Медицина "made in Ukraine" – от слова "реформа" чуда не произошло
В статье рассматриваются актуальные проблемы украинской медицинской реформы, трудности и противоречия ее реализации
С апреля текущего года громко стартовала так называемая активная фаза отечественной медреформы, то есть, приписная кампания, напрямую касающаяся врачей первичной медицины: семейных докторов, терапевтов и педиатров. В определенный срок украинцы должны выбрать себе врача и подписать с ним декларацию на медицинское обслуживание.
Как сообщает и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун на своей странице в Twitter, в Украине, в рамках национальной компании «Врач для каждой семьи», более 5 миллионов человек уже подписали соответствующие документы.
Она же уверяет - реформа будет внедряться поэтапно. Сначала перестроят первичную медпомощь – оплату работы терапевтов, педиатров и семейных врачей, затем реформируют специализированную медпомощь, сделав ее более оперативной и… качественной.
На начальном этапе это даже обнадеживает: распиаренный СМИ принцип "деньги ходят за пациентом" как бы позволит грамотным, внимательным врачам увеличить свою заработную плату и не торопиться эмигрировать в близлежащую Польшу. А пациентам подарит шанс обслуживаться у персонального, заинтересованного медика.
Все вроде бы понятно - чем больше людей обратятся в государственную больницу, а не в платную клинику, тем больше заработают врачи. Вот только с самим определением «качественного обслуживания» у меня возникает ряд вопросов, которые сегодня остаются без ответа.
Неевропейские реалии украинской медицины
Отсутствие необходимого оборудования и человеческих условий для пациентов даже в столичных больницах (не говоря уже о районных медучреждениях), невозможность быстрой и качественной диагностики (нехватка медицинского оборудования и расписанная на несколько дней очередность обследования пациентов), необходимость преодолевать расстояние в 70-90 километров для того, чтобы специалисты помогли больному из районной больницы определиться с диагнозом и, если повезет, расписать лечение – потому что семейный доктор в Украине, зачастую, выполняет функцию администратора, выдающего талончики и направления к узким специалистам.
Отказ от советского прошлого
Звучит странно в век научно-технического прогресса. Но отечественные больницы – продавленные кровати с панцирной сеткой, отсутствие самых необходимых медикаментов, один душевой блок и санузел на все отделение - напоминают нам далеко не о Европе. Еще хуже ситуация обстоит (бог с ним, с неработающим душем!) с медицинским оборудованием и уровнем компетенции врачей – они просто не умеют использовать на 100% современные системы диагностики, даже если они вдруг случаются в их профессиональной жизни. А ведь это – точность определения диагноза, дальнейшее лечение (как правило, затратное и ложащееся исключительно на плечи пациента или его семьи) и время, которое на вес золота и которое ни в коему случае нельзя упускать. Поэтому начинать необходимо с самых азов и наших врачей необходимо учить пользоваться новой аппаратурой.
Медицина не может быть бесплатной
Эту аксиому должны принять все. Средства, выделенные из государственного бюджета - это деньги налогоплательщиков, то есть, именно мы оплачиваем медицинские услуги и удерживаем медиков. Только почему-то в Украине система категорически отказывается работает во благо граждан. По данным минздрава, в 2016 году каждый налогоплательщик, в среднем, внес в сферу здравоохранения 1764 гривен – ежегодно миллиарды выделяются из госбюджета на министерские программы по модернизации больничных помещений и закупке лекарственных средств. Остается вопрос – куда деваются деньги? Выделенные средства не превратились в отремонтированые операционные, палаты с элементарными удобствами или в обеспечение лекарствами. От одного слова "реформа" чуда не произошло.
Изменение подходов
Согласно последним нововведениям, ранее государство содержало медицинские учреждения. Теперь бюджетные средства идут на закупку в медицинских учреждениях их услуг. Грамотная формулировка, понятный месседж - но на практике ничего не изменилось, именно мы с вами питаем отечественную сферу здравоохранения живительной силой денег, а уже потом само государство платит медикам. Если взять расчеты Минздрава на проргамму "деньги ходят за пациентом" - государство платит врачу 370 гривен в год за одного пациента, без учета соответствующих возрастных коэффициентов. С 2019 года эту сумму планируют увеличить до 450 гривен в год.
Врачебная этика нового образца
Врач - не тот специалист, который определяет диагноз и подбирает курс лечения. В первую очередь, врач должен настроить пациента на выздоровление, минимизировать риски возможных осложнений и сделать так, чтобы тот, по возможности, как можно реже обращался за медицинской помощью и был здоров. Реалии нашей медицины таковы, что многие медики рассматривают больного исключительно как клиента (желательно с высоким уровнем платежеспособности), а фактор качественного (да и честного лечения, чего греха таить) отодвигается на второй план. Как говорится – только бизнес, ничего личного.
Кадры. Просто кадры.
Фраза "кадры решают все", которую в своей легендарной речи озвучил Иосиф Сталин в далеком 1935 году, по-прежнему крайне актуальна. Без квалифицированных медицинских работников реформу в сфере здравоохранения провести не то, что трудно - невозможно. Квалификация - это не только университетский диплом и регулярные курсы, посещение специализированных семинаров или медицинских форумов. Квалификация, прежде всего - это желание ежедневно учиться, читать научные труды, изучать модификации болезней и вирусов, которые стремительно мутируют, а также постоянное стремление и желание лечить каждого пациента так, как необходимо именно в его случае. Это –индивидуальный - не коллективный подход.
В моем понимании, медицинская реформа - это изменение системы в целом, радикальное изменение взглядов и подходов. Это современное оборудование в необходимом количестве, на котором умеют работать медики. Это палаты с ремонтом. Это операционные с необходимой техникой. Медицинская реформа - это не просто громкие заявления на бумаге - это жизнь и здоровье каждого человека.
Это - действия, а не намерения.
- Міцний крафт в Україні: як недосконале законодавство гальмує галузь Катерина Камишева 00:16
- Імпорт російського урану до Німеччини зріс майже 70%. Володимир Горковенко вчора о 22:07
- Чи є місце Ханукії в центрі Києва? Олег Вишняков вчора о 13:28
- Про газ для "чайників" Євген Магда вчора о 12:23
- Особливості аудиту земельних ділянок для успішної реалізації будівельних проєктів Ольга Сидорчук вчора о 11:39
- Витяг з держреєстру не є належним доказом самопредставництва в суді для юрособи Євген Морозов вчора о 09:35
- Як стати відомим адвокатом за 1 рік? Тетяна Лежух 02.01.2025 16:26
- Як українським трейдерам успішно працювати на біржі EPEX Spot Ростислав Никітенко 02.01.2025 12:29
- Синьо-жовтий прапор у Гаазі: як Україна змінює правила глобального правосуддя Дмитро Зенкін 02.01.2025 12:05
- Юридичні послуги у 2025 році: виклики, перспективи та етика професії Світлана Приймак 02.01.2025 10:00
- Стягнення на один і той самий предмет іпотеки в різні способи Євген Морозов 02.01.2025 09:48
- ПЗУ "Про ринок деревини" – найкраща робоча модель захисту вітчизняних деревообробників Юрій Дюг 02.01.2025 09:08
- Статистика 2024: Як форензик допомагає виявити фінансові злочини Артем Ковбель 02.01.2025 02:12
- О распаде (разделе, национализации) крупнейших мировых ТНК Володимир Стус 01.01.2025 22:56
- 5 причин, навіщо складати CELPIP у 2025 році? Олександра Смілянець 01.01.2025 12:25
-
Вартість електрики в Німеччині впала нижче нуля. Цей феномен трапляється дедалі частіше
Бізнес 104312
-
Кінець епохи. Що буде з мережею АЗС "Авіас"
Бізнес 85977
-
До України їдуть ракети Sea Sparrow. Що це за зброя і як для них адаптували радянські "Буки"
Технології 45199
-
"Пропускна здатність русла була майже нульова". Біля Києва розчистили річку за 11 млн
Бізнес 12638
-
У Вознесенську відновив роботу залізничний вокзал – фото
Бізнес 12433