Украинский инновационный парадокс: кейсы есть, а модернизации нет?
Современный мир становится все более децентрализованным. Даже в политике и финансах возникают все новые точки влияния, а старым лидерам приходится свыкаться с изменившимися правилами игры. В авангарде изменений, конечно, технологии. Здесь Силиконовая до
Современный мир становится все более децентрализованным.Даже в политике и финансах возникают все новые точки влияния, а старым лидерамприходится свыкаться с изменившимися правилами игры. В авангарде изменений,конечно, технологии. Здесь Силиконовая долина хоть и остается значимым местом,но весомые инновации появляются и распространяются из совершенно разных уголковмира.
Впрочем, новые возможности сопровождаются и новыми рисками.Децентрализация вовсе не означает равенство – одним из ее результатовстановится новая провинциальность. Целые страны, которые не спешатдифференцироваться и занимать свое место в глобальной экономике, рискуютоказаться в ситуации практически полного исключения из всех мировых процессов.Разумеется, этот процесс начался не вчера, и определенная новая иерархия ужеформируется. Шансы на включение еще остаются, но их становится меньше с каждымднем. И Украина удивительным образом не спешит их использовать.
В конце 2017 года мне удалось побывать на конференции DataScience UA. Это событие посвящено одному из ключевых трендов – системам анализабольших данных. В ходе конференции удалось увидеть немало интересных кейсов,уже реализованных в нашей стране. Среди них: система анализа потребительскогоповедения, отслеживание доступности товаров, выстраивание сложных логистическихцепочек с учетом разнородных факторов. Все эти проекты разработаны и внедрены вУкраине. В чем же тогда претензии к технологиям в Украине, спросите вы? Впервую очередь в системности поддержки новых решений.
Я называю это украинским инновационным парадоксом. Дело втом, что риторика модернизации и инноваций весьма популярна и бизнес делаетуспехи в этом направлении, но, одновременно с этим, те же предпринимателипризнают, что их решения и разработки скорее исключения из правил, а широкуюподдержку именно на государственном уровне это не получает. Приведу одинпростой пример. Уже несколько лет Украина пытается выстраивать имидж экспортерасельскохозяйственной продукции. И это хороший стратегический вектор. Но онсовсем не означает, что можно просто выращивать что-то по старинке, каждый разпереживая, будет ли урожай. Современное сельское хозяйство в мире – это высокотехнологичнаясфера. Особенно, если речь идет об «эко» сегменте, где измеряется буквальновсе.
Что мы имеем в Украине? Агропредприятия каждое само по себеинвестирует в новые технологии, а государство скорее не замечает этихизменений. И я не говорю о том, что нужны дотации или какие-то преференции. Речьидет о той сфере ответственности, что остается у государства – инвестиции вобразование и подготовку кадров, упрощение разрешительных процедур истандартизация и сертификация новых систем. Без этого инновации останутсяединичными кейсами на конференциях. Возникающими и исчезающими бесследно,несмотря на свою эффективность.
Еще одно проявление парадокса – стремление выдаватьжелаемое за действительное. Так, мы давно слышим, что в Украине работают с bigdata, но на Data Science UA стало понятно, что таких проектов в реальности покане много. Большинство же работает просто с большими объемами данных, применяяне самые сложные схемы для их анализа. И это, разумеется, тоже хорошо. Нобольшинствокейсов с приближенным к Big Data анализу и применением искусственногоинтеллекта – это кейсы, которые еще очень слабо монетизируются и созданы вформате эксперимента, в качестве демо-проектов. Например, распознаваниенастроения сотрудников при помощи камеры на кофемашине в офисе. Такие проекты иесть настоящей работой с Big Data и, надеюсь, их будет становиться все больше.
Для того, чтобы не стать новой провинцией Украине нужнобыть честной с самой собой, реалистично оценивать слабые места и развиватьтехнологии системно. Инновации должны быть инструментами, а не декоративнымиэлементами. И, конечно, они должны использоваться для повышения уровня жизни, ане просто ради заявления «у нас как во всем мире». Быть как все не имеетсмысла. Нам необходимо найти свое направление и в нем опережать мир на шаг.
- Психосоціальні ризики: прихована загроза безпеці праці, яку не варто ігнорувати Валентин Митлошук 15:51
- Війна і молодь України: виклики, нові цінності та перспективи розвитку після війни Захарій Ткачук 13:32
- Що робити зі скасуванням торгівельного безвізу для України Юрій Щуклін 13:22
- Суд не вправі оцнювати ухвали НСРД Андрій Хомич 11:39
- 8 звичок бідних людей, які заважають розбагатіти Олександр Висоцький 11:23
- Кому дадут отсрочку: новые правила для многодетных отцов и не только Віра Тарасенко вчора о 23:41
- Gaming в Онтаріо, або як Операторам успішно отримати ліцензію Ольга Ярмолюк вчора о 17:48
- Аудити безпеки в громадах: інноваційна методика для громад Галина Скіпальська вчора о 14:22
- Що приховала влада у державному бюджеті 2024 року? Любов Шпак вчора о 13:05
- "Гостомельська пастка" для місцевого самоврядування Володимир Горковенко вчора о 10:25
- Топ 5 податкових порушень у 2025 році Сергій Пагер вчора о 08:57
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак 19.05.2025 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич 19.05.2025 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко 19.05.2025 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
-
Андрій Портнов: історія, що починалась в кримінальному Луганську, а закінчилась у Мадриді
41048
-
Зумери поступово відмовляються від навички, яка супроводжувала людство протягом 5500 років
Життя 16463
-
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
9967
-
Зеленський-2025 проти зразка 2019 року. Як шість років та війна змінили президента України
6351
-
Політичний покер. Як CША програють підготовку до війни з Китаєм, а Путін цим користується
4507