4 главных причины, почему сервисной айти компании нужны собственные продукты
Чем так привлекает айти-предпринимателей запуск собственных продуктовых проектов и зачем их создавать.
Так исторически сложилось, что долгое время айти-ландшафт Украины состоял преимущественно из сервисного бизнеса. Множество компаний по всей Украине, от мала до велика, предоставляли услуги по аутсорсингу разработки программного обеспечения или аутстаффинга команд.
Достаточно долго это считалось вполне успешной с точки зрения маржинальности бизнес-моделью, так как украинские команды, как правило, обходились относительно выгодно иностранным заказчикам, при этом обладая высоким уровнем компетенции, хорошей работоспособностью и уровнем английского. Почему же тогда айти- и бизнес-сообщества радуются смещению баланса в сторону разработки собственных продуктов? Чем так привлекает айти-предпринимателей запуск собственных продуктовых проектов и уход от сервисного направления? Да и зачем вообще разрабатывать свои продукты, имея хороший доход от клиентов на аутсорсинг? Давайте разбираться.
Создать - не значит владеть
Главный недостаток сервисного бизнеса в том, что все плоды интеллектуального труда и разработки компании принадлежат заказчику, а не сервис-провайдеру. Даже если ваша команда сделала неоценимый вклад в качество или функциональность продукта клиента, в его привлекательность для целевой аудитории, то вы чаще всего об этом даже не узнаете. В любом случае, это никак не отразится на ваших доходах. Более того, в 90% случаев вы даже не сможете похвастаться крутым реализованным продуктом в своем портфолио, так как большинство аутсорс-проектов сопровождаются строжайшими требованиями о неразглашении.
А что в активе?
Главный ресурс и актив сервисных компаний - это конечно же люди, с их компетенциями, опытом и навыками. Представим ситуацию, когда у такой компании по какой-то причине одномоментно закончатся все контракты и не будет новых. Команда разойдется в поисках проектов, унося с собой весь накопленный опыт и знания. Что останется в сухом остатке у ее владельца? Думаю, ответ понятен. В случае же с продуктовой компанией, даже если все уйдут, продукт останется. А его можно либо продать другой компании, либо продолжать получать выручку (в SaaS моделях), либо перезапустить и т.д. Так или иначе, то,что создано компанией, не уходит вместе с клиентами или командой.
Свобода действий
Создание собственного продукта дает компании возможность полной свободы действий. Можно самостоятельно выбирать, какой продукт и для кого делать, какие “фичи” внедрять и в какой последовательности, даже при помощи каких технологий реализовывать решение. Конечно, такая свобода стоит дорого, так как и ответственность за успех продукта и команды лежит полностью на основателе и зависит от правильности его решений. Но, согласитесь, что такая свобода выбора мотивирует и рождает креативные решения.
Масштабирование
Для того, чтобы сервисная компания могла расти и наращивать выручку, ей нужно не только больше клиентов, но и больше проданных человеко-часов, а значит больше и больше людей. С продуктом ситуация отчасти схожа, так как для его постоянного развития и поддержки тоже нужна команда. Однако, если в аутсорсинге значительный рост выручки невозможен без увеличения количества людей, то в продуктовом бизнесе эта зависимость не так прямопропорциональна, а скачок продаж реален и без равноценного роста команды.
Что означает в том числе и разные возможности по маржинальности проекта.
Подведем итоги
Бизнес по созданию собственного программного продукта очень отличается от сервисного, в первую очередь уровнем ответственности. Однако, на мой взгляд, именно такой путь может привести компанию к мультиплицированной выручке в долгосрочной перспективе.
- Стамбул 2.0 Василь Мокан 17:37
- Як NIS2 змінить правила гри для енерготрейдерів: кібербезпека як нова реальність Ростислав Никітенко 14:03
- Післявоєнна відбудова: вікна можливостей і як ними скористатися Дмитро Соболєв 12:54
- Реальні потреби та гранти: Як краще адаптувати допомогу до змін Юлія Конотопцева 12:13
- Розлучення без згоди іншого з подружжя: коли це можливо? Альона Пагер 08:50
- Лідерство розгортання: коли стратегія виходить за межі кабінету Жанна Кудрицька вчора о 19:06
- Як навчитися ухвалювати рішення на перемовинах? Розглядаємо на прикладі покеру Владислав Пʼявка вчора о 14:57
- Встигнути до штормів: чи готові інвестори до українських податкових гірок? Сергій Дзіс вчора о 10:40
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека Ігор Шевцов вчора о 08:54
- "Справедливість" судді Канигіної Лариса Гольник 12.05.2025 18:43
- Нові правила для енергонакопичувачів: як зміняться контракти через кіберризики з 2025 Ростислав Никітенко 12.05.2025 15:01
- Як довести вину стоматолога у суді: практика відшкодування шкоди за неякісне лікування Артур Кір’яков 12.05.2025 13:59
- Форензик як інструмент захисту, діагностики та зростання бізнесу в умовах ризиків Артем Ковбель 12.05.2025 03:29
- Вбивчі цифри: як звички й випадки скорочують життя Христина Кухарук 11.05.2025 13:54
- Відповідальна особа з питань захисту персональних даних: новий гравець у структурі бізнесу Анастасія Полтавцева 10.05.2025 14:43
-
"ЗСУ знищили російську армію. Путін будував її 10 років", – генерал армії США Дуґлас Лют
24189
-
На стамбульській розтяжці – як Путін нарешті змушений зіткнутися з реальністю
Думка 17027
-
Стамбульські перемовини не принесуть результату. Ось чому
Думка 11683
-
Держава і бізнес: партнерство краще за протистояння
Думка 11062
-
"Російська весна – 2025". Як Москва посилила агресивну кампанію проти Молдови й Одещини
5420