Заметки адвоката №33. О разности судебных процессов
О разности судебных процессов.
Я очень люблю судебные процессы. Просто люблю. Просто все. И получаю от них колоссальное удовольствие, даже когда кому-то так не кажется. Но это сейчас. А когда-то было совсем по-другому: в приоритете стояли хозяйственный и коммерческий арбитраж, а остальные? – Ну, да, были и остальные, только вел я их без особого энтузиазма. Все время ловил себя на мысли: Почему в хозяйственных судах все организованно, дела слушаются точно в срок, и стороны не отклоняются от предмета спора?! В гражданских же все наоборот: эмоции, отсутствие каких-либо сроков, иногда логики, и относительная вседозволенность. Как вообще между двумя этими процессами может быть такая пропасть? Ведь достаточно просто унифицировать все судебные процессы: выбрать лучшие элементы, объединить их и внедрить!? Тем более что все юрисдикции являются неотъемлемой частью той самой единой независимой судебной власти. Меня это просто выводило из себя.
Административного процесса тогда еще не было, а дела об административных правонарушениях попадались не часто. В последующем, по мере возрастания клиентской базы все больше приходилось сталкиваться с тогда «нелюбимыми» направлениями и разбираться в них максимально полно. При этом всегда ставилась конкретная задача - войти в судебный процесс так, чтобы никто из других участников не заметил, что ты новичок. Понимая, что о таком статусе красноречивее всего свидетельствуют мелкие ошибки участников процесса, приходилось усердно готовиться и вникать во все подробности.
С одной стороны, есть «технические» вопросы, вроде сроков рассмотрения дел, сроков и порядка подачи заявлений, ходатайств и жалоб, а также порядка оплаты судебного сбора. С другой стороны – процессуальные отличия, о которых хочется поговорить.
Например, в начале хозяйственного процесса представители сторон никогда не называют своих полных анкетных данных: фамилию, имя, отчество, место рождения, место регистрации и место жительства, место работы, должность и контактный номер телефона, а просто предоставляют секретарю доверенность от предприятия, которое представляют, и документ, удостоверяющий личность. Если представитель допускает такую ошибку, всем, а главное - судье, сразу становится понятно, что он не участвует в хозяйственных процессах. В административном процессе, кстати, тоже самое. А вот в гражданском как раз все наоборот: пока не будет установлена личность каждого представителя, процесс не начнется. Казалось бы – мелочь. Но нет! Сам по себе этот факт уже предопределяет принципиальные процессуальные отличия, где в хозяйственном и административном споре основное внимание уделяется письменным доказательствам, а в гражданском и уголовном: показаниям свидетелей и результатам экспертизы.
Следующее отличие заключается в том, что в гражданском процессе стороны должны предъявить все имеющиеся у них доказательства на предварительном заседании, а если оно не проводится – до начала рассмотрения дела по сути. Если этого не сделать, процессуальный закон не позволяет суду приобщить такие доказательства к делу, если сторона не обоснует, что они подаются несвоевременно по уважительным причинам. В хозяйственном или административном процессе доказательства можно присоединить в любой момент, до вынесения судом решения. Есть еще одна отличительная особенность. Она заключается в том, что судья в гражданском процессе может отказать стороне в обеспечении доказательств только исходя из того, что до этого она не предприняла мер по их получению. То есть перед заявлением ходатайства, например, об истребовании информации от какого-то органа, нужно было обратиться в этот орган и получить от него официальный отказ.
Если говорить о делах об административных правонарушениях, то следует отметить, что в них свидетели не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, и не предусмотрена фиксация судебного процесса техническими средствами (только протокольная форма). Это, к сожалению, дает возможность недобросовестным сторонам подтасовывать доказательства.
Фактически в каждом судебном процессе в апелляционной инстанции есть право у любой из сторон на подачу новых доказательств, в том числе проведение экспертизы, при условии, что суд признает обоснованным непредставление их суду первой инстанции или необоснованным отклонение их судом первой инстанции. На практике назначение экспертизы в гражданском, хозяйственном, уголовном или административном процессе крайне редкое явление. А вот в делах об административных правонарушениях встречается чаще. Исходя из того, что апелляционная инстанция в таких делах является последней, - роль доказательств значительно возрастает.
В административном процессе суд может перейти в письменное производство, а вот в других процессах такого нет. Данная возможность сама по себе очень удобна и, в свою очередь, вызывает у других судей ревностное отношение к коллегам из административных судов.
Кстати, в делах об административных правонарушениях, как и в уголовных, процессуальный статус адвоката – это защитник, а вот в гражданских, хозяйственных и административных – представитель. Вроде и там и там юрист, но права разные.
Не смотря все эти и другие отличия, а также предусмотренные процессуальным законом права сторон, главнейшую роль в любом судебном процессе играет судья: его подходы, не предвзятое отношение к делу, желание докопаться до истины, желание дать каждой из сторон возможность доказать свою правоту и приложить максимум усилий для достижения результата. Последнее, кстати, является тем, что я люблю еще больше, чем сам процесс, – когда ты сделал все зависящее от тебя в рамках рассматриваемого дела, и получил результат, на который рассчитывал. Самый лучший результат.
- Корпоративна безпека під час війни: як управляти ризиками в умовах невизначеності Тетяна Андріанова 16:49
- Аргентина відкриває правду про нацистів і диктатуру Дмитро Зенкін 14:59
- Заповіт під вибухами: як військові передають останню волю без нотаріуса Світлана Приймак 13:47
- Цивільна відповідальність за дитину: суд присудив відшкодувати збитки за пожежу Артур Кір’яков 12:59
- Блекаут Іберії 28 квітня 2025: уроки для енергоринку Ростислав Никітенко 12:33
- Офіс повертається Алеся Карнаухова 10:21
- "Давайте вже після Паски": як працює самосаботаж Людмила Євсєєнко 10:00
- Російська федерація приречена на крах Сергій Пєтков вчора о 19:28
- Євроінтеграція та реальність: діяти негайно Юрій Щуклін вчора о 14:20
- Як підтримати переселенців і зберегти людський ресурс України Нісар Ахмад вчора о 13:33
- Ключові інструменти, які допоможуть виграти найскладніші перемовини: поради підприємцям Владислав Пʼявка вчора о 10:46
- Харасмент у школах: чому мовчати небезпечно і як створити безпечне середовище для дітей Олександра Нікітіна вчора о 10:40
- З чого почати масштабування і систематизацію бізнесу Олександр Висоцький вчора о 10:29
- Як зменшити пори на обличчі? Вікторія Жоль вчора о 10:21
- Чи варто боятися фінмоніторингу? Сергій Пагер вчора о 08:40
- ТЦК проти позову: розбираю відзив на позов, коментую, відповіді 517
- Як підтримати переселенців і зберегти людський ресурс України 179
- Захист дітей від насильства: як працює модель Барнахус в Україні та Польщі 135
- Європейський вибір України: Як суспільство звільняється від пострадянського минулого 98
- СЗЧ – вихід з ситуації є 95
-
Чому тепер Зеленський має козирі у переговорах, а у Трампа карти такі собі
Думка 33656
-
Запорізька кондитерська фабрика збанкрутувала
Бізнес 21240
-
Парад перемоги над здоровим глуздом – Путін оголосить про "звільнення" Курщини 9 травня
Думка 19220
-
Десять найбільших армій у 2025 році за витратами на армію — хто потрапив до рейтингу
Інфографіка 12418
-
Мирного рішення не буде: умовляння не працюють, а застосовувати силу Захід не бажає
Думка 8633