Стоит ли вкладывать деньги в Украинский бизнес?
Это самый актуальный вопрос последней недели, и он требует развернутого ответа.
Это самый актуальный вопрос последней недели, и он требует развернутого ответа. Для начала стоит обратить внимание на тех людей, которые мне его адресуют. Это не иностранные инвесторы, и даже не местные олигархи, которые ответ для себя уже нашли, а самые что ни на есть местные предприниматели средней руки. На секунду мне даже показалось, что за этим вопросом прячется другой. Думаю, что они спрашивают совсем не о том, куда им деть свои доходы, а о том, будет ли кто-то спасать их бизнес, и существует ли такая вероятность в принципе. Если бы мне задали этот второй вопрос, то я конечно бы ответил, что никто вас и ваши компании спасать не будет. Вы взрослые люди, которые взяли на себя ответственность перед сотрудниками, клиентами, и в первую очередь перед самими собой. Вы сами решаете, что и как будет происходить с вашей компанией, а если сидеть и уповать на явление какого-то сказочного иностранного инвестора, то ваш бизнес нужно сворачивать прямо сейчас.
Я бы сказал именно так, если бы так был сформулирован вопрос, но меня настойчиво спрашивают о целесообразности инвестирования в украинский бизнес, а раз так, то мне приходится проводить банальный ликбез.
У любой инвестиции есть всего два основных параметра – это доходность и риски. Ничего нового ещё человечество не придумало. Также существует закономерность, которая вместе с ростом доходности увеличивает риски. К сожалению, обратной закономерности нет. Это значит, что если риски возрастают, они не обязательно поднимают потенциальную доходность. Сегодня в Украине выросли только риски, а средняя доходность осталась прежней, или даже снизилась. Это простая логика, которая говорит о том, что инвестиционная привлекательность Украины падает, и будет падать ещё какое-то время.
Теперь, когда с простой логикой разобрались, можно немного углубиться в тему, и оценить местные рынки с точки зрения инвестора. Спад экономики обнажил не только наши недостатки, но и приятно удивил. Во-первых, у нас в стране оказалось достаточно сильное производство продуктов питания. Если посмотреть на полки магазинов, и конкретно на цены мясных, молочных и других сельхоз продуктов, то мы увидим, что они растут значительно медленнее, чем падает национальная валюта. Это говорит о том, что у нас своё, стабильное сельхоз производство. Аналогичная ситуация в России, вызвала моментальный скачек цен, а украинские производители, могут себе позволить не делать резких движений. Это сигнал для инвесторов. Хороший сигнал, который говорит о стабильности в отрасли. Во-вторых, с кризисом активизировались сотни компаний разработчиков программного обеспечения, и веб-проектов. Они мобильны, изворотливы, и к началу 2015-го года успели подготовить и вывести на рынок множество новых проектов. Эти проекты каждый в отдельности, представляют собой работающую бизнес-модель, которая уже так, или иначе функционирует. Все эти проекты ориентированы на привлечение западных инвесторов, а многие даже ориентированы на англоязычного пользователя. Это достижение совсем другого плана, это попытка нового поколения предпринимателей решить проблему местного кризиса самостоятельно.
Вот на что будет смотреть реальный иностранный инвестор, а нам, оказывается, есть что показать. К сожалению, ни один, ни второй пример – не достижение государственной политики, а проявление живого рынка, и заслуга каждого конкретного менеджера, или предпринимателя.
В результате рассуждений, мы видим два типа украинского бизнеса. Первый – пассивный ожидающий, обреченный на смерть, и второй – мобильный, стабильный, работающий, и готовый к новым свершениям. Так вот, к первым никогда не придет никакой инвестор, а вторых, в случае сохранения темпов, и напора, ожидает неминуемый успех.
- Стягнення шкоди з закладу освіти та батьків внаслідок пошкодження ока дитині Артур Кір’яков 13:11
- СЗЧ – вихід з ситуації є Сергій Пєтков 10:18
- Декілька ФОП: оптимізація податків чи дроблення бізнесу? Сергій Пагер 09:07
- Захист дітей від насильства: як працює модель Барнахус в Україні та Польщі Галина Скіпальська вчора о 17:02
- ПРРО як шлях до детенізації бізнесу та збільшення надхожень у бюджет Андрій Сухов вчора о 11:59
- Cпеціальні військові операції – міжнародна політика кремля Сергій Пєтков вчора о 10:18
- 100 днів, які не повернули мир в Україну Дмитро Пульмановський вчора о 10:15
- За фасадом новобудови: як виявити ризики перед купівлею Юрій Бабенко 22.04.2025 15:32
- Як енергетичні компанії оптимізують КІК: досвід ЄС та українські реалії Ростислав Никітенко 22.04.2025 11:46
- 4 помилки, які заважають власнику бізнесу побудувати сильну компанію Олександр Висоцький 22.04.2025 10:27
- Где покупать жилую недвижимость и какую? Володимир Стус 21.04.2025 23:53
- ТЦК – треш, хайп, фейк або соціальна допомога військовим та їх сім’ям Сергій Пєтков 21.04.2025 19:52
- Китай закручує "рідкоземельну гайку". Як Україні скористатися своїм шансом? Ксенія Оринчак 21.04.2025 16:53
- Компенсація 1,5 млн грн моральної шкоди з рф на користь киянина за "повітряні тривоги" Світлана Приймак 21.04.2025 10:20
- Розпоряджання землею під час війни: поради юриста Сергій Пагер 21.04.2025 08:57
- Як комплаєнс допомагає громадським організаціям зміцнити довіру та уникнути ризиків 234
- Модель нової індустріалізації України 184
- Омріяна Перемога: яким українці бачать закінчення війни? 149
- Стажування і підвищення кваліфікації: сенси та підходи 138
- Ілюзія захисту: чим загрожують несертифіковані мотошоломи 125
-
Казахстан заявив, що видобуватиме стільки нафти, скільки потрібно йому, а не ОПЕК
Бізнес 17639
-
"Я приніс вам мир". Чому зірвались мирні переговори у Лондоні і що далі – сценарії
13255
-
"Останній інгредієнт отруйного коктейлю". У Швейцарії стривожені різким зростанням франка
Фінанси 12691
-
Держборг України у 2025 році вперше перевищить "психологічну" позначку 100% – МВФ
Фінанси 5919
-
У юристки Панаіотіді пройшов обшук. ЇЇ чоловік Коболєв каже, що вилучили телефони й компʼютер
Бізнес 5124