Про Javelin и "экономику войны"
Украина купила американские ПТРК Javelin. Так ли это необходимо и есть ли украинские аналоги?
На днях посол Украины в Америке Владимир Ельченко сообщил, что Украина напрямую впервые закупила у США противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) Javelin. Сумма сделки 36,5 млн. долларов и поставки не входят в общую военную помощь, которую США оказывают Украине. «…Но это важно, потому что это впервые такого рода контакт непосредственно с Пентагоном. Он открывает нам пути для реализации других проектов, о которых сейчас ведутся переговоры", - отметил дипломат.
Ранее министр обороны Андрей Загороднюк говорил о том, что украинская сторона рассчитывает получить береговые оборонительные ракетные комплексы и противокорабельные ракеты. Но если по этой позиции ясности пока нет, то с Javelin все очевидно.
Первая партия этих ПТРК была поставлена нам в апреле 2018 года в рамках американской военной помощи. Тогда Госдеп одобрил передачу Украине 37 пусковых установок и 210 ракет к ним (всего на сумму 47 млн. долларов). К ним прилагались тренировочные комплексы, услуги по транспортировке и т.д. В этот раз речь, судя по заявлению замминистра обороны, который говорит о «сосредоточения ресурсов Минобороны Украины», речь идет не о помощи, а именно о закупке этого вида оружия. США продает нам 150 ракет для Javelin на сумму 39,2 млн. долларов. Эти цифры озвучило Управление министерства обороны США по оборонному сотрудничеству и безопасности DSCA.
На сегодня Javelin, прозванный «убийцей танков», является одним из лучших ПТРК в мире. Он неоднократно подтверждал свою высокую репутацию, достаточно прост в использовании и показывает высокие результаты, благодаря инфракрасной головке самонаведения (принцип: навел-нажал-поразил цель). Поскольку Javelin считается весьма эффективным, то, соответственно имеет высокую цену. Выстрел может обходиться до 100 тыс. долларов. Цена – это его, пожалуй, единственный недостаток, который в наших реалиях превращается еще в несколько будущих проблем. Срок эксплуатации ракет в таком оружии ограничен десятью годами. А значит, дорогостоящие запасы надо со временем пополнять. В долгосрочных проектах понятие «экономика войны» имеет первостепенное значение, то есть вопрос цены выходит на первый план. Нельзя сбрасывать со счетов и политическую составляющую. Мы были свидетелями того, как «украинский вопрос» стал элементом острой внутриполитической борьбы в США. Сегодня нам одобрили закупку вооружений, а завтра? А что будет через пять-десять лет?
Четыре года тому назад я говорил, что избежать дорогостоящего импорта на первых порах не удастся и отечественный ОПК пока не в состоянии производить все то, что необходимо армии. Но на сегодняшний день мы уже имеем свои разработки, которые могут служить хорошей альтернативой зарубежным ПТРК и будут обходиться в разы дешевле. Речь о том же отечественном противотанковом комплексе “Корсар”, разработанном в конструкторском бюро «Луч», дальность его выстрела вполне сравнима с Javelin. Различие в системе наведения: из «американца» стрелять проще, не надо вести цель. Но при этом цена выстрела из отечественного ПТРК будет как минимум раз в пять дешевле.
Рассказывая о закупках Javelin замминистра обороны Украины Анатолий Петренко, заметил: «… мы точно так же заказываем ракетные комплексы нашего производителя". И это должно стать приоритетом! Однако, проблем с поставками отечественных ПТРК не будет только при стабильном и растущем госзаказе. Когда имея аналогичные разработки, мы будем уменьшать долю импорта в пользу своей оборонки. А закупая импорт, в обязательном порядке идти по схеме офсетных (компенсационных) договоров, когда наши зарубежные партнеры размещают производство у нас или инвестируют часть своей прибыли в нашу экономику.
Конечно, прямые закупки Javelin – это важный политический сигнал, ведь такое оружие американцы продают далеко не всем странам. Но все же, хотелось бы, чтобы через год-другой наши оружейники услышали от государственных мужей цифры и отчеты о том, насколько мы смогли уменьшить закупки зарубежных дорогостоящих вооружений и техники, сколько совместных производств удалось запустить и какие новые и модернизированные отечественные образцы наконец-то пошли в серию.
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак вчора о 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш вчора о 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський вчора о 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець 13.10.2025 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов 13.10.2025 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко 13.10.2025 03:31
- Від символу до суб’єкта: як Україні вибудувати сильний голос у світі Ольга Дьякова 12.10.2025 11:02
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні Олександра Смілянець 12.10.2025 06:21
- Як розвинути емоційну стійкість і відновлюватися після життєвих ударів Олександр Скнар 11.10.2025 19:58
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень Павло Васильєв 11.10.2025 14:53
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись Олександра Смілянець 11.10.2025 09:57
- Помилки у фінансовій звітності: погляд аудитора 221
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 136
- Мовчання – не золото. Як правильна комунікація може врятувати репутацію у кризу 89
- Як власникам бізнесу оптимізувати податки та мінімізувати штрафи у період війни в Україні 77
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 70
-
"Санкції штовхають в обійми". Росія стала основним постачальником лігроїну до Венесуели
Бізнес 52304
-
"Багаж – це не право людини". У WizzAir виступили проти скасування плати за ручну поклажу
Бізнес 51889
-
Чи має значення вік у коханні: результати опитування серед українців
Життя 32320
-
Як зрозуміти, що час змінювати роботу – і не зробити фатальну помилку
Життя 12563
-
У Європі нарахували вісім "зайвих" автозаводів
Бізнес 6948