home-icon
Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
23.06.2009 11:00

Светлая память

Головний редактор інформаційного агентства "Контекст-Причорномор'я". Заслужений журналіст України

петлюра и колчак

Разговаривают два пенсионера.

— Склероз проклятый замучал...

— Слушай, а я пью таблетки, и у меня память стала как у молодого!

— Правда? Как называются?

— М-м-м... Это... Ну-у-у... Слушай, знаешь, такой красивый цветок с бутоном и шипами?..

— Роза?

— Точно! (в кухню) Роза! Розочка, солнце, как называются те таблетки, что я пью от склероза?..

Анекдот

 

Человеческая память избирательна. Эта барышня предпочитает хранить лишь то, что её в данный момент устраивает.

Вот, к примеру, жил-был город Одесса. Входил в четверку главных городов Российской империи — до сих пор споры не утихают: после Москвы и Питера, но перед Варшавой или вместе с Варшавой на одном уровне. Всего за 74 года от Октябрьской революции до распада Союза стала Одесса из третьей столицы рядовым областным центром, каких много. Не любили ее в столицах советских. А кто ж нас таких любит? Нам ведь всю жизнь лишь бы не мешали, а там мы сами все сделаем...

Но — забыли. Да и не мудрено — не одно поколение ведь с той, дореволюционно-столичной Одессы сменилось. А сейчас только в интернет зайди, спроси: хочешь обратно в Советский Союз? И поражает ведь процент тех, кто хочет! Апокрифическая колбаса по «2,20» или производство чугуна и стали на душу населения покоя этому населению не дают. А тот чугунно-стальной, непрошибаемый факт, что в комплекте к колбасе выдавались пустые от нее же полки и отсутствие элементарных благ — забыт напрочь.

У одного из моих комментаторов тут, на блогах, уникальным образом уживается в голове доктор Джекил нежнейшей любви к мощи, танкам и самолетам Советского Союза с мистером Хайдом нежелания туда обратно. Бывает и так. Так вот, этот комментатор упрекнул меня: почему, дескать, я думаю, что за 20 лет в Союзе не стало бы лучше. Ну, сказал он, подумаешь, был бы у тебя мобильник не финского, а одесского производства, пусть и чуть побольше... Ну что делать, если не помнят, не желают помнить у него в голове ни товарищ Джекил, ни товарищ Хайд, что главное отличие было не в размерах мобильника виртуально-одесского от реально-финского или тайваньского. Главное - это именно категорическая недоступность тех мобильников, что поменьше. Мобильников — в обобщающем смысле, конечно. Что сделаешь, память избирательна...

Или пример из более свежей истории. 16 июня решили переименовать столичную улицу Коминтерна в улицу Симона Петлюры. Только ленивый из моих знакомых не фыркнул: «Дожили!». Ну, глубоко укоренилось у нашего человека, что хуже Петлюры только Бандера (наоборот, кстати, тоже верно). При этом абсолютно те же самые мои знакомые с удовольствием сходили в кино на фильм «АдмиралЪ». Кому-то кино понравилось, кому-то нет, неважно. Плачущая на фоне гордого хабенского профиля боярская барышня Лиза обсуждалась достаточно долго. А отрезанные ноги, извините за безвкусный каламбур, Безрукова-Каппеля — так и вообще.

И как-то забылось, черт побери, что Александр Васильевич Колчак, как и Деникин, Юденич, Семенов, Краснов — были точно такие же ярые враги примитивной, но действующей совковой пропаганды, как и Симон Васильевич Петлюра, если не хуже. Да и делали, если разобраться, то же самое в то же самое время.

Мой очень близкий друг сказал: так что, теперь фильм о Колчаке нельзя снять? Да можно! И даже нужно, наверное. Наверняка адмирал Колчак был далеко не такой злобной соломенной сволочью, как чучела, которые сжигали пионеры двадцатых годов на площадях. Возможно, что не был он и таким сусальным, как в фильме-новоделе. Но почему тогда нельзя снимать фильмы о Петлюре и переименовывать улицы в честь действительного главы существовавшего, хоть и недолго, Украинского государства? Почему фамилия Колчак — реабилитирована в сознании, а фамилии Петлюра, Бандера, Шухевич — по-прежнему воспринимаются только в радикально черном цвете? Как говорится, вы, Иван Соломонович, или крестик снимите, или трусы наденьте.

Память народа лечится. Не теми таблетками, о которых говорится в эпиграфе. И не гламурными фильмами типа «АдмиралЪ» — а вскоре, почти уверен, появится и «БаронЪ» (о Врангеле) и, например, «АтаманЪ» о Шкуро. Она лечится даже не голодоморными истуканами, которые строятся сотнями в Украине — это, увы, обратная сторона той же медали избирательности памяти и шапкозакидательская неразумность методов.

Память народа лечится только открытием и изучением архивов. Внима-а-ательным изучением. Чтобы человек, желающий разобраться, смог на основании сухих бумажек, дел, протоколов и докладных записок сам сделать вывод кто и что из себя представлял в исследуемый период.

Но вот парадокс: именно архивные выставки нынче подвергаются остракизму. Пикетируются, поливаются грязью в карманных СМИ. Ведь это так просто — выставить пикет из студентов и полусумасшедших пенсионерок-кликуш. Показать другие, опровергающие документы куда сложнее.

Особенно если в собственной памяти есть что скрывать даже перед самим собой.

 

© Специально для газеты "Вечерний город. Одесса". 23.06.2009.

 

Відправити:
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи