Форс-мажор на прицеле
Неисполнение обязательства в связи с пандемией занимает умы всех юристов, имеющих дело с договорами. Как работает форс-мажорная оговорка? И какой она должна быть чтобы защитить, когда нужно?
Признайтесь, как часто до ситуации с пандемией мы не просто заглядывали (скролили с большой скоростью), а действительно внимательно, с чувством, толком и расстановкой читали форс-мажорную оговорку в контракте?
А сколько раз пришлось прочесть этот «непопулярный» раздел договора после введения карантина и ограничительных мер в Украине, по всей Европе, в Азии и США?
Смена фокуса и вот юристы страны учатся разбираться в форс-мажорных оговорках контрактов.
По общему правилу обязательства, следующие из договора, должны выполняться надлежащим образом – в срок, в порядке и способом, предусмотренным договором. Но что если выполнению обязанностей по договору нечто препятствует? Поставщик в сырьевой цепочке не смог выполнить условия договора поставки (у него предприятие закрыто – всех работников распустили по домам – карантин). Срочно найти альтернативного поставщика - задача сравни сюжету кинофильма «Миссия невыполнима». А что будет, если доступ на предприятие, которое обязано осуществить отгрузку товара покупателю будет закрыто решением властей (например, как очаг инфекции)? Будет ли в этом случае работать форс-мажорная оговорка? Каким образом она действует?
Ответы на этот и многие другие вопросы кроется в законодательстве, которое регулирует договорные отношения. Если во внутрихозяйственном обороте – нормы Гражданского кодекса и Закон «О торгово-промышленной палате Украины» вместе с купой судебных решений - нам в руки, то во внешнеэкономических контрактах – украинскому бизнесу придется попотеть. Ведь то как работает, применяется и какие правовые последствия создает форс-мажорная оговорка будет предопределено именно законом той страны, которую стороны в договоре выбрали, а если и не выбрали (такое тоже может быть), то, тогда необходимо определять, закон какой страны применим. Для этого тоже есть специальные законы или международные договоры.
Что общего, что объединяет форс-мажорные оговорки, которые включены в контракты, урегулированные законами разных стран:
1. Форс-мажорная оговорка – контрактный способ защиты стороны, которая не может выполнить свои контрактные обязательства по обстоятельствам, которые от нее не зависят.
2. Форс-мажорная оговорка – не прекращает обязательство, а лишь освобождает сторону от предусмотренной контрактом или законом ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства.
3. Форс-мажорная оговорка - освобождает от ответственности временно – на период действия обстоятельств, которые объективно препятствуют исполнению договора. После завершения этих препятствий – контракт подлежит исполнению, а за нарушение обязательства наступит ответственность.
4. Форс-мажорная оговорка может быть разной: содержать указание на конкретный перечень обстоятельств, с которыми стороны связывают объективную невозможность исполнить договор, а может содержать критерии, которые позволят отнести обстоятельства к форс-мажорным, так называемые «catch it all clause».
5. Обстоятельство признается форс-мажорным, если оно объективно препятствуют выполнению обязательства обязанной стороной и не зависит от воли этой стороны. По общему правилу ухудшение финансовой ситуации (например, сокращение выручки от реализации продукции в силу любых причин) не является форс-мажорным обстоятельством.
То есть в ситуации, когда вследствие решения администрации предприятия последнее было закрыто, а работники отправлены в отпуска, что не позволило выполнить обязательства по поставке товара – поставщик не сможет ссылаться на форс-мажорную оговорку, так как закрытие предприятия было обусловлено его же решением. А в примере, когда предприятие было закрыто решением властей (к примеру, для ликвидации очага инфицирования), и, как следствие, не смогло исполнить обязательства по контракту поставки товара, так как не смогло его произвести и отгрузить перевозчику - у поставщика есть (с определенными оговорками) шансы сослаться на форс-мажор и требовать освобождения от ответственности за нарушение сроков поставки.
Так какая формула у удачной форс-мажорной оговорки в контракте? Зависит от многих факторов. Признаюсь, что форс-мажорная оговорка, часто появляющаяся в контрактах в режиме копи-паст может оказаться эффективной. Особенно если в ее основе положены типовые оговорки, рекомендуемые различными международными организациями. Международная Торгово-промышленная палата (ICC) обновила свою стандартную форс-мажорную оговорку, с учетом обстоятельств пандемии (https://iccwbo.org/content/uploads/sites/3/2020/03/icc-forcemajeure-hardship-clauses-march2020.pdf). Такая форма рекомендована для использования во внешнеэкономических контрактах. Обращает внимание раздел «Презюмируемые события форс-мажора». Из него следует, что в отсутствие обоснованных возражений, стороны договорились считать указанные в данном разделе обстоятельства такими, что:
- не находятся под контролем стороны;
- их невозможно было предусмотреть и предупредить в момент заключения договора.
Иначе говоря, обстоятельства, на которые прямо указывает раздел «Презюмируемые события форс-мажора» признаются форс-мажором, если сторона, которая не получила исполнение не докажет противоположное:
- что обстоятельства находятся под контролем стороны;
- что обстоятельства можно было предусмотреть и предупредить в момент заключения договора.
Такой вот нюанс, а как существенно влияет на распределение нагрузки по доказыванию в случае спора! Но лучше до спора, конечно же, не доводить.
- Що чекає українську переробну промисловість та перспективи Кіровоградщини Юлія Мороз вчора о 16:10
- Водневі ініціативи в Україні: роль адвокації та GR у розбудові майбутньої енергетики Олексій Гнатенко вчора о 12:35
- Ваші гроші, ваше майбутнє: чому важливо перемогти фінансові злочини в державному секторі Акім Кібновський 13.08.2025 21:38
- 60 днів до межі: чому ротація рятує життя і фронт Віктор Плахута 13.08.2025 12:46
- Чого чекати від 15 серпня? Олександр Скнар 13.08.2025 09:03
- Дистанційне управління бізнесом: приховані загрози та мільйонні втрати Артем Ковбель 12.08.2025 23:15
- Небезпечний Uncapped SAFE Note: що це таке і як інвестору не потрапити в пастку Роман Бєлік 12.08.2025 18:30
- Тіньова імперія Telegram: як право і держава приборкують анонімну свободу Дмитро Зенкін 12.08.2025 14:58
- Гра за правилами: чому відповідальність – це основа гемблінг-індустрії Михайло Зборовський 12.08.2025 12:30
- Перемовини США та рф приречені Ігор Шевченко 12.08.2025 12:27
- Зберегти код нації: особистий досвід гуцулки про українську ідентичність за кордоном Наталія Павлючок 12.08.2025 11:22
- Ваш генератор може заробляти Ростислав Никітенко 12.08.2025 10:14
- Базовая военная подготовка в вузах: права студентов и последствия отказа Віра Тарасенко 11.08.2025 22:18
- Порівняння податкових навантажень: Велика Британія vs Кіпр для IT-компаній і фрілансерів Дарина Халатьян 11.08.2025 17:41
- Енергія хорошої пам'яті Євген Магда 11.08.2025 17:20
-
Вкладник намагався відсудити у ПриватБанку 3 млрд євро за депозит 1995 року
Фінанси 25595
-
У "маркетплейсі дронів" DOT-Chain Defence виконали перші замовлення
оновлено Бізнес 7890
-
Гетманцев: Рада не планує ухвалювати закон щодо крипторезерву, НБУ проти
Фінанси 6256
-
Галина Ободець: "Українське походження товару – ще не гарантія успіху на полиці"
Новини компаній 4581
-
Шмигаль терміново зв'язався з главою Rheinmetall після його скарг на бюрократію в Україні
Бізнес 4166