Мирный атом 2
Пока весь мир стремительно развивает свои энергетические комплексы, страны создают глобальные энергетические коалиции, Украина топчется на месте, или ходит то в одном, то в другом направлении.
В предыжущем блоге я рассказал о том, что в конце июня в Петербурге прошла международная конференция высокого уровня «Атомная энергия в XXI веке»., где представители 83 стран пришли к выводу, что «синдром Фукусимы» преодолен и мир ориентирован на активное развитие мирной атомной энергетики. То есть возобновляется эпоха «атомного ренессанса». Ведущие страны мира активно расширяют свое присутствие в реализации проектов по всему миру.
Но что Украина?
Атомная энергетика в энергогенерирующем портфеле нашей страны занимает 48%.
Существует энергетическая стратегия страны. Но эта стратегия написана до кризиса и сегодня она только на бумаге. Нет достаточных ресурсов для ее реализации. А поскольку нет «приземленной», но амбициозной стратегии, то нет и нормального видения развития атомной энергетики, которая может помочь Украине стать сильным энергетическим игроком. Сильным, в том числе потому, что правильное развитие атомной энергетики позволит увеличить долю производства энергии в энергетической корзине страны, найти рынки сбыта и стать сильным мировым экспортером энергии.
Такую дорогу в нынешнем мире пройти самостоятельно невозможно. Соответственно, Украине надо смотреть на опыт международных атомных коалиций и не упускать свой шанс сотрудничества с глобальными игроками как на Востоке, так и на Западе. Это надо делать как можно скорее, потому что «двери закрываются» из-за мировой конкуренции и «проем становится все уже». Для этого необходимо как можно скорее иметь энергетическую стратегию страны с солидным компонентом развития атомной энергетики. И это должна быть «приземленная», но амбиционная стратегия минимум на 50 лет. Тот же «Росатом» для своего развития сформулировал стратегию на 100 лет, и неуклонно следует этой стратегии.
Пока нет рабочей стратегии, Украина будет делать короткометражные шаги то в сторону западного сотрудничества, то – восточного.
К примеру, Украина традиционно покупала российское ядерное топливо, но на каком-то этапе решила закупить американское у компании Westinghouse. Поставка была произведена на Южно-Украинскую АЭС. Через два года в топливной конструкции произошли деформации, и ее пришлось демонтировать, но деньги американская компания не возместила, потому что такого не было предусмотрено в контракте. А это миллионы долларов, выброшенные на ветер.
Сейчас Украина совместно с американской компанией Holtec строит завод в чернобыльской зоне для хранения отработавшего ядерного топлива. Стоимость оценивается в 500 млн.долл. США. Но есть вариант предавать отработавшее ядерное топливо Росатому на переработку и дальнейшее получение обновленного ядерного топлива после переработки.
Сегодня Украина уже стала на путь производства ядерного топлива совместно с российскими партнерами. Украинский Госконцерн «Ядерное Топливо» и Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» создали СП, частное акционерное общество «Завод по производству ядерного топлива», где у украинской стороны перевес в одну акцию. Завод будет построен в пгт. Смолино, Кировоградской области. Украина получит доступ ко всей производственной цепочке изготовления ядерного топлива.
Это неплохой пример стратегического значения.
Но, что необходимо сделать Украине для наиболее эффективного потенциала своей атомной энергетики?
Вот что я узнал от специалистов атомной отрасли.
Первое – атомную энергетику надо сохранить хотя бы на действующем уровне. Страна, имеющая атомную энергетику автоматически решает несколько задач государственного уровня: обеспечивает страну дешевой электроэнергией, дает работу своим машиностроительным предприятиям, развивает отраслевую атомную науку. Отказываться сегодня от мирного атома также нерентабельно с точки зрения экономики, потому что вывод АЭС из эксплуатации – это долгое и затратное дело, позволить себе которое могут только очень богатые страны. Следовательно, Украине предстоит уже в ближайшем будущем строить новые АЭС взамен отработавших свое станций.
Второе – какие реакторы нам нужны? Стратегическая задача Украины – избавляться от накопленных ядерных отходов (как от отработавшего ядерного топлива, так и от высокоактивных и низкоактивных радиационных отходов). Уже сегодня есть технологии, которые позволяют использовать отходы в качестве топлива для будущих реакторов IV поколения.
Сегодня для нашей страны еще осталась возможность выбрать себе партнера из числа мировых атомных игроков и сформировать с ним равноправный альянс, в котором мы выступали бы не импортером технологий, а их полноценным правообладателем. В качестве своего вклада в проект Украина может предоставить свой самый ценный актив – отраслевые кадры и науку. Ведь именно харьковский физтех находится сегодня в авнгарде исследований по ядерному материаловелению, критически важному направлению для внедрения IV поколения.
Но IV поколения – дело ближайших 20-30 лет. А замещать атомные мощности нужно и можно сейчас, с учетом нынешней экономики и нынешнего состояния дел в отрасли. И тут выбор не велик – надо строить замещающие мощности по технологии ВВЭР. Для этого мы строим завод ядерного топлива. Да и переучить наших специалистов работать на западных станциях представляется сегодня непосильной задачей: нет ни новых кадров, ни молодых. Ведь это гораздо сложнее, чем переучить пилотов «АНов» летать на «Боингах».
И последнее. Мир сегодня активно развивает атомные технологии. Реальность наших дней – это ядерная медицина, космические двигатели на основе атомных реакторов, и реакторы малой мощности (способные в перспективе прийти на замену традиционным ТЭЦ). Бизнес активно инвестирует в подобные проекты, чему пример – атомный стартап Terra Energy Билла Гейтса. Обидно, что в Украине – стране, в которой есть все ресурсы для развития атомной энергетики – о будущем мирного атома никто не говорит. Вдвойне обидно, что это происходит в стране, пережившей вторую по масштабу разрушений атомную катастрофу в истории человечества (первая – теперь Фукусима). Японцы, чья энергетическая картина похожа на нашу, не испугались и не отступились от пути прогресса и развития. Как заявил на днях японский премьер Абэ, говоря о намерени Японии активно развивать атомную энергетику нового поколения: «Мы должны вспомнить послевоенный опыт и превратить наши недостатки в преимущества». Эти слова, да нашим чиновникам в уши. Не будем развивать атом – потеряем еще одну конкурентоспособную отрасль, где мы имеем неплохие шансы быть в лидерах.
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 18:32
- Бізнес у пастці кримінального процесу: хто вимкне світло? Богдан Глядик 18:26
- Коли лікарі виходять на подіум – більше, ніж показ мод Павло Астахов 15:21
- Пільгові перевезення автотранспортом: соціальне зобов’язання чи фінансовий тягар Альона Векліч 13:52
- ПДФО на Мальті та в Україні... Хто платить більше? Олена Жукова 13:49
- Изменения в оформлении отсрочки по уходу: новые требования к акту и справке Віра Тарасенко 12:23
- Як втримати бізнес на плаву: ключові фінансові помилки та способи їх уникнути Любомир Паладійчук 10:27
- 5 управлінських викликів для державних підприємств під час війни Дмитро Мирошниченко 10:22
- Культ "хастлу" розсипається – і це добре Валерій Козлов 10:15
- Як поводити себе на допиті підприємцям і їхнім працівникам Сергій Пагер 08:42
- Стамбул 2.0 Василь Мокан вчора о 17:37
- Як NIS2 змінить правила гри для енерготрейдерів: кібербезпека як нова реальність Ростислав Никітенко вчора о 14:03
- Післявоєнна відбудова: вікна можливостей і як ними скористатися Дмитро Соболєв вчора о 12:54
- Реальні потреби та гранти: Як краще адаптувати допомогу до змін Юлія Конотопцева вчора о 12:13
- Розлучення без згоди іншого з подружжя: коли це можливо? Альона Пагер вчора о 08:50
-
Стамбульські перемовини не принесуть результату. Ось чому
Думка 32411
-
Змагання за Трампа. Чому Зеленський вирішив летіти в Туреччину, а Путін – відмовився
12092
-
Найбільше замовлення в історії Boeing: Qatar Airways купить 210 літаків
оновлено Бізнес 8259
-
Склад делегації РФ показує справжнє ставлення до переговорів. Що робити нам
Думка 7237
-
Колишній керівник кондитерської корпорації Roshen очолив племзавод
Бізнес 6155