Как учесть в бюджете интересы внутренних переселенцев
Уже более трех лет в Украине, как оказалось, живут граждане- «фантомы». Они существуют физически, но фактически для государства их нету. По крайней мере, в части бюджетного обеспечения их потребностей. Речь идет о внутренне перемещенных лицах с временно ок
Уже более трех лет в Украине, как оказалось, живут граждане- «фантомы». Они существуют физически, но фактически для государства их нету. По крайней мере, в части бюджетного обеспечения их потребностей. Речь идет о внутренне перемещенных лицах с временно оккупированных территорий Донбасса и Крыма.
В стране насчитывается 1,6 млн внутренних переселенцев. К появлению такой категории граждан государство оказалась не готовой. Прежде всего бюрократически.
Объемы межбюджетных трансфертов из центра на места до сих пор определяются по старой методологии, которая не учитывает информации о переселенцах. Почему так произошло?
Различные ведомства руководствуются в основном довоенной формой отчетности Госкомстата. Точные данные по внутренне перемещенным лицам содержит Единая информационная база Минсоцполитики. Но она не задействована в бюджетном процессе из-за несовершенства.
Учетные разногласия влияют на формирование некорректного индекса платежеспособности регионов. А на его основе происходит несправедливое распределение дотаций, субвенций, трансфертов. Следовательно, ни переселенные лица, ни общины, которые их приютили, не получают финансового ресурса, гарантированного им государством.
Дополнительная нагрузка в результате легла на и так небогатые местные бюджеты и их социальную инфраструктуру. Официально около трети переселенцев осели в неоккупированных районах Донецкой области – более 519 тысяч человек. На мирных территориях Луганщины – 298 тысяч, на Харьковщине – более 196 тысяч, в Киеве – 175 тысяч человек. При этом в некоторых городах Донецкой области живет в полтора раза больше людей, чем два-три года назад. В результате этого бюджетное финансирование в расчете на одного человека в этих населенных пунктах ощутимо снизилось.
Несправедливость испытывают как местные жители, так и переселенцы. К примеру, Донецкая область из-за неучета перемещенных лиц недополучила 662 млн гривен медицинской субвенции. Этих средств остро не хватает на закупку лекарств и оборудования, ремонт и модернизацию больниц и ФАПов.
Ситуация, когда государство на четвертом году войны не имеет унифицированной системы учета граждан неприемлема. Ее решение требует нестандартных решений, не ограниченных ведомственными интересами.
На днях, наконец, сделан первый шаг, направленный на восстановление справедливости. После длительных консультаций совместными усилиями с профильными министерствами мы подготовили поправки к проекту Закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» (№7116). Они уже проголосованы в первом чтении.
После их окончательного принятия Правительство будет определять объемы межбюджетных трансфертов на основе Единой информационной базы данных о ВПО. Таким образом государство защитит права переселенцев и укрепит финансово-экономическое положение громад, которые этих людей приютили.
К примеру, Краматорск, где проживают тысячи перемещенных лиц, получит из центрального бюджета дополнительно около 60 млн гривен.
Инициированы изменения останутся в силе до возвращения Украине всех оккупированных территорий. Поэтому люди, которых против их воли государство сделало «призраками Донбасса», снова почувствуют себя полноценными гражданами своей страны.
- Стамбул 2.0 Василь Мокан вчора о 17:37
- Як NIS2 змінить правила гри для енерготрейдерів: кібербезпека як нова реальність Ростислав Никітенко вчора о 14:03
- Післявоєнна відбудова: вікна можливостей і як ними скористатися Дмитро Соболєв вчора о 12:54
- Реальні потреби та гранти: Як краще адаптувати допомогу до змін Юлія Конотопцева вчора о 12:13
- Розлучення без згоди іншого з подружжя: коли це можливо? Альона Пагер вчора о 08:50
- Лідерство розгортання: коли стратегія виходить за межі кабінету Жанна Кудрицька 13.05.2025 19:06
- Як навчитися ухвалювати рішення на перемовинах? Розглядаємо на прикладі покеру Владислав Пʼявка 13.05.2025 14:57
- Встигнути до штормів: чи готові інвестори до українських податкових гірок? Сергій Дзіс 13.05.2025 10:40
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека Ігор Шевцов 13.05.2025 08:54
- "Справедливість" судді Канигіної Лариса Гольник 12.05.2025 18:43
- Нові правила для енергонакопичувачів: як зміняться контракти через кіберризики з 2025 Ростислав Никітенко 12.05.2025 15:01
- Як довести вину стоматолога у суді: практика відшкодування шкоди за неякісне лікування Артур Кір’яков 12.05.2025 13:59
- Форензик як інструмент захисту, діагностики та зростання бізнесу в умовах ризиків Артем Ковбель 12.05.2025 03:29
- Вбивчі цифри: як звички й випадки скорочують життя Христина Кухарук 11.05.2025 13:54
- Відповідальна особа з питань захисту персональних даних: новий гравець у структурі бізнесу Анастасія Полтавцева 10.05.2025 14:43
-
"ЗСУ знищили російську армію. Путін будував її 10 років", – генерал армії США Дуґлас Лют
24634
-
На стамбульській розтяжці – як Путін нарешті змушений зіткнутися з реальністю
Думка 17273
-
Стамбульські перемовини не принесуть результату. Ось чому
Думка 12720
-
Держава і бізнес: партнерство краще за протистояння
Думка 11062
-
"Російська весна – 2025". Як Москва посилила агресивну кампанію проти Молдови й Одещини
5432