путях их сохранения. В частности, речь пойдет о том, что коммерческая тайна не я
Часть I. Не все конфиденциальное тайно и не все тайное конфиденциально
Информация – один из самых ценных активов. И нет ничего удивительного в том, что бизнес стремится надежно защитить информацию коммерческого характера. Правда, для этого не всегда выбираются надлежащие юридические инструменты. К примеру, большинство предприятий имеют положение о коммерческой тайне, с которым знакомятся все работники под расписку. Но большинство видов информации, которые обычно включаются в такие положения, не имеют ни малейшего отношения к коммерческой тайне.
Дело в том, что коммерческая тайна – специфический институт именно права интеллектуальной собственности, а не информационного права. Исторически его развитие связано с одним из способов охраны секретов производства, которые по тем или иным причинам нецелесообразно охранять нормами патентного права. Информация, являющаяся объектом коммерческой тайны, имеет ряд признаков, определенных ст. 505 ГК и ст. 162 ХК, при отсутствии хотя бы одного из которых исчезает и сама коммерческая тайна:
1) Секретность информации в том смысле, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих неизвестна и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она относится. Если новизна изобретений определяется по отношению к уровню техники, то секретность информации определяется по отношению к кругу лиц, для которых она представляет коммерческий интерес. Когда, к примеру, перечень производителей определенного сырья можно легко найти в справочнике, то он не будет обладать свойством секретности. Другое дело, когда для получения такого списка необходимо предпринять дорогостоящие эксклюзивные маркетинговые исследования, которые не будут нигде публиковаться.
2) Признак коммерческой ценности значительно сужает круг секретной информации, которая может быть признана коммерческой тайной. В США имел место прецедент, когда суд отказал в охране нормами о коммерческой тайне религиозных таинств ввиду отсутствия этого признака.
3) Наконец, коммерчески ценная секретная информация не получит охрану в качестве коммерческой тайны, если она не была "…предметом адекватных существующим обстоятельствам мер по сохранению ее секретности…". Это означает, что если предприятие, например, самостоятельно организует экскурсии по своему производству, что позволит не нарушая закон скопировать технологический процесс, то лицо, осуществившее такое копирование, не будет отвечать за нарушение коммерческой тайны.
ЗУ "Об информации" придерживается совершенно иного подхода в определении режима доступа к информации, вообще не употребляя при этом понятие "коммерческая тайна". Согласно ст.ст. 30, 38 этого Закона режим права собственности на информацию, по аналогии с режимом права собственности на вещи, - это урегулированы законом отношения по владению, пользованию и распоряжению информацией. Информация является объектом права собственности граждан, юридических лиц и государства. Тут следует отметить, что право интеллектуальной собственности, в отличие от права собственности на вещи, основано на совершенно другой "парадигме" – концепции исключительных прав и триада владения, пользования и распоряжения к ней неприменима.
Основанием возникновения права собственности на информацию является создание информации своими силами и за свой счет. Владелец информации имеет право определять правила обработки информации и доступ к ней, а также устанавливать другие условия относительно информации.
По режиму доступа информация делится на открытую информацию и информацию с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом, в свою очередь, подразделяется на конфиденциальную и тайную. И между ними есть существенная разница. К тайной информации принадлежит информация, которая содержит сведения, составляющие государственную или другую предусмотренную законом тайну. К сожалению, собственник информации не вправе самостоятельно квалифицировать ее как тайную. Для этого должно быть специальное указание закона.
Среди прочего законами специально предусмотрена адвокатская, банковская, нотариальная тайна, тайна корреспонденции и т.п. Есть и иные, более расплывчатые указания закона, которые прямо не называют некоторый вид информации тайной, но обязывают владельцев такой информации содержать ее в тайне. Таковы, например, положения ст. 19 ЗУ "Об аудиторской деятельности", обязывающие аудитора сохранять в тайне информацию, полученную при проведении аудита, и т.п. Коммерческая тайна также является одной из разновидностей тайной информации в силу прямого указания ст. 505 ГК и ст. 162 ХК.
Что же касается конфиденциальной информации, то закон предоставляет значительную степень свободы в установлении этого режима. Граждане и юридические лица, владеющие информацией профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и другого характера, полученной на собственные средства, или такой, которая является предметом их профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и другого интереса и не нарушает предусмотренную законом тайну, самостоятельно определяют режим доступа к ней, включая принадлежность ее к категории конфиденциальной, и устанавливают для нее систему (способы) защиты (ст. 30 ЗУ "Об информации"). Такая информация распространяется по желанию физических или юридических лиц в соответствии с предусмотренными ими условиями.
Значение классификации информации на конфиденциальную и тайную состоит в том, что законодательство по-разному определяет порядок доступа к этим видам информации и ответственность за их разглашение.
Однако на практике эти виды информации часто смешиваются, что зачастую может повлечь неправильную квалификацию правоотношений. Так, в Постановлении окружного административного суда г. Киева от 24.11.2008 г. по делу № 6/503 указано, что истец обратился с иском к ДПАУ с требованием об отмене приказа о внесении изменений в формы налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость. Основанием иска послужило, среди прочего, то обстоятельство, что ДПАУ требует от плательщиков подачи дополнений к отчетности в разрезе отдельных контрагентов, список которых является конфиденциальной информацией. Суд отклонил это аргумент на том основании, что… информация, которая бы имела признаки коммерческой тайны, в спорных формах отчетности не содержится, а потому ст. 30 ЗУ "Об информации" ответчиком не нарушена. Вместе с тем, эта статья говорит о режиме конфиденциальности и не имеет отношения к институту коммерческой тайны.
Особенно опасно, когда подобное смешение допускается в предпринимательской практике. Это может привести к тому, что все меры охраны "коммерческой тайны" на предприятии будут бессмысленны. Ведь нарушителя невозможно будет привлечь к ответственности за разглашение коммерческой тайны, если будет установлено, что разглашенная информация к таковой не относится.
- Податки для українських біженців у Європі: реальність, ризики та можливості Дмитро Зенкін 17:48
- Інвестиції в українську нерухомість: можливості та виклики Сергій Дзіс 17:35
- Відшкодування шкоди від терористичних актів: чи реально отримати компенсацію від держави? Світлана Приймак 15:34
- Самотність, яка нищить Людмила Євсєєнко 14:17
- На що насправді здатен ретинол Вікторія Жоль 11:26
- Хто повинен платити за судову експертизу у сфері інтелектуальної власності? Сергій Барбашин 11:18
- Бізнес-ризики та кризові ситуації – 2025: виклики, загрози і стратегії виживання Ігор Шевцов 11:13
- Як ринок програмних фіскалізаторів змінює економіку України Андрій Сухов вчора о 14:51
- Принцип "легітимних очікувань": зміст та застосування в судовій практиці України Леся Дубчак вчора о 14:50
- Як інфляція змінює вартість електроенергії та газу у світі: аналітика та перспективи Ростислав Никітенко вчора о 10:42
- Як залишатися мотивованим, коли все йде не так? Катерина Мілютенко вчора о 03:06
- Обзор изменений в налоговом законодательстве для ФЛП с 2025 года Віра Тарасенко 09.02.2025 21:40
- Персональні дані пацієнта в маркетингу: зміни Анастасія Полтавцева 09.02.2025 16:01
- Нехтування сигналу "Повітряна тривога" суддями і прокурорами - під час ракетних атак Лариса Криворучко 09.02.2025 00:21
- Що зміниться із скасуванням Господарського кодексу України? Олеся Романенко 08.02.2025 21:03
- "Великий", який хоче здаватися "малим", або як ресторанний бізнес мінімізує податки 302
- Бізнес-ризики та кризові ситуації – 2025: виклики, загрози і стратегії виживання 130
- Справа на мільярд 119
- Гроші, люди, хаос. Що стримує розвиток бізнесу в Україні? 107
- Що зміниться із скасуванням Господарського кодексу України? 106
-
Операція "Чисте місто". НАБУ показало знайдені під час обшуків мільйони доларів – фото
Бізнес 2994
-
"Умовте українців продовжити транзит". Чим завершиться енергокриза у Молдові
Бізнес 2845
-
Комарницького оголосили в розшук. НАБУ вважає, що він намагається втекти з України
оновлено Бізнес 2452
-
"Відбувається щось нездорове". Виробники молока і молокозаводи посперечалися через ціни
Бізнес 2417
-
Проєкт з будівництва склозаводу в Київській області за 240 млн євро отримав інвестняню
Бізнес 1947