Отмена хозяйственного кодекса. Попытка №5
Ратификация Украиной cоглашения с ЕС поставила на повестку дня вопрос адаптации законодательства. При этом, как известно, были определены приоритетные направления и поставлены конкретные сроки исполнения обязательств. Основной точкой приложения усилий долж
Ратификация Украиной cоглашения с ЕС поставила на повестку дня вопрос адаптации законодательства. Приэтом, как известно, были определены приоритетные направления и поставленыконкретные сроки исполнения обязательств. Основной точкой приложения усилийдолжно стать правовое регулирование экономики.
Как показывает анализзаконотворческой деятельности, на протяжении года работа по адаптациифактически не проводилась, за исключением, пожалуй, принятия двух законов орынке газа и рынке электроэнергии, позволяющих осуществить поэтапный переход направила функционирования европейской энергосистемы. Между тем, с 01.01.16 г.вступает в силу экономическая часть Ассоциации, и предполагалось, что за год, втечение которого действовала соответствующая отсрочка, Украина подготовится кгрядущим изменениям, и в первую очередь, в части законодательства. Не хочетсядумать, что ввиду отсутствия реальной подготовки, в качестве главного иединственного результата работы выступит недавно инициированная Минюстом отмена Хозяйственного Кодекса - основополагающего нормативно-правовогоакта, регулирующего экономику, т.е. именно того, документа, который должен былстать каркасом адаптации экономического законодательства.
В результате, с новогогода отечественный бизнес ожидает двойной удар – с одной стороны, отмена преференцийсо стороны ЕС и последующая за ней жесткая конкуренция с европейскимипроизводителями, к которой они в подавляющем большинстве объективно не готовы,с другой - правовой вакуум в вопросах организации и осуществления хозяйственнойдеятельности. При этом по условиям ВТО Украина должна распространять наиностранных производителей национальный режим, то есть в нашем случае – режимотсутствия системного регулирования как такового. Очень рискуем превратиться вЭльдорадо для проведения сомнительных операций.
То есть в Украине, экономика которой и вдокризисный период не имела существенного «запаса прочности», а на данном этапевовсе находится в стагнации, государство фактически самоустраняется отрегулирования экономических отношений путем декодификации законодательства. Вкраткосрочной перспективе это грозит дестабилизацией законодательства иусилением существующей дезорганизации экономики, в долгосрочной - созданиемлишних осложнений на пути адаптации отечественного законодательства кзаконодательству ЕС, где в большинстве стран-участниц действуюткодифицированные акты в сфере экономического законодательства. В связи с этим нельзяне отметить и принятый в США в 2010 г. антикризисный закон Додда-Фрэнка,который по своему объему и содержанию является Кодексомгосударственно-финансового регулирования экономики, что свидетельствует опересмотре роли государственного регулирования экономики и отношения ккодификации, как особенно в кризисное время.
Хозяйственный Кодекс Украины каксистемный нормативно-правовой акт неоднократно демонстрировал потенциалпредусмотренных в его арсенале средств правового регулирования в предотвращениибесполезных (а подчас откровенно преступных) изменений «правил игры», которые, как правило, протаскивались в отдельные законы под ворохом поправок третьестепенногозначения. Следует вспомнить попытки продвижения «теневых» лизинговых схемразгосударствления имущества и природных ресурсов в обход процедуры приватизации;«управляемое» банкротства предприятий через сужение объема их прав и др. Средипоследних новелл – схема беззастенчивого масштабного вымывания средств местныхбюджетов под прикрытием проведения энергомодернизации сферы ЖКХ. При этом ГКУкраины, рассчитанный на регулирование отношений с участием граждан, не «улавливает»этих лазеек, и, как следствие ничего не может им противопоставить.
Хотелось бы надеяться,что тяжелейшие экономические условия, в которых находится Украина в связи спроявлениями внешней агрессии, не будут усугублены актами внутренней агрессии,направленными на разрушение системы регулирования экономики.
- Юридичне регулювання sweepstakes: основні аспекти та огляд за юрисдикціями Роман Барановський вчора о 16:19
- Нелегальний ринок тютюну: як зупинити мільярдні втрати для бюджету України? Андрій Доронін вчора о 15:05
- Перевірка компаній перед M&A: аудит, юридичні аспекти та роль менеджера Артем Ковбель вчора о 02:12
- Адвокатура в Україні потребує невідкладного реформування Лариса Криворучко вчора о 01:14
- Ретинол і літо: якими ретиноїдами можна користуватися влітку Вікторія Жоль 01.04.2025 09:44
- К вопросу о гегелевских законах диалектики. Дискуссия автора с ИИ в чате ChatGPT Вільям Задорський 01.04.2025 06:23
- Рекордні 8549 заяв на суддівські посади: що стоїть за ключовою цифрою пʼятого добору? Тетяна Огнев'юк 31.03.2025 21:11
- Med-Arb: ефективна альтернатива традиційному врегулюванню спорів Наталія Ковалко 31.03.2025 17:54
- Искусство наступать на грабли Володимир Стус 31.03.2025 17:05
- Нова судова практика – відсутній обов’язок надсилання копії скарги виконавцю Андрій Хомич 31.03.2025 16:01
- НАБУ: невиправдані надії Георгій Тука 31.03.2025 15:48
- Податкове резидентство для енерготрейдерів з іноземними бенефіціарами Ростислав Никітенко 31.03.2025 12:41
- Фінансова модель університетів майбутнього Віталій Кухарський 31.03.2025 12:21
- Шукайте жінку! Білоруський варіант Євген Магда 31.03.2025 09:09
- Спільний контроль у бізнесі: чому статус має значення? Анастасія Полтавцева 30.03.2025 19:23
-
У рейтингу мільярдерів Forbes з'явилось поповнення від України
Бізнес 38860
-
Колишній власник Галі Балуваної пояснив вихід з бізнесу: Було некомфортно
Бізнес 30596
-
"Супутник Притули" змінив правила гри: як Україна вплинула на фінський космічний бізнес
14766
-
Треба багато, але окупності нема. Чому в Україні так довго будуються скляні заводи
Бізнес 10044
-
Сотні контрактів. Про що говорить масова закупівля Європою сучасних танків та БМП
9166