Как справедливо поделить пирог? В том числе властный.
Детская задачка: поделить пирог на две части справедливо. Поделить идеально поровну не получится, поэтому принцип простой: один делит, второй выбирает половину. Таким образом делящий заинтересован в точности.
Детская задачка: поделить пирог на две части справедливо. Поделить идеально поровну не получится, поэтому принцип простой: один делит, второй выбирает половину. Таким образом делящий заинтересован в точности.
Усложняем: разделить на 3 и более частей. Решение: первый (первого можно определить и жребием) вырезает себе третью часть. Если оставшиеся участники дележа не согласны (считают, что отрезано многовато), они могут уменьшить вырезанную долю. Но тогда обрезанная часть достанется уже тому, кто ее обрезал. Аналогично и со следующими участниками.
Еще усложним. Участников дележа много, а делить нужно несколько пирогов, при чем разных и даже не только пирогов. Приведу весьма практическийй пример из жизни - разде имущества коллективных сельхозпредприятий (КСП) между собственниками имущественных паев. Как делалось в большинстве КСП? Определялась так называемая структура пая. То есть каждому пайщику доставалось n% в сельхозтехнике, m% в зданиях и сооружениях, k% в оборотных активах и т.п. Но так как имущественные паи у всех разные (в зависимости от трудового вклада), то получалось, что конкретный крестьянин мог претендовать на четверть трактора, половину силосной ямы и т.п. реальный раздел был невозможен. И в результате либо собственник пая соглашался получить меньше (и на 10% от пая, но деньгами, соглашались!) либо происходила реколлективизация - имущество выделялось в общую долевую собственность всех колхозников. Что на деле означает только отсрочку с делением пирога.
Как же разделить по справедливости? Вариант был опробован еще в 1996 году и вплоть до 2000 года применен в десятках КСП Донецкой, Черниговской, КИевской, Черновицкой, Волынской областей и АР КРым в рамках реализациии проекта "Приватизация земли и реорганизация коллективных сельскохозяйственных предприятий Украины" (МФК). "Пироги" делили на распределительном собрании, проходившем в форме аукциона. Но аукцион был хитрым:
- средством платежа были только паевые гривны (каждый пайщик мог заплатить условными деньгами на сумму своего пая);
- все лоты распределялись на три тура;
- в 1-м туре распределялись те лоты, на которые поступило более двух заявок претендентов; здесь был принцип "с молотка" - кто больше заплатит;
- во 2-м туре - лоты, на которые поступило только по одной заявке. Они уходили по стартовой цене;
- в 3-м туре - лоты, на которые заявок не поступало вообще, или от которых отказались в первых турах. На них можно подавать заявки устно. И эти лоты распределялись. Во-первых, у ряда участников оставались средства. Во-вторых, стартовая цена этих лотов снижалась, пропорционально увеличению цены лотов в 1 туре. Это позволяло свести баланс - все имущество распределено, все средства использованы.
Почему я вспомнил об этом? Навеяло вчерашним заседанием парламента. А что если дерибан распределение портфелей вести по такому же принципу. У каждой фракции есть средства - количество мандатов. Подают заявки на должности: спикер, премьер, председатель комитета и т.п. За "козырные" должности, понятно, будут торговаться ПР и БЮТ. Но потратив голоса (здесь средства) на дорогие портфели они откроют путь к торгам за менее привлекательные должности другим фракциям. В результате мы условно справедливо (а кто даст определение абсолютной справедливости?) и быстро поделим властный пирог, а заодно еще и выясним рыночную ценность места, которое будет красить конкретного чиновника.
Бред? Да, пожалуй. Особенно в плане практической реализации. Но с одной стороны нечто подобное уже пытались брать на вооружение политики. А с другой - торги-то все равно происходят? Вот только правила их проведения не понятны.
- Стамбул 2.0 Василь Мокан 17:37
- Як NIS2 змінить правила гри для енерготрейдерів: кібербезпека як нова реальність Ростислав Никітенко 14:03
- Післявоєнна відбудова: вікна можливостей і як ними скористатися Дмитро Соболєв 12:54
- Реальні потреби та гранти: Як краще адаптувати допомогу до змін Юлія Конотопцева 12:13
- Розлучення без згоди іншого з подружжя: коли це можливо? Альона Пагер 08:50
- Лідерство розгортання: коли стратегія виходить за межі кабінету Жанна Кудрицька вчора о 19:06
- Як навчитися ухвалювати рішення на перемовинах? Розглядаємо на прикладі покеру Владислав Пʼявка вчора о 14:57
- Встигнути до штормів: чи готові інвестори до українських податкових гірок? Сергій Дзіс вчора о 10:40
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека Ігор Шевцов вчора о 08:54
- "Справедливість" судді Канигіної Лариса Гольник 12.05.2025 18:43
- Нові правила для енергонакопичувачів: як зміняться контракти через кіберризики з 2025 Ростислав Никітенко 12.05.2025 15:01
- Як довести вину стоматолога у суді: практика відшкодування шкоди за неякісне лікування Артур Кір’яков 12.05.2025 13:59
- Форензик як інструмент захисту, діагностики та зростання бізнесу в умовах ризиків Артем Ковбель 12.05.2025 03:29
- Вбивчі цифри: як звички й випадки скорочують життя Христина Кухарук 11.05.2025 13:54
- Відповідальна особа з питань захисту персональних даних: новий гравець у структурі бізнесу Анастасія Полтавцева 10.05.2025 14:43
-
"ЗСУ знищили російську армію. Путін будував її 10 років", – генерал армії США Дуґлас Лют
23743
-
На стамбульській розтяжці – як Путін нарешті змушений зіткнутися з реальністю
Думка 16751
-
Держава і бізнес: партнерство краще за протистояння
Думка 11061
-
Стамбульські перемовини не принесуть результату. Ось чому
Думка 10776
-
"Російська весна – 2025". Як Москва посилила агресивну кампанію проти Молдови й Одещини
5413