Почему украинцы выбирают Польшу?
Недавней новостью стала информация о том, что граждане Украины занимают первенство среди трудовых мигрантов в Польше.
Недавней новостью стала информация о том, что граждане Украины занимают первенство среди трудовых мигрантов в Польше. По данным Министерства труда и социальной политики Польши, гражданам Украины разрешается в течение шести месяцев работать у польских предпринимателей без официального разрешения. Более того, по количеству полученных заявок, украинцы опережают не менее активных трудовых мигрантов из Молдовы, Грузии и России, которые охотно устремляют свои взоры в сторону Польши.
Естественно у каждого возникает вопрос о причине подобной активности украинцев на польском рынке труда. Тем более, польская власть не создаёт каких либо барьеров для снижения данной активности, чего не скажешь о других странах ЕС, где были приняты меры по ужесточению миграционного режима. Об этом говорит и вступление в силу в 2012 г. соглашения об аболиции (легализации) украинских мигрантов, которые прожили в Польше с 2007 г. На мой взгляд, объяснение сему достаточно простое – сами поляки заинтересованы в притоке дополнительной рабочей силы из Украины, в том числе и нелегалов. Например, в Польше существует практика т. н. работы «на чарно», когда для трудоустройства украинскому мигранту достаточно просто договориться с работодателем об оплате и рабочем месте, под видом «испытательного срока». При этом украинцу не нужно стоять в очереди за трудовой визой в консульских учреждениях и получать специальное разрешение на трудоустройство у польских властей. В свою очередь, польский работодатель освобождается от уплаты налогов за «испытуемого» работника и обязательств заключать с ним трудовой договор.
На самом деле причина подобного положения дел проста. В отличие от большинства стран ЕС, в динамично развивающейся Польше не только не существует перенасыщенности рынка труда, но и наблюдается недостаток дополнительных рабочих рук в отдельных отраслях. Чаще всего украинские мигранты подают польским работодателям самое большое количество заявок на трудоустройство в сфере сельского хозяйства, строительства, а также домохозяйства. Дефицит рабочей силы в указанных отраслях вызван миграцией за рубеж большого количества трудоспособных поляков, особенно в Великобританию.
Тем не менее, в польской политике «открытых» дверей для украинских мигрантов есть и свои «подводные камни». В частности, экономия времени и средств, благодаря работе «на чарно», может и вовсе обернуться для украинца обманом, т. к. кроме «неписанной» договорённости и веры в «порядочность» польского работодателя отсутствуют какие-либо юридические гарантии. Поэтому лучше не рисковать и потратить определённое время и средства для легального трудоустройства. Тем более, в легальном трудоустройстве есть и свои плюсы. Помимо трудовых гарантий украинский мигрант получает набор прав ничем не отличающихся от тех, которыми пользуются польские работники. Имея специальное разрешение на трудоустройство в Польше, украинец может бесплатно пользоваться медицинскими услугами и уходить на больничный, получать гарантированный минимальный заработок и выходное пособие, а самое главное рассчитывать на компенсацию в случае травмы на производстве, что не может позволить себе нелегал. В любом случае, затраты на легальное трудоустройство в Польше окупятся. К примеру, среднестатистический работник домохозяйства или няня, ежемесячно зарабатывает 2,9 – 4 тыс. грн., не говоря уже о квалифицированных специалистах.
Заманчива для украинцев и перспектива безвозвратной миграции в Польшу, особенно если учитывать удобство польского ПМЖ. Согласно польскому законодательству, иностранцу, в том числе и гражданину Украины разрешение на ПМЖ выдаётся на неопределённый срок, в отличие от испанской резиденции, которую необходимо продлевать в течение четырёх периодов. Однако получение ПМЖ в Польше требует десяти лет проживания на территории страны. По моему мнению, намного проще получить в Польше ВНЖ или т. н. «карту пребывания», которая предоставляет возможность не только свободного перемещения в рамках Шенгенской зоны, но и безвизового многократного пересечения украинско-польской границы. Данный документ действителен в течение 10 лет и подлежит замене после истечения срока. Карта пребывания особенно удобна для сезонных и челночных мигрантов, которых немало в приграничных с Украиной польских регионах. Дабы получить «карту пребывания», необходимо в течение 45 дней после окончания срока визы подать соответствующее заявление и документы.
Отдельное преимущество украинцы видят в лёгкости адаптации в Польше, в отличие от других стран ЕС. Причиной тому достаточно либеральное отношение к украинскому меньшинству, которое считается коренным населением восточной части страны. В частности, в Польше действует несколько десятков украинских организаций, в рамках которых мигрантов обучают польскому языку, разъясняют процедуру получения ПМЖ и «карты пребывания». Кроме того, в стране действует более 5 тыс. украинско-польских школ, православных и греко-католических храмов.
Однако стоит ли говорить, что нынешний поток трудовых мигрантов из Украины полностью удовлетворяет потребности рынка труда Польши? На мой взгляд, Польша заинтересована в ещё большем увеличении притока граждан Украины, в связи с чем, наблюдается ещё большая либерализация миграционного режима страны. Об этом говорит недавнее принятие в Польше закона, который снижает период натурализации украинских мигрантов до трёх лет с последующим правом получения второго гражданства, которое предоставляется на местном уровне. Хотя, подобная привилегия со стороны Западного соседа противоречит ЗУ «О гражданстве», в соответствии с которым гражданам Украины запрещается иметь второе гражданство. Тем не менее, для украинских мигрантов, которые владеют польским языком, имеют ПМЖ и регулярный доход, данный закон означает гарантию безвозвратной миграции. А это как раз больше всего интересует польских работодателей и самих мигрантов.
- Юридичне регулювання sweepstakes: основні аспекти та огляд за юрисдикціями Роман Барановський вчора о 16:19
- Нелегальний ринок тютюну: як зупинити мільярдні втрати для бюджету України? Андрій Доронін вчора о 15:05
- Перевірка компаній перед M&A: аудит, юридичні аспекти та роль менеджера Артем Ковбель вчора о 02:12
- Адвокатура в Україні потребує невідкладного реформування Лариса Криворучко вчора о 01:14
- Ретинол і літо: якими ретиноїдами можна користуватися влітку Вікторія Жоль 01.04.2025 09:44
- К вопросу о гегелевских законах диалектики. Дискуссия автора с ИИ в чате ChatGPT Вільям Задорський 01.04.2025 06:23
- Рекордні 8549 заяв на суддівські посади: що стоїть за ключовою цифрою пʼятого добору? Тетяна Огнев'юк 31.03.2025 21:11
- Med-Arb: ефективна альтернатива традиційному врегулюванню спорів Наталія Ковалко 31.03.2025 17:54
- Искусство наступать на грабли Володимир Стус 31.03.2025 17:05
- Нова судова практика – відсутній обов’язок надсилання копії скарги виконавцю Андрій Хомич 31.03.2025 16:01
- НАБУ: невиправдані надії Георгій Тука 31.03.2025 15:48
- Податкове резидентство для енерготрейдерів з іноземними бенефіціарами Ростислав Никітенко 31.03.2025 12:41
- Фінансова модель університетів майбутнього Віталій Кухарський 31.03.2025 12:21
- Шукайте жінку! Білоруський варіант Євген Магда 31.03.2025 09:09
- Спільний контроль у бізнесі: чому статус має значення? Анастасія Полтавцева 30.03.2025 19:23
-
У рейтингу мільярдерів Forbes з'явилось поповнення від України
Бізнес 38334
-
Колишній власник Галі Балуваної пояснив вихід з бізнесу: Було некомфортно
Бізнес 30308
-
"Супутник Притули" змінив правила гри: як Україна вплинула на фінський космічний бізнес
14620
-
Треба багато, але окупності нема. Чому в Україні так довго будуються скляні заводи
Бізнес 9991
-
Сотні контрактів. Про що говорить масова закупівля Європою сучасних танків та БМП
8972