Прокурор за три месяца: к чему это приведет?
Прокуратура в Украине может превратиться в абсолютно управляемый и зависимый институт, который не сможет реально защищать интересы граждан, а будет работать исключительно на своих «кукловодов».
Прокуратура в Украине может превратиться в абсолютно управляемый и зависимый институт, который не сможет реально защищать интересы граждан, а будет работать исключительно на своих «кукловодов». Такое утверждение может показаться слишком преувеличенным, эмоциональным или популистичным, однако последние инициативы Генпрокурора наводят юридическое сообщество именно на такие мысли.
«Год учиться – огромная роскошь»
Недавно Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко, выступая перед коллегами, посетовал, что вновь прибывающих в систему прокуроров слишком долго готовят после прохождения формального конкурса – целый год. И предложил, чтобы законодатели ограничили срок, к примеру, тремя месяцами. Потому что «год учиться – это огромная роскошь в динамичной Украине».
Важно отметить: при этом Луценко гордится тем фактом, что 80% новых сотрудников прокуратуры приходят в систему извне, то есть ранее никогда не имели отношения к прокурорской деятельности. А по данным отчета за 2016 год эта цифра была еще выше: 93% новых сотрудников местных прокуратур в прокуратуре никогда не работали. Хватит ли им трех месяцев на подготовку – вопрос риторический.
Чем занимается прокурор? Поддерживает государственное обвинение, представляет интересы граждан и государства в суде. Осуществляет надзор над соблюдением законов следственно-оперативными органами и органами досудебного следствия, а также надзор за соблюдением законности при исполнении судебных решений в уголовных делах.
Согласно закону, в Украине сегодня прокурором может стать любой гражданин, владеющий украинским языком, имеющий высшее юридическое образование и 2-хлетний стаж работы в области права. То есть не только в органах прокуратуры, а в любой юридической практике. Потенциальный кандидат должен сдать квалифэкзамен.
Отобранные по формальным признакам будущие прокуроры должны пройти годичные «курсы повышения квалификации». Именно эти курсы, считает Луценко, и являются «затянутыми», поскольку, по его мнению, такого прокурора можно подготовить и за три месяца.
Европейский опыт
Свою идею Юрий Луценко озвучил перед представителями Совета Европы. Генпрокурор неоднократно подчеркнул, что благодаря реформе прокуратура превращается в европейский орган и движется в сторону европейских стандартов.
В прошлом году эксперты СЕ подготовили целое исследование о подходах к подготовке будущих прокуроров. В частности, там есть и сравнительный анализ сроков такой подготовки в разных странах.
В Болгарии, по данным исследования, «новичков» готовят 9 месяцев и потом в течение 2-х лет они в обязательном порядке работают под руководством старшего наставника. В Румынии будущие судьи и прокуроры первый год проходят подготовку совместно, еще один год – порознь, то есть общий срок подготовки – 2 года. В Польше на момент подготовки отчета действовала система – 12 месяцев на должности помощника прокурора + 30 месяцев прокурорских «курсов» теории и практики. По данным авторов, в 2018 году прокуратура Польши должна была перейти на 36-месячные курсы.
Наиболее продолжительной в предложенных к сравнению странах, является система подготовки прокуроров в Нидерландах. Для прокурора «базового» уровня подготовка может длиться от 18 до 48 месяцев в зависимости от индивидуальной программы. При этом самой короткой – 18 месяцев – будет подготовка помощников прокурора, которые будут заниматься простейшими делами. Общая программа включает практику не только в офисе прокурора или суде, но и в других органах юстиции, например, в тюрьмах.
К слову, большинство программ обучения содержат не только юридическое дело, но и основы менеджмента, психологии, экономики, бухучета, отношений с медиа.
Хватит ли трех месяцев, предлагаемых Юрием Луценко, чтобы «упаковать» эти знания и навыки новым прокурорам? Да и есть ли эти «предметы» в программе для его будущих подчиненных?
Статистика ухудшается
По сравнению с прошлым годом количество жалоб в Квалификационно-дисциплинарную комиссию на прокуроров выросло в два раза. Если за весь 2017 год таких обращений было 1137, то только за первое полугодие 2018-го их уже 909.
По словам главы Секретариата КДКП Сергея Подкопаева, практически в 80% случаев (от общего числа поступивших) инициаторами жалоб поднимается вопрос о привлечении прокурора к дисциплинарной ответственности за нарушение п. 1 ст. 43 Закона, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Еще одно распространенное основание — совершение порочащих действий и нарушение правил прокурорской этики.
Говорить об эффективности рассмотрения этих жалоб Комиссией на временном отрезке в один год пока не приходится. Всего с апреля 2017 по июль 2018 к ответственности привлекли 132 прокурора, из них 35 – уволили. В то же время, согласно аналогичной статистике, до появления Комиссии ежегодно с 2011 по 2015 гг. количество наказанных в дисциплинарном порядке исчислялось сотнями (2011 – 762 человека, 2012 – 551, 2013 – 479, 2014 – 453, 2015 – 381). Стали ли лучше работать прокуроры? Либо все дело в сокращении общей численности сотрудников прокуратуры с 2015 года на четверть?
Можно с большой долей вероятности предположить, что в случае внедрения инициатив Юрия Луценко, качество прокурорского состава может существенно ухудшиться. Это, в свою очередь, означает снижение уровня независимости и повышение управляемости прокуроров извне. А значит – меньше гарантий на представление интересов граждан и государства в судах и на справедливое правосудие.
- Як NIS2 змінить правила гри для енерготрейдерів: кібербезпека як нова реальність Ростислав Никітенко 14:03
- Післявоєнна відбудова: вікна можливостей і як ними скористатися Дмитро Соболєв 12:54
- Реальні потреби та гранти: Як краще адаптувати допомогу до змін Юлія Конотопцева 12:13
- Розлучення без згоди іншого з подружжя: коли це можливо? Альона Пагер 08:50
- Лідерство розгортання: коли стратегія виходить за межі кабінету Жанна Кудрицька вчора о 19:06
- Як навчитися ухвалювати рішення на перемовинах? Розглядаємо на прикладі покеру Владислав Пʼявка вчора о 14:57
- Встигнути до штормів: чи готові інвестори до українських податкових гірок? Сергій Дзіс вчора о 10:40
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека Ігор Шевцов вчора о 08:54
- "Справедливість" судді Канигіної Лариса Гольник 12.05.2025 18:43
- Нові правила для енергонакопичувачів: як зміняться контракти через кіберризики з 2025 Ростислав Никітенко 12.05.2025 15:01
- Як довести вину стоматолога у суді: практика відшкодування шкоди за неякісне лікування Артур Кір’яков 12.05.2025 13:59
- Форензик як інструмент захисту, діагностики та зростання бізнесу в умовах ризиків Артем Ковбель 12.05.2025 03:29
- Вбивчі цифри: як звички й випадки скорочують життя Христина Кухарук 11.05.2025 13:54
- Відповідальна особа з питань захисту персональних даних: новий гравець у структурі бізнесу Анастасія Полтавцева 10.05.2025 14:43
- Як зруйнувати країну Андрій Павловський 10.05.2025 14:34
-
Угорщина готується до війни? Що стоїть за "шпигунами Орбана" на Закарпатті
44780
-
"ЗСУ знищили російську армію. Путін будував її 10 років", – генерал армії США Дуґлас Лют
21434
-
На стамбульській розтяжці – як Путін нарешті змушений зіткнутися з реальністю
Думка 15654
-
Підготовка піхотинців: державна некомпетентність і приватна ініціатива
Думка 12798
-
Держава і бізнес: партнерство краще за протистояння
Думка 11043