Обжалование невнесения сведений в ЕРДР: сроки и особенности процедуры
Согласно статье 214 Уголовного процессуального кодекса Украины (2012 года) следователь или прокурор обязаны безотлагательно, но не позднее чем в течение суток (24 часов) с момента поступления заявления о совершенном преступлении, внести данные в Единый рее
Согласно статье 214 Уголовного процессуального кодекса Украины (2012 года) следователь или прокурор обязаны безотлагательно, но не позднее чем в течение суток (24 часов) с момента поступления заявления о совершенном преступлении, внести данные в Единый реестр досудебных расследований. Это важный этап, ведь именно с момента внесения таких сведений в ЕРДР начинается отсчет времени в досудебном расследовании. Промедление и малейшее замешательство может стоить успешного результата расследования. Казалось бы, требования закона вполне ясны и четки, поэтому произвольное толкование их или какие-либо манипуляции и злоупотребления со стороны правоохранителей в этом случае исключены. Однако, на практике, все иначе. Именно поэтому адвокат по уголовным делам еще долго будет иметь чем заняться, в его услугах нуждаются тысячи. Но давайте разберемся.
Допускаемые нарушения предписаний закона об обязательной регистрации заявлений и сообщений о преступлении в ЕРДР.
Избегая ответственности или с целью освобождения себя от дополнительных обязательств, работы сотрудники вышестоящих прокуратур нередко, получив заявление о совершенном преступлении, «по старинке» вместо незамедлительной регистрации его в ЕРДР, отправляют материалы на места (в города, районы) для проведения проверки.
В таких случаях свои действия прокуроры, как правило, аргументируют ведомственным приказом, а именно - Приказом Генерального прокурора Украины № 125 от 03.12.2012г., согласно которому заявления о совершении уголовного правонарушения должны направляться для организации досудебного следствия в прокуратуру соответствующего уровня. Будучи служителями Фемиды и имея должное юридическое образование, прокуроры, тем не менее, вопреки правилам ставят положения ведомственного Приказа выше положений Закона (в данном случае Кодекса), чем, по сути, пытаются внести изменения в нормы императивного характера.
Как же должен поступить прокурор, предположим, областной прокуратуры, в случае поступления ему заявления о преступлении? Он обязан внести сведения в ЕРДР и только потом направлять материалы в прокуратуру соответствующего уровня, но не для проведения проверки, а для проведения досудебного расследования.
Что касается следователей, то тут тоже бывают проблемы. Порой, в полученном заявлении следователь просто не усматривает состава преступления и также отказывается вносить сведения в ЕРДР. Никакого постановления при этом следователь, как правило, не выносит, что в значительной степени затрудняет порядок обжалования бездействия. Более того, о своем решении заявителю тоже сообщают с опозданием, что и вовсе исключает возможность адекватной и своевременной реакции на нарушение закона.
Процедура и сроки обжалования бездействия следователя или прокурора в связи с невнесением данных в ЕРДР.
Согласно п.1 ч.1 ст.303 УПК бездействие следователя или прокурора, состоящее в невнесении сведений в Единый реестр досудебных расследований после получения заявления или сообщения об уголовном правонарушении может быть обжаловано в рамках досудебного производства.
Ч.1 ст.304 УПК говорит о том, что жалоба на бездействие может быть подана в течение 10 дней с момента:
· принятия решения;
· совершения действий;
· наступления бездействия.
Когда решение следователя или прокурора оформляется постановлением – вопросов не возникает. В этом случае срок на обжалование начинает исчисляться с даты получения копии такого документа заявителем. Во всех иных случаях – сложнее.
Статья 60 УПК предусматривает право заявителя получить информацию о регистрации заявления в ЕРДР и процессе расследования. При этом следователь кодексом не обязуется такое уведомление направлять заявителю самостоятельно. Следовательно, заявитель может и вовсе не узнать о том, что открыто уголовное производство и проводятся следственные действия или, наоборот, заявление оставлено без реакции. Таким образом, заявитель сам заинтересован в том, чтобы «держать руку на пульсе» и периодически узнавать о продвижении работы по заявлению.
В процедуре обжалования каждый день и каждые сутки на счету, поэтому огромное значение имеет правильное установление «точки отсчета». Кодекс в этом вопросе снова демонстрирует явное несовершенство, отчего возникает немало проблем на практике.
Ч.3 ст.115 УПК говорит о том, что при исчислении срока в днях (а у нас 10-дневный срок), срок заканчивается в 24.00 последнего дня срока. Отсюда следует, что правильным будет исчисление сроков на обжалование бездействия следователя или прокурора с момента наступления такого бездействия, т.е. через сутки после поступления заявления. К примеру, если заявление подается вами 01 апреля, а 02 апреля (до 24.00) следователь так и не внес в ЕРДР соответствующую запись, то с 03 апреля начинает исчисляться 10-дневный срок на обжалование такого бездействия.
Есть и иные способы борьбы с бездействием следователя или прокурора. Но они менее эффективны. Это обращение к вышестоящему руководству или в службу внутренней безопасности с просьбой разобраться в инциденте и привлечь виновного к дисциплинарной ответственности.
Можно также подать заявление о совершении уголовного правонарушения самим следователем или прокурором. Вариантов обоснования обращения может быть несколько – сокрытие преступления следователем, злоупотребление служебным положением.
Если вы пропустили сроки подачи жалобы в суд по уважительным причинам, можно обратиться в суд за восстановлением сроков для обжалования. Однако тут придется изрядно «попотеть» над аргументацией своего заявления. Лучше всего использовать в таких случаях услуги адвоката.
Как видите, даже, такой, на первый взгляд, легкий вопрос, как обжалование бездействия следователя или прокурора имеет целый набор оговорок и нюансов.
- Стамбул 2.0 Василь Мокан 17:37
- Як NIS2 змінить правила гри для енерготрейдерів: кібербезпека як нова реальність Ростислав Никітенко 14:03
- Післявоєнна відбудова: вікна можливостей і як ними скористатися Дмитро Соболєв 12:54
- Реальні потреби та гранти: Як краще адаптувати допомогу до змін Юлія Конотопцева 12:13
- Розлучення без згоди іншого з подружжя: коли це можливо? Альона Пагер 08:50
- Лідерство розгортання: коли стратегія виходить за межі кабінету Жанна Кудрицька вчора о 19:06
- Як навчитися ухвалювати рішення на перемовинах? Розглядаємо на прикладі покеру Владислав Пʼявка вчора о 14:57
- Встигнути до штормів: чи готові інвестори до українських податкових гірок? Сергій Дзіс вчора о 10:40
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека Ігор Шевцов вчора о 08:54
- "Справедливість" судді Канигіної Лариса Гольник 12.05.2025 18:43
- Нові правила для енергонакопичувачів: як зміняться контракти через кіберризики з 2025 Ростислав Никітенко 12.05.2025 15:01
- Як довести вину стоматолога у суді: практика відшкодування шкоди за неякісне лікування Артур Кір’яков 12.05.2025 13:59
- Форензик як інструмент захисту, діагностики та зростання бізнесу в умовах ризиків Артем Ковбель 12.05.2025 03:29
- Вбивчі цифри: як звички й випадки скорочують життя Христина Кухарук 11.05.2025 13:54
- Відповідальна особа з питань захисту персональних даних: новий гравець у структурі бізнесу Анастасія Полтавцева 10.05.2025 14:43
-
"ЗСУ знищили російську армію. Путін будував її 10 років", – генерал армії США Дуґлас Лют
24475
-
На стамбульській розтяжці – як Путін нарешті змушений зіткнутися з реальністю
Думка 17180
-
Стамбульські перемовини не принесуть результату. Ось чому
Думка 12206
-
Держава і бізнес: партнерство краще за протистояння
Думка 11062
-
"Російська весна – 2025". Як Москва посилила агресивну кампанію проти Молдови й Одещини
5428