Не путать священную корову с дойной
Моя последняя публикация в блоге “Азбука инвестиционно – инновационного менеджмента” вызвала ожидаемо резкую реакцию у моих постоянный оппонентов (не буду их обижать своим неологизмом - именем, которое я для них подобрал). Одновременно, как (слово “к
И все же, почему была такая болезненная реакция на попытку только затронуть суть инвестиционных проблем (а не традиционно трубить в фанфары о наших мифических успехах на инвестиционном рынке)? Все дело, видимо, в том, что, во-первых, инвестиции традиционно являются одним из основных источников, питательной средой коррупционных деяний. О пресловутых откатах от инвестиций мы узнали еще в совковые времена. К примеру, как-то мне, как эксперту ГКНТ по ГАПСам, поручили разобраться, зачем фармацевты купили три завода для производства однотипных антибиотиков, если можно было обойтись одним, но многономенклатурным. В приемной высокопоставленного чиновника Министерства меня заставили подождать, пропустив передо мной трех лощеных итальянцев с пристегнутым у каждого к запястью дипломатом. Когда они покинули кабинет, дипломатов у них уже не оказалось, не оказалось их в зоне обозрения и в кабинете чиновника, куда меня, наконец, запустили. Все стало ясно и понятно. Может, именно поэтому чиновники не очень любят обсуждать всерьез инвестиционные проблемы, считая инвестиции своего рода священной коровой, к которой не стоит допускать прикоснуться слишком любопытных посторонних, пока она неплохо доится и хорошо кормит.
А, может, дело в том, что в силу ряда субъективных и объективных причин, многие субъекты рынка инвестиций очень слабо разбираются в механизмах его работы, не знают законов рынка (а зачастую их просто забыли сделать, без них доить легче), даже не обучены правилам этикета при завязывании отношений с потенциальными иностранными инвесторами? Вспоминаю, как трудно прошел визит одного потенциального инвестора из Бельгии, который заинтересовался нашими работами по чистым химическим технологиям. Все началось с того, что в гостинице никто не знал английского и мне пришлось много раз ходить туда, чтобы улаживать конфликты, вызванные этим (к примеру, там не захотели стирать его личные вещи, вывешенные им за дверь в коридор в специальном мешочке, а молча сунули ему тазик – стирай, мол, сам, на что гость ответил слишком резво, бросив тазик горничной обратно, попав ей почему- то в голову и немного повредив при этом кожу). И еще, мол, за 5 долларов дали ему в буфете, как он потом описывал свои впечатления в Интернете, какой-то холодный спитой кофе с кусочком сухого хлеба и сыра с загнутыми вверх краями. А в Доме ученых, где мы проводили конференцию по технологическому бизнесу, куда я его привел, как живого инвестора, ему не понравилось размещение в фойе актового зала выставки итальянской мебели. Он потом написал в Интернете, что мы использовали для встреч магазин секонд–хенда. И еще в своей инетовской отповеди нам он почему-то описывал каких-то киевских девушек, которые его усыпили и очистили карманы. Почему-то и это он списал на наш счет. Короче, в своей статье он эмоционально призывал буржуев не давать инвестиции нам, мол, не готовы мы еще к этому. А, если всерьез, то разные мы с гостями, не те обычаи, зачастую не умеем мы с ними общаться. Вспомните, мы только в последнее время перестали спаивать гостей с самого утра. Они днем привыкли работать, а не пьянствовать, а отдыхают по вечерам и пьют сравнительно немного. Но, главное, не это. Главное все же то, что мы еще недостаточно подготовлены профессионально для работы с потенциальными инвесторами. Вот почему, очень часто, инициативу берут на себя более подготовленные чиновники со всеми вытекающими последствиями. А в мире как-то больше приняты прямые контакты между потенциальными инвесторами и акцепторами инвестиций, без посредников.
Секретам работы на инвестиционном рынке мало обучают в вузах. Разве что, проектных менеджеров стали готовить, но их очень мало для нашей огромной страны. И сервисных центров, способных помочь, что-то мало. И профессиональных сертифицированных тренингов для предпринимателей тоже что-то крайне мало. А, вот, у северного соседа этой стороной технологического преобразования экономики (чем они занимаются всерьез и достаточно долго), эта работа организована хорошо.
К примеру, Академия Народного Хозяйства при Правительстве РФ при поддержке SOFI и KPMG Switzerland с 2003 года проводит учебно-консультационную Школу "ПРАКТИКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ". Интересны (и вызывают чувство зависти) основные темы Школы (рассматриваются на конкретных примерах):
1. Государственная инвестиционная политика. Практика федеральной, региональной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности. Федеральная и субфедеральная нормативно-правовая база инвестиционной деятельности. Судебно-правовая практика.
2. Анализ российского инвестиционного рынка. Новые тенденции и возможности. Влияние мирового рынка инвестиций. Особенности инвестиционной инфраструктуры России. Субфедеральные аспекты.
3. Практика организации инвестиционных программ. Источники финансирования. Финансовые схемы. Порядок и условия инвестирования. Налоговые льготы. Прямые инвестиции. Варианты проектного финансирования. Инвестиционные конкурсы.
4. Бизнес-планирование, бюджетирование и эффективность инвестиционной деятельности. Оценка инвестиционных проектов. Окупаемость. Сетевые графики. Контроль реализации инвестиционных проектов.
5. Подготовка объектов инвестирования. Анализ финансового состояния. МСФО.
6. Практика привлечения финансовых средств на промышленные и торговые предприятия. Особенности для предприятий малого и среднего бизнеса. Особенности для градо- (бюджето-) образующих и предприятий-монополистов. Особенности для проблемных предприятий.
7. Особенности и практика привлечения инвестиций в высокотехнологичные и инновационные проекты. Венчурные инвестиции.
8. Особенности работы иностранных и международных организаций на российском рынке инвестиций. Подбор иностранного инвестора. Практика привлечения иностранных инвестиций.
9. Практика применения инвестиционных инструментов. Корпоративные ценные бумаги в инвестиционных программах. Особенности привлечения инвестиций через механизмы фондового рынка. Облигации. Векселя. Новые инструменты и технологии.
10. Схемы кредитования и лизинга в инвестиционных программах. Синдицированные кредиты. Недвижимость в инвестиционных программах.
11. Договорная практика в инвестиционной деятельности. Документооборот. Бухгалтерский учет. Налоги. Кадровые вопросы. Особенности менеджмента.
12. Оценка инвестиционных рисков. Механизмы снижения рисков. Страхование. Практика.
13. Психологические, PR- и рекламные технологии в инвестиционной деятельности.
14. Анализ проблем в инвестиционной деятельности. Практика их решения. Обмен опытом.
Именно этому учат российских предпринимателей и бизнесменов. Может, поучимся?
- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк вчора о 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна вчора о 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак 14.10.2025 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш 14.10.2025 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський 14.10.2025 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець 13.10.2025 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов 13.10.2025 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко 13.10.2025 03:31
- Від символу до суб’єкта: як Україні вибудувати сильний голос у світі Ольга Дьякова 12.10.2025 11:02
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні Олександра Смілянець 12.10.2025 06:21
- Як розвинути емоційну стійкість і відновлюватися після життєвих ударів Олександр Скнар 11.10.2025 19:58
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 155
- Мовчання – не золото. Як правильна комунікація може врятувати репутацію у кризу 100
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись 83
- Як власникам бізнесу оптимізувати податки та мінімізувати штрафи у період війни в Україні 81
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" 80
-
100-річний бодибілдер розповів, що допомагає йому підтримувати здоров’я і самопочуття
Життя 27649
-
121 мільйон на демонтаж: у Києві знесуть цех "Більшовика" для завершення розв’язки
Життя 6396
-
Новий "дизельгейт": у Британії почався суд над найбільшими у світі автовиробниками
Бізнес 5325
-
Індія запропонує США компромісну пропозицію щодо російської нафти – Bloomberg
Фінанси 5032
-
Фултайм відходить у минуле – як фракційна робота змінює ринок праці
Життя 4583