Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
27.02.2014 13:40

В поисках постреволюционной идентичности

Ексзаступник гендиректора з комерційної діяльності та стратегічного розвитку ДП МА Бориспіль

Беспрецедентные общественные протесты, будоражившие Украину без малого три месяца, завершились совершенно неожиданным и, при этом, закономерным образом – Виктор Янукович под покровом ночи позорно бежал в неизвестном направлении.

Беспрецедентныеобщественные протесты, будоражившиеУкраину без малого три месяца, завершилисьсовершенно неожиданным и, при этом,закономерным образом – Виктор Януковичпод покровом ночи позорно бежал внеизвестном направлении. Оставив заспиной вулканирующую страну, миллионывзвинченных граждан, захваченныепротестующими административные здания,арестованных, похищенных, раненых,убитых…

Масштабы иформы происходящего заставляют задуматьсянад природой феномена под названием«Евромайдан». Действительно, только ликорректировка внешнеполитическогокурса привела к такой эскалацииобщественного недовольства или естьболее глубокие причины? Так и с активнообсуждаемыми сценариями выхода изкризиса – все больше аргументов за то,что самые эффективные из них находятсядалеко за пределами бинарного политическогопротивостояния «власть-оппозиция».

Что, собственно,произошло

Начнем с причин.Экспертами уже высказывались предположения,что резкая смена интеграционного векторас Запада на Восток не столько настоящиймотив, сколько повод для общественногонегодования. Называются разные версии– это и копившаяся годамисоциально-экономическая несправедливость,приведшая к расслоению общества иобнищанию подавляющего большинства, итотальная коррупция, и бездарноегосударственное управление, и правоваянезащищенность «маленького» человека.Наверное, доля истины есть в каждомпредположении. Ведь никакие «рукимировой закулисы» и «агенты Кремля» неспособны создать революционную ситуациюесли верхи могут, а низы хотят жить постарому. Низы по-старому жить явно нежелают. А верхи уже просто не могутсохранить существующее статус-кво. Это,по законам жанра, необходимо ведет кповышению активности масс и их«революционному творчеству».

И дело здесьне в цвете партийных флагов этих самыхверхов. Периодическая маятникообразнаясмена антагонистических правительственныхкоманд (2002г. – Янукович, 2005г. – Тимошенко,2006г. – Янукович, 2007г. – Тимошенко, 2010г.– Азаров) вышеозначенные социальныепороки не решала и даже не пыталась. Ноесли до мирового финансового кризиса2008 года, который в Украине едва неприобрел форму коллапса, позитивныйэкономический тренд позволял сглаживатьостроту углов, то после ситуация толькоухудшалась.

Апофеозомстали президентские выборы 2010 года,проходившие в атмосфере тотальнойсоциальной апатии. Правительственныйкандидат – Юлия Тимошенко, с которойассоциировалось кризисное пике украинскойэкономики, закономерно проиграла. Носимптоматично другое – впервые вновейшей украинской истории ВикторЯнукович победил, заручившись поддержкойне абсолютного, а относительногобольшинства избирателей. Во втором туреза него проголосовало лишь 48,95% пришедшихна избирательные участки. При этом,отдавшие за него свой голос 12,5 млн.украинцев составили около трети от болечем 37 млн. числящихся в списках избирателей.

Обрушившиесяна Виктора Януковича с возвращениемКонституции 1996 года полномочия (а с нимии ответственность за ситуацию в стране)резко контрастировали с действительнойсоциальной базой президента. Планомерноезакручиваниеполитических «гаек» на фоне экономическойстагнации общественное напряжение неснимало, а лишь загоняло внутрьобщественного котла, из которого онопериодически вырывалось всплескаминародного протеста.

Особеннодоставалось правоохранительным органам,все чаще воспринимаемых обществом некак «вооруженный отряд народа», а какрепрессивный инструмент непопулярныхвластей. Согласно обнародованным воктябре прошлого года (за месяц до«Евромайдана») результатам мониторинга,проведенного «Центром исследованияобщества» количество протестов украинцевпротив произвола или бездействияправоохранительных органов вянваре-сентябре 2013 года побило всерекорды. Уже за первые девять месяцев2013-го года было зафиксировано 333 протестныхсобытия, которые поднимали вопроспроизвола или бездействия правоохранительныхорганов. Подобных вспышек недовольстваправоохранительной системой страныдаже близко не наблюдалось в предыдущиегоды. Такое количество протестов ужена 25% больше чем за весь предыдущий2012-й год и в несколько раз больше, чем в2010-м и 2011-ом годах.

Основная волнанедовольства приходилась на июль 2013года, когда правоохранительные органыкритиковались на каждой третьей уличнойакции в Украине. Причиной взрываактивности стали события во ВрадиевкеНиколаевской области, где милиционерыподозревались в избиении и изнасилованииместной жительницы. Там, напомню,разгневанная толпа штурмовала зданиеРОВД, в котором укрывались преступники.Врадиевка – первый тревожный симптом,обнаживший накопившиеся проблемы. Новласть не услышала и не сделала выводов.

В этом уродливомсоциальном континууме евроинтеграциябыла воспринята многими (пусть даженаивно и некритично) неким символом,проблеском света в конце тоннеля,последней надеждой. Евромайдан —это выбор не столько разума,сколько души.

Жестокий ибессмысленный разгон Евромайдана вночь на 30 ноября стал своеобразнойточкой бифуркации общественногонегодования. Как было метко подмеченоодним из российских обозревателей, миллионом, вышедшим на следующий послеразгона день на улицы Киева, двигалане столько прагматика, сколькоидеализм: стремление к свободе,к человеческому и гражданскомудостоинству, к вполне определенномуцивилизационному выбору.

Ход дальнейшихсобытий четко показал – линейнаяпрактика силового подавления приводитк обратным последствиям. Принятиеограничительных законов 16 январяспровоцировало реактивную радикализациютолпы и многодневные столкновения всиловиками на баррикадах ул. Грушевского;показательные аресты активистов«Автомайдана» привели к захватуадминистративных зданий по всей стране.

Региональныедетерминанты протеста

Но если причиныпротестов социальные, то почему протестыпредставлены географически неравномерно?Эпицентрами волнений являлись Киев иЗападная Украина. Умеренный протестфиксировался в Центральной и СевернойУкраине. На Юго-Востоке протестныевыступления носили характер мирных ине очень многолюдных демонстраций. Аведь там коррупция и социальнаяполяризация общества куда выше, чем впатриархальных общинах преимущественноаграрных областей правобережья.

Причин протестнойпассивности Юго-Востока несколько.Во-первых, это несколько иное, чем назападе отношение к действующей власти.Парадигмально ответственность заситуацию несет власть, в на тот момент– действующая власть. Власть Януковича(в 2010г. – на президентских выборах, а в2012г. - на парламентских) формировалипреимущественно жители «голубогопояса». Соответственно, для частиизбирателей ситуация развивается помодели «свой-чужой». На юго-востоке(избравшем эту власть и бессознательнонесущем за нее моральную ответственность)к киевским событиям относятся настороженно,а порой враждебно. Не потому что властьрегионалов была хорошая, а потому чтоона для них своя.

Во-вторых,лозунги евроинтеграции, ставшие идейнымрингтоном протестных выступлений дляЮго-Востока не настолько актуальны какдля Запада. Более того, для большинстважителей Крыма или Донбасса сближениес Российской Федерацией куда болеепонятней и привлекательней. Как вдуховном смысле, так и в экономическом.

В-третьих,ситуацию усугубляет националистический нарратив протеста. Многомесячноенежелание власти идти на уступки иигнорирование умеренной парламентскойоппозиции привело к тому, что массыначали требовать действий и лидеров, ане бесконечного «мычания» со сцены. Иэти лидеры нашлись. После 22 январяключевым элементом политическойконструкции Евромайдана стала егонаиболее радикальная часть – «Правыйсектор» и иже с ним. Другое дело, чтовыраженная право-идеологическая окраска«ударного отряда революции» ведет нек межрегиональному объединению в борьбелюдей за свои права, а наоборот, отвлекаетот настоящих задач социального протеста.Для преимущественно украинского, норусифицированного Юго-Востока идеи«национальной революции» как минимумнепонятны. (Хотя, справедливости радиотметим, что лидер «Правого сектора»Дмитрий Ярош выходец из самого что нина есть индустриального Востока –города металлургов и коксохимиков,малой родины Леонида Брежнева -Днепродзержинска).

Это создаетсоблазн для некоторых маргинальныхполитиков спекулировать на региональныхотличиях, нагнетать ситуацию ипровоцировать межрегиональноепротивостояние. С обеих сторон слышатсяпризывы к федерализации как способуразрешения противоречий. Однако, как инационалистическая риторика, – этопопытка купировать болевой симптомигнорируя причины патогенного процесса.

И хотьсепаратистский съезд в Харьковезакончился абсолютно ничем, в некоторыхрегионах его резолюцию о необходимости«взять на себя полноту ответственности»приняли буквально. Всплеск активностипророссийских организаций в Крыму и,особенно, в Севастополе, подстрекающихлюдей к неповиновению центральнойвласти стал мощнейшим вызовом для новыхруководителей Украины.

Украина попалав своеобразную деалектическую ловушку,когда возникшая субъектность гражданинав нынешних условиях может привести кпотере субъектности страны, а в присамом пессимистическом сценарии – кнеобратимой дезинтеграции.

Что делать

Как минимум -попытаться сберечь Украину в нынешнихграницах; как максимум - использоватькризис как некое «окно возможностей»для социально-политической и экономическоймодернизации.

Для этого новаявласть должна публично признать истинныепричины протестов – накопившиесясистемные общественные противоречия.Любые разъединяющие, спекулятивные,уводящие в сторону лозунги (в том числерадикально-националистические) должныбыть решительно отброшены. Как угодноможно относиться к всеобщему ленинопаду,но не признать, что это пугает многихюго-восточных обывателей, сеет паникуи возрождаем старые мифы о зловещих«фашистах» нельзя. В этой связи можнопоаплодировать интеллигенции Львова,очень своевременно призвавшей новуювласть к взвешенной культурно-языковойполитике и отказу от «галицизации»Крыма и Донбасса.

Формированиеправительства народного доверия недолжно ограничиться распределениемпортфелей, между победителями. В ближайшейперспективе главная задача – предотвращениенадвигающегося финансово-экономическогопаралича. С помощью ЕС и МВФ ситуацию,очевидно, удастся стабилизировать.

Главное- в кратчайшие сроки должны бытьсформулированы и озвучены четкиепрограммы реформ и механизмыантикоррупционного контроля. Для этогоможно даже пригласить группу сильныхконсультантов-практиков, который внедавнем прошлом реализовывали подобныереформы в Восточной Европе, Прибалтике,Грузии. Нет ничего зазорного в том, чтобыприструнить собственных вороватых«бояр» и использовать опыт антикризисныхменеджеров мирового уровня. Украинакак никогда остро нуждается в своем«плане Маршалла».

Изменениядолжны быть не где-то наверху, а на всехуровнях общественной системы. Ведь еслиграждане на своем уровне не почувствуютощутимых изменений, то новой буринародного негодования не избежать.Только теперь координаты его движениябудут не с зада на восток, а в обратномнаправлении!

По большомусчету, не имеет значения какие идеологиидекларируют правящие партии. Важнымявляется лишь их способность осознанияистинных причин революции и готовностьменяться и менять страну: прижатьгосударственное воровство, проводитьреальную антикоррупционную политику,защитить права простого человека. Таполитическая сила, которая первойначнет это делать и получит историческуюперспективу.

В противномслучае маятник «революция-реакция»будет раскачивать страну до ее полногоразрушения.

Відправити:
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи