Внимание, идет бобер: зачем нужны "пешеходные" переходы для животных
Во многих странах мира уже несколько десятилетий строятся экодуки. Для Украины же - это пока диковинка. Однако, фокус на развитие инфраструктуры однозначно положит начало строительству новых магистралей, а, значит, поднимет актуальность сооружения переходо
На сегодняшний деньинфраструктура в мире развивается небывалыми темпами, и уже к 2030 году стоимостьвсех инфраструктурных проектов, реализованных в период 2015-2030, составит 90триллионов долларов. С одной стороны, это свидетельствует об экономическомразвитии и увеличении уровня комфорта людей. С другой - новые проекты, особеннов дорожной отрасли, серьезно влияют на окружающую среду и живые организмы.Автомагистрали часто разрезают ареалы обитания многих видов, приводя к ихсокращению. Потому в Украине сбить лисицу на трассе - это почти норма. Но как сэтим бороться придумали еще в семнадцатом веке, а в 50-х годах 20 столетия воФранции появились уже первые полноценные экодуки.
Экодук - это сооружение,предназначенное для помощи животным в пересечении автомобильной или железнойдороги, либо другого искусственного препятствия. Экодук может быть построен ввиде тоннеля, моста, сетки, а также крыши, в зависимости от главной"целевой группы" - на кого из животных он ориентирован. Менеепоэтичное название подобных сооружений - скотопрогоны.
Впервые подобныеизобретения появились еще в 17-м веке. Они помогали рыбам в преодоленииискусственных препятствий, таких как водяные мельницы или небольшие плотины.Современный вид экодуки приобрели в 50-х годах прошлого столетия во Франции,после чего быстро распространились по всему миру. Особенно активно тема сталаинтересовать ученых и широкую общественность в последние три десятилетия.
Есть четыре главныхфактора, каким образом дороги влияют на живую природу. Во-первых, они уменьшаютпопуляцию некоторых видов. Также они увеличивают смертность среди видов вследствиеДТП. Более того, трассы буквально перерезают ареалы обитания животных, уменьшаяколичество и качество доступных ресурсов, которые остаются по другую сторонудороги. Наконец, автомагистрали фрагментируют виды на более мелкие и, какрезультат, подверженные риску группы.
В 1996 году ученыепосчитали, что в Европе ежегодно случалось 507 тысяч ДТП с относительнокрупными животными. Из-за этого погибали около 30 человек, более 300 получалиранения, а суммарные финансовые потери достигали 1 миллиарда долларов. А в 2005было выявлено, что в США происходит полтора миллиона ДТП с оленями в год, чтоприводит к потерям 1,1 миллиарда долларов.
Согласно другимисследованиям, сооружение экодуков увеличивает стоимость дороги на 7-8%.Добавьте к этому то, что, например, в Германии стоимость полотна - это обычнолишь четвертая часть от финальной цены магистрали. В результате мы видим, чтопереходы для животных - весьма полезный, но и крайне недешевый инструмент.
Например, экодук SlatyCreek в Австралии стоил около 3 миллионов долларов на момент его строительствав 1997 году. Хотя, дальше им воспользовались 79 из 116 видов животных из птиц,обитающих в местных лесах.
В Нидерландах 600тоннелей под дорогами помогли решить проблему уменьшения количества европейскихбарсуков. А самый большой экодук в стране имеет протяженность 800 метрови ширину 50 метров, пересекая автомобильную дорогу, ж/д пути, и даже поле длягольфа.
В США за последние 30 летбыло построено тысячи экодуков, причем, многие из них направлены преимущественнона отдельные виды животных. Например, в Монтане такие сооружения были созданыдля защиты горных коз, в Массачусетсе - пятнистых саламандр, в Колорадо -толсторогов, во Флориде - флоридских пум, а в Калифорнии - пустынныхчерепах. К слову, в последнем случае они снизили смертность черепах от ДТП на93%.
Что касается Украины, длянас возведение экодуков, или скотопрогонов - относительно новая тема.Во-первых, такое удовольствие стоит немало денег. Учитывая и без того строголимитированные бюджеты дорожной отрасли, тратиться на переходы для животныхпока сложно. Также стоит отметить, что искусственные сооружения доказывают своюэффективность на широких хайвэях и автобанах, тогда как рациональность ихприменение на двухполосных дорогах оправдана лишь в особых случаях.
Еще один вопрос - этосама процедура возведения переходов для животных. В США или Европе надпроблемой активно работают ученые и специализированные общественныеорганизации. Они помогают дорожникам понять, в каком месте новое полотно можетпересекать ареал обитания или миграции тех или иных видов. В случае с Украиной,наладить такую коммуникацию весьма проблематично. А строить экодуки наугад неимеет смысла, иначе велик шанс, что их популярность среди представителей фауныбудет близка к нулевой.
С другой стороны, врамках реализации проектов МФО мы обращаем внимание на переходы для животных. Ипри проектировании закладываем, хотя бы в минимальном допустимом объеме,средства на строительство экодуков. Но вот дальше происходит по-разному. Например, несколько раз представители громад обращались к подрядчику либозаказчику с просьбой увеличить габариты таких переходов. Указывая, что целевоеназначение увеличения - проводить похоронные процессии. А это значит, чтосегодня в Украине люди не всегда понимают назначение и функции экодуков,приспосабливая важные для природы сооружения под собственные нужды.
Также стоит отметить, чтоуже сегодня мы говорим о планах крупного строительства магистралей в перспективенескольких лет. В таком случае, возведение экодуков было бы оправдано с цельюзащитить, как водителей, так и животных. Причем, данные меры вполне вписываютсяв концепцию повышения уровня безопасности на украинских автомобильныхдорогах.
- Що чекає українську переробну промисловість та перспективи Кіровоградщини Юлія Мороз 16:10
- Водневі ініціативи в Україні: роль адвокації та GR у розбудові майбутньої енергетики Олексій Гнатенко 12:35
- Ваші гроші, ваше майбутнє: чому важливо перемогти фінансові злочини в державному секторі Акім Кібновський вчора о 21:38
- 60 днів до межі: чому ротація рятує життя і фронт Віктор Плахута вчора о 12:46
- Чого чекати від 15 серпня? Олександр Скнар вчора о 09:03
- Дистанційне управління бізнесом: приховані загрози та мільйонні втрати Артем Ковбель 12.08.2025 23:15
- Небезпечний Uncapped SAFE Note: що це таке і як інвестору не потрапити в пастку Роман Бєлік 12.08.2025 18:30
- Тіньова імперія Telegram: як право і держава приборкують анонімну свободу Дмитро Зенкін 12.08.2025 14:58
- Гра за правилами: чому відповідальність – це основа гемблінг-індустрії Михайло Зборовський 12.08.2025 12:30
- Перемовини США та рф приречені Ігор Шевченко 12.08.2025 12:27
- Зберегти код нації: особистий досвід гуцулки про українську ідентичність за кордоном Наталія Павлючок 12.08.2025 11:22
- Ваш генератор може заробляти Ростислав Никітенко 12.08.2025 10:14
- Базовая военная подготовка в вузах: права студентов и последствия отказа Віра Тарасенко 11.08.2025 22:18
- Порівняння податкових навантажень: Велика Британія vs Кіпр для IT-компаній і фрілансерів Дарина Халатьян 11.08.2025 17:41
- Енергія хорошої пам'яті Євген Магда 11.08.2025 17:20
-
Вкладник намагався відсудити у ПриватБанку 3 млрд євро за депозит 1995 року
Фінанси 24337
-
У "маркетплейсі дронів" DOT-Chain Defence виконали перші замовлення
оновлено Бізнес 7869
-
Гетманцев: Рада не планує ухвалювати закон щодо крипторезерву, НБУ проти
Фінанси 6240
-
Галина Ободець: "Українське походження товару – ще не гарантія успіху на полиці"
Новини компаній 4579
-
Шмигаль терміново зв'язався з главою Rheinmetall після його скарг на бюрократію в Україні
Бізнес 4085