Одна пуля – два лба
...парадокс в том, что президент и премьер являются двумя главами одной ветви власти...
Арсений Яценюк уже неделю как отстранил от работы руководство Государственной финансовой службы - главу ГФС Игоря Билоуса, начальника налоговой милиции Владимира Хоменко и шефа таможни Анатолия Макаренко. И хотя премьер-министр заподозрил этих чиновников в том, что в их ведомствах не все хорошо с антикоррупционной борьбой, проблема тут лежит куда глубже.
Со времен Ющенко и Тимошенко формат парламентско-президентской республики вызывает большие опасения, основанные на том, что если президент и премьер в хороших отношениях, то такой формат работает, если отношения не очень – то они бьются лбами.
После президентских выборов 2014 года мы видели лишь один громкий конфликт Петра Порошенко и Яценюка, когда последний вдруг громко заявил о том, что подает в отставку. Закончилось все тем, что Порошенко наступил на свою гордость и попросил премьера не уходить.
Формально Яценюк выиграл парламентские выборы, но президент и премьер не могут работать без опоры друг на друга. Их конфронтация выйдет нам всем боком.
Они оба часто перетягивают одеяло на себя. Порошенко как Главнокомандующий требует поддержки тыла в виде реформ, а также консолидации парламентского большинства вокруг себя. Яценюк, который, собственно, эти реформы и должен воплотить в жизнь, может видеть их по–своему, и тоже рассчитывает, что большинство будет на его стороне. Чисто субъективное наблюдение: премьер никуда с реформами не торопится, все делается вразвалочку. При этом было приятно смотреть на них двоих, когда они слаженно и согласованно ведут переговоры с ЕС, США и МВФ.
Однако же парадокс в том, что президент и премьер являются двумя главами одной ветви власти – исполнительной. Точнее, не только исполнительной, а и законодательной, ведь по факту у нас не парламент формирует правительство, а как раз наоборот – все вертится вокруг премьера и президента.
Не секрет, что Билоус – это человек президента. Его отстранение Яценюком – прямой удар по репутации Порошенко. Как говорят источники в Администрации президента, там понятия не имели, что такое произойдет, и это было воспринято как неожиданное нападение с целью поставить в ГФС своего человека.
Подобные методы, избранные Яценюком удивительны и вполне в его духе одновременно. Как обычно, Арсений Петрович пошел от обратного: сначала бросил обвинение (или подозрение), а лишь потом принялся искать компрометирующие факты. Это почти так же смело, как заявить о пуле в лоб, а потом задуматься над тем, что она ведь может и вправду прилететь, потому что дура.
Яценюк обещал управиться с ГФС за две недели. Одна неделя уже прошла. И что? Тишина. Наверное, через неделю тоже не будет ничего определенного, ведь в нашей стране за две недели «раскрываются» исключительно заказные политические дела. А чтобы придать этому действу веса в глазах общественности (ну, чтобы мы поверили), премьер призвал бизнес сливать ему информацию о нарушениях в ГФС. Тут можно не сомневаться: «сигналов» будет более чем достаточно. Но на расследование это точно не потянет. Чисто политика.
Назвать руководство ГФС святым ни у кого язык не повернется. Но любой скажет, что для предъявления обвинений коррупционеру нужно много времени и усилий. А вот время для этого все было выбрано неудачно с той точки зрения, что Украина очень и очень ждет денег МВФ. И у нас получается такая картина: глава НБУ – коррупционер и непрофессионал, глава ГФС - коррупционер и непрофессионал, начальник Генштаба – просто не профессионал. Кто там еще? И все они – люди президента. Добавим ко всему этому критику в адрес Порошенко за то, что он тихо сабботирует люстрацию, сливает АТО, за руку здоровается с Путиным, и получаем чистого демона.
Но не получает огласки тот факт, что отстраненный от работы начальник налоговой милиции Владимира Хоменко – это человек самого Яценюка. О нем известно, что 60-летний генерал-полковник милиции Хоменко был у Николая Азарова шефом налоговой милиции Крыма, главным милиционером Крыма и главным СБУшником полуострова, замом министра МВД Юрия Луценко, а во "Фронті змiн" Арсения Яценюка Хоменко отвечал за борьбу с коррупцией в теневом правительстве тогдашней оппозиции. И да – он родом из Черновцов. Когда Яценюк приводил Хоменко в ГФС, даже старожилы налоговой администрации пришли в ужас. И вот его отстранили. Может, это принцип «бей своих, чтобы чужие боялись»? Или же все эти люди вместе не справляются с наполнением бюджета, за который Яценюк отвечает лично (а не президент)? Но тут как и с Гонтаревой: да, она облажалась, но сложно от нее требовать курса по 21,7 гривен за доллар, когда Крым потерян, а индустрия Донбасса, дававшая львиную долю валютной выручки, уничтожена или отрезана от легального экспорта. Говоря еще более цинично, Украина потеряла 5 миллионов граждан, откуда же взяться валюте?
И Яценюку, который решил сам выпустить злосчастную пулю, теперь крайне важно предъявить какие-либо обвинения всем отстраненным от работы, в противном случае он будет выглядеть странно. Но самое главное, чтобы, разбираясь со своими коррупционерами, премьер и президент не вошли в отрытую конфронтацию, которая будет неуместной, некстати и просто разрушительной.
Если вина отстраненных чиновников будет вдруг доказана, то будет также странно, когда их просто уволят, а не отправят на скамью подсудимых. Должен быть всем понятно, что премьер и президент работают хорошо и слаженно, а не бодаются. Иначе пуля, выпущенная одним стрелком, попадет в два лба. Оно нам надо?
- Відшкодування шкоди завданої транспортним засобом, яким володіє роботодавець Євген Морозов вчора о 21:07
- Інвестиційний клімат України в 2025 році: виклики та сподівання Олексій Волохов 27.12.2024 23:02
- Вимога щодо посвідчення заповіту при свідках при наявності хвороби заповідача Євген Морозов 27.12.2024 21:08
- Використання подарункового сертифікату платником єдиного податку Євген Власов 27.12.2024 19:07
- Виклики і тенденції. Що чекає на український бізнес в 2025 році Віктор Андрухів 27.12.2024 17:46
- Як повернути активи за кордону: адвокатський погляд на спецконфіскацію, практику й виклики Дмитро Зенкін 27.12.2024 13:51
- Юридичні нюанси встановлення когенераційних установок для виробництва та продажу е/е Ростислав Никітенко 27.12.2024 12:09
- Бідних стає все більше Андрій Павловський 26.12.2024 22:57
- Використання підробленого військово квитка з метою перетину держкордону Євген Морозов 26.12.2024 21:03
- Авіакатастрофа "Азербайджанських авіаліній": пошуки правди Юрій Гусєв 26.12.2024 14:40
- Підписано Закон про право слідчих і прокурорів обмежувати роботу бізнесу Андрій Хомич 26.12.2024 14:08
- Особливості імпортно-експортних операцій з електроенергією та газом у Європі: аналіз країн Ростислав Никітенко 26.12.2024 13:30
- Партнерства заради сталого розвитку в технологічному секторі: Україна та світ Оксана Захарченко 26.12.2024 11:48
- Шестимісячний строк для оголошення особи померлою: право, яке має служити людяності Світлана Приймак 26.12.2024 11:43
- Етика суддів 2025: нові показники доброчесності чи додаткові виклики? Дмитро Зенкін 26.12.2024 10:13
- Бідних стає все більше 495
- Підписано Закон про право слідчих і прокурорів обмежувати роботу бізнесу 289
- 2025. Рік економічного відновлення, репатріації та інтеграції військових. Чи буде так? 273
- Legal instruments to combat stalking, based on international experience 91
- JIT – концепція, час якої настав 69
-
Зимовий манікюр 2024-2025: трендові кольори, фото дизайнів та поради від топмайстрині
Життя 14522
-
ДТЕК Ахметова почав купувати американський газ: перше судно прибуло в Грецію
Бізнес 7081
-
УП: Найновішу модель Rolls-Royce в Україні уже купили 13 разів – хто власники
Бізнес 6415
-
Зеленський зібрав на зустріч представників великого бізнесу: хто прийшов
Бізнес 5507
-
Осадча, Дорофєєва, KOLA: сукні, костюми й аксесуари. П'ятірка розкішних образів українських зірок
Життя 5447