Профессиональная армия в Украине - начало реформ или фальшстарт?
Боюсь, что и на этот раз все будет сделано как-то очень “по-украински” - даже самая хорошая и нужная идея профанируется исходя из текущих интересов действующей власти.
Новогодние праздники принесли Украине неожиданную новость - вновь назначенный министр обороны Павел Лебедев заявил, что уже в 2013 году будет, цитирую: “приостановлен призыв на срочную службу с одновременным переходом к комплектованию армии исключительно по контракту, как это сделано сейчас в ведущих странах мира”.
Вот так, под звон бокалов с шампанским, объявлено о создании профессиональной армии!
С одной стороны - хорошо. Нам действительно нужны высококлассные, подготовленные военные. Тем более, что разговоры об этом велись и при Кучме, и при Тимошенко, и при Януковиче. Казалось бы - наконец-то от слов перешли к делу, но есть сразу несколько казусов, которые бросаются в глаза.
6 декабря, поздравляя военнослужащих с днем Вооруженных сил Украины, Виктор Янукович ничего не говорил о том, что начиная с 2013 года будет приостановлен призыв. Почему столь важное заявление в итоге сделал министр, а не глава государства?
Отметим и то, что о масштабной реформе было объявлено уже после принятия госбюджета. Как можно будет проводить изменения без должного финансирования, учитывая тот факт, что в 2013 году по сравнению с 2012 средства, выделяемые на содержание армии, были урезаны на миллиард гривен?
Да и в целом, понятно, что переход на полностью контрактную армию должен быть поэтапным, но никакого плана действий озвучено не было.
Ранее речь шла о том, что численность Вооруженных Сил будет сокращена с почти 200 до 70 тысяч военнослужащих, и к 2017 году они станут полностью профессиональными. Но даже при этом и эксперты, и сами военные были настроены скептически. В первую очередь потому, что создание такой армии -процесс дорогостоящий, который может позволить себе страна с развитой экономикой или, по крайней мере, не имеющая острых социальных проблем, как Украина.
На сегодняшний день зарплата контрактника в среднем составляет порядка 2 тысяч гривен. Это даже не смешно. Будут ли молодые сильные парни идти служить на таких условиях? Разве что те, кто иначе не может себя реализовать.
А сколько будет зарабатывать военный в новой украинской армии? Ответа на этот самый простой и первоочередной вопрос нет. Равно как неясно, за счет чего будет проводиться модернизация вооружения, перестройка всего армейского механизма и т.д.
Спешку и неподготовленность принятого решения по-видимому следует объяснять экономическими проблемами и тем, что выйти из кризиса при сохранении нынешней политики скоро не получится. Соответственно, “ужиматься” нужно там, где только возможно. Наверное, “профессиональная” армия с зарплатой 2000 гривен для бюджета более подъемна. Но разве это то, о чем мы мечтаем? Разве будет служба в такой армии престижной? Разве мы сможем ею гордиться? Разве можно будет ее сравнивать с армиями ведущих стран, о чем говорит министр?
Боюсь, что и на этот раз все будет сделано как-то очень “по-украински” - даже самая хорошая и нужная идея профанируется исходя из текущих интересов действующей власти.
Плюс в этой истории видится разве что именно в принятии формального решения, которое, надеемся, будет доведено до конца. Пусть оно половинчатое, но все же.
Профессиональная армия Украине нужна, поэтому движение в этом направлении лучше, чем постоянное топтание на месте. Другой вопрос, что таким же профессиональным и четким должен быть процесс ее создания.
- Лідерство розгортання: коли стратегія виходить за межі кабінету Жанна Кудрицька вчора о 19:06
- Як навчитися ухвалювати рішення на перемовинах? Розглядаємо на прикладі покеру Владислав Пʼявка вчора о 14:57
- Встигнути до штормів: чи готові інвестори до українських податкових гірок? Сергій Дзіс вчора о 10:40
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека Ігор Шевцов вчора о 08:54
- "Справедливість" судді Канигіної Лариса Гольник 12.05.2025 18:43
- Нові правила для енергонакопичувачів: як зміняться контракти через кіберризики з 2025 Ростислав Никітенко 12.05.2025 15:01
- Як довести вину стоматолога у суді: практика відшкодування шкоди за неякісне лікування Артур Кір’яков 12.05.2025 13:59
- Форензик як інструмент захисту, діагностики та зростання бізнесу в умовах ризиків Артем Ковбель 12.05.2025 03:29
- Вбивчі цифри: як звички й випадки скорочують життя Христина Кухарук 11.05.2025 13:54
- Відповідальна особа з питань захисту персональних даних: новий гравець у структурі бізнесу Анастасія Полтавцева 10.05.2025 14:43
- Як зруйнувати країну Андрій Павловський 10.05.2025 14:34
- Інтелектуальна власність як актив бізнесу Сергій Пагер 10.05.2025 14:21
- Стейкхолдери – основний локомотив сучасної якісної освіти Сергій Пєтков 09.05.2025 10:49
- "Спорт внє палітікі?". Як би ж то! Країна-агресор хоче повернутися у міжнародний спорт Володимир Горковенко 09.05.2025 10:10
- Землі заказника "Лівобережний" у Дніпрі: історія зміни статусу та забудови Павло Васильєв 08.05.2025 22:23
- Як зруйнувати країну 368
- Вбивчі цифри: як звички й випадки скорочують життя 213
- Безбар’єрність у лікарнях: чому доступ до медичних послуг виходить за межі пандусів 155
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека 130
- Кабальні "угоди Яресько" блокують економічне відновлення України 118
-
Угорщина готується до війни? Що стоїть за "шпигунами Орбана" на Закарпатті
39070
-
Експерти з психіатрії назвали п’ять речей, які ніколи не роблять щасливі пари в стосунках
Життя 13044
-
"ЗСУ знищили російську армію. Путін будував її 10 років", – генерал армії США Дуґлас Лют
12259
-
Підготовка піхотинців: державна некомпетентність і приватна ініціатива
Думка 12069
-
На стамбульській розтяжці – як Путін нарешті змушений зіткнутися з реальністю
Думка 11941