Часть III. Порядок разглашения тайной информации
В предыдущих постах речь шла о порядке раскрытия конфиденциальной информации. Теперь поговорим о порядке разглашения тайной информации.
Порядок доступа к разным видам информации урегулирован по-разному. В отношении тайной информации закон как будто бы непреклонен. Не подлежат разглашению сведения, составляющие государственную или другую предусмотренную законодательством тайну (ст. 46 ЗУ "Об информации").
Законы "О нотариате", "О банках и банковской деятельности", "О страховании" уже менее категоричны – соответствующие виды тайн могут быть разглашены по требованию суда и правоохранительных органов. А вот ЗУ "Об аудиторской деятельности" не предусматривает возможности раскрытия аудиторской тайны. Наконец, ГК и ХК также не содержат случаев, когда бы допускалось принудительное разглашение коммерческой тайны.
Основание для разглашения, общее для всех видов информации с ограниченным доступом, содержится в последней части ст. 30 ЗУ "Об информации". Речь идет об информации, которая является предметом общественного интереса или право общественности знать которую преобладает над правом ее владельца на ее защиту.
Однако наиболее актуальная проблема состоит в том, могут ли условия разглашения тайной информации содержатся не только в специальных законах, посвященных соответствующим видам тайн, но и в любых других законах.
В этом смысле интересны следующие положения ст. 30 ЗУ "Об информации": порядок обращения тайной информации и ее защиты определяется соответствующими государственными органами при условии соблюдения требований, установленных этим Законом. Порядок и сроки обнародования тайной информации определяются соответствующим законом.
В нашей правовой системе часто используются принцип приоритета норм специальных законов. Например, изменение системы налогообложения допускается только внесением изменений в законы по вопросам налогообложения, изменение уголовного закона допустимо только путем изменения Уголовного кодекса. Поэтому нет ничего необычного в том, чтобы Верховная Рада Украины, как соответствующий государственный орган, определяла бы в законах порядок обращения тайной информации при условии соблюдения требований ст.ст. 30, 46 ЗУ "Об информации". Практически это означает, что при конфликте положений ЗУ "Об информации" и положений других неспециальных законов применяться должны положения законодательства об информации и, в частности, – законов, касающихся соответствующих видов тайн.
К неспециальным законам, регулирующим вопросы разглашения, относится например ЗУ "О прокуратуре", который позволяет получить доступ к коммерческой и банковской тайне (и только к таким видам тайн!), а также к любой конфиденциальной информации. ЗУ "О милиции" говорит о доступе только к коммерческой и банковской тайне, не упоминая уже при этом другие виды тайн и конфиденциальную информацию (п. 17 ст.11). Еще в меньшей степени классификацию видов информации учитывает УПК, прямо указывая на возможность доступа лиц, осуществляющих дознание, следователей, прокуроров и суда лишь к банковской тайне, а также тайне личной корреспонденции.
Новая редакция Закона "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", которая вступает в силу с 21 августа 2010 г., также не учитывает приведенную классификацию видов информации. В частности, в ст.ст. 6 и 20 Закона говорится о том, что субъекты первичного финансового мониторинга обязаны предоставлять по запросу специально уполномоченного органа любую информацию, включая банковскую и коммерческую тайну, тайну страхования. Учитывая характер новой редакции этого закона весьма существенно, что другие виды предусмотренных законодательством тайн в нем не упоминаются.
А вот ст. 22-1 ЗУ "Об антимонопольном комитете Украины" дает возможность АМКУ получить доступ к любой информации с ограниченным доступом, автоматически охватив этим понятием даже адвокатскую тайну, что абсолютно недопустимо.
Судебная практика также зачастую встает на сторону неспециальных законов. Так, в п. 13.3 Рекомендаций ВХСУ от 29.10.2008 г. № 04-5/247 подчеркивается, что принадлежность истребованных органами АМК сведений к информации с ограниченным доступом (определение которой приведено в статье 30 Закона Украины "Об информации") не освобождает предприятие от обязанности относительно предоставления такой информации.
- Стамбул 2.0 Василь Мокан 17:37
- Як NIS2 змінить правила гри для енерготрейдерів: кібербезпека як нова реальність Ростислав Никітенко 14:03
- Післявоєнна відбудова: вікна можливостей і як ними скористатися Дмитро Соболєв 12:54
- Реальні потреби та гранти: Як краще адаптувати допомогу до змін Юлія Конотопцева 12:13
- Розлучення без згоди іншого з подружжя: коли це можливо? Альона Пагер 08:50
- Лідерство розгортання: коли стратегія виходить за межі кабінету Жанна Кудрицька вчора о 19:06
- Як навчитися ухвалювати рішення на перемовинах? Розглядаємо на прикладі покеру Владислав Пʼявка вчора о 14:57
- Встигнути до штормів: чи готові інвестори до українських податкових гірок? Сергій Дзіс вчора о 10:40
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека Ігор Шевцов вчора о 08:54
- "Справедливість" судді Канигіної Лариса Гольник 12.05.2025 18:43
- Нові правила для енергонакопичувачів: як зміняться контракти через кіберризики з 2025 Ростислав Никітенко 12.05.2025 15:01
- Як довести вину стоматолога у суді: практика відшкодування шкоди за неякісне лікування Артур Кір’яков 12.05.2025 13:59
- Форензик як інструмент захисту, діагностики та зростання бізнесу в умовах ризиків Артем Ковбель 12.05.2025 03:29
- Вбивчі цифри: як звички й випадки скорочують життя Христина Кухарук 11.05.2025 13:54
- Відповідальна особа з питань захисту персональних даних: новий гравець у структурі бізнесу Анастасія Полтавцева 10.05.2025 14:43
-
Угорщина готується до війни? Що стоїть за "шпигунами Орбана" на Закарпатті
45183
-
"ЗСУ знищили російську армію. Путін будував її 10 років", – генерал армії США Дуґлас Лют
22324
-
На стамбульській розтяжці – як Путін нарешті змушений зіткнутися з реальністю
Думка 16091
-
Підготовка піхотинців: державна некомпетентність і приватна ініціатива
Думка 12839
-
Держава і бізнес: партнерство краще за протистояння
Думка 11049