4 главных причины, почему сервисной айти компании нужны собственные продукты
Чем так привлекает айти-предпринимателей запуск собственных продуктовых проектов и зачем их создавать.
Так исторически сложилось, что долгое время айти-ландшафт Украины состоял преимущественно из сервисного бизнеса. Множество компаний по всей Украине, от мала до велика, предоставляли услуги по аутсорсингу разработки программного обеспечения или аутстаффинга команд.
Достаточно долго это считалось вполне успешной с точки зрения маржинальности бизнес-моделью, так как украинские команды, как правило, обходились относительно выгодно иностранным заказчикам, при этом обладая высоким уровнем компетенции, хорошей работоспособностью и уровнем английского. Почему же тогда айти- и бизнес-сообщества радуются смещению баланса в сторону разработки собственных продуктов? Чем так привлекает айти-предпринимателей запуск собственных продуктовых проектов и уход от сервисного направления? Да и зачем вообще разрабатывать свои продукты, имея хороший доход от клиентов на аутсорсинг? Давайте разбираться.
Создать - не значит владеть
Главный недостаток сервисного бизнеса в том, что все плоды интеллектуального труда и разработки компании принадлежат заказчику, а не сервис-провайдеру. Даже если ваша команда сделала неоценимый вклад в качество или функциональность продукта клиента, в его привлекательность для целевой аудитории, то вы чаще всего об этом даже не узнаете. В любом случае, это никак не отразится на ваших доходах. Более того, в 90% случаев вы даже не сможете похвастаться крутым реализованным продуктом в своем портфолио, так как большинство аутсорс-проектов сопровождаются строжайшими требованиями о неразглашении.
А что в активе?
Главный ресурс и актив сервисных компаний - это конечно же люди, с их компетенциями, опытом и навыками. Представим ситуацию, когда у такой компании по какой-то причине одномоментно закончатся все контракты и не будет новых. Команда разойдется в поисках проектов, унося с собой весь накопленный опыт и знания. Что останется в сухом остатке у ее владельца? Думаю, ответ понятен. В случае же с продуктовой компанией, даже если все уйдут, продукт останется. А его можно либо продать другой компании, либо продолжать получать выручку (в SaaS моделях), либо перезапустить и т.д. Так или иначе, то,что создано компанией, не уходит вместе с клиентами или командой.
Свобода действий
Создание собственного продукта дает компании возможность полной свободы действий. Можно самостоятельно выбирать, какой продукт и для кого делать, какие “фичи” внедрять и в какой последовательности, даже при помощи каких технологий реализовывать решение. Конечно, такая свобода стоит дорого, так как и ответственность за успех продукта и команды лежит полностью на основателе и зависит от правильности его решений. Но, согласитесь, что такая свобода выбора мотивирует и рождает креативные решения.
Масштабирование
Для того, чтобы сервисная компания могла расти и наращивать выручку, ей нужно не только больше клиентов, но и больше проданных человеко-часов, а значит больше и больше людей. С продуктом ситуация отчасти схожа, так как для его постоянного развития и поддержки тоже нужна команда. Однако, если в аутсорсинге значительный рост выручки невозможен без увеличения количества людей, то в продуктовом бизнесе эта зависимость не так прямопропорциональна, а скачок продаж реален и без равноценного роста команды.
Что означает в том числе и разные возможности по маржинальности проекта.
Подведем итоги
Бизнес по созданию собственного программного продукта очень отличается от сервисного, в первую очередь уровнем ответственности. Однако, на мой взгляд, именно такой путь может привести компанию к мультиплицированной выручке в долгосрочной перспективе.
- Що чекає українську переробну промисловість та перспективи Кіровоградщини Юлія Мороз вчора о 16:10
- Водневі ініціативи в Україні: роль адвокації та GR у розбудові майбутньої енергетики Олексій Гнатенко вчора о 12:35
- Ваші гроші, ваше майбутнє: чому важливо перемогти фінансові злочини в державному секторі Акім Кібновський 13.08.2025 21:38
- 60 днів до межі: чому ротація рятує життя і фронт Віктор Плахута 13.08.2025 12:46
- Чого чекати від 15 серпня? Олександр Скнар 13.08.2025 09:03
- Дистанційне управління бізнесом: приховані загрози та мільйонні втрати Артем Ковбель 12.08.2025 23:15
- Небезпечний Uncapped SAFE Note: що це таке і як інвестору не потрапити в пастку Роман Бєлік 12.08.2025 18:30
- Тіньова імперія Telegram: як право і держава приборкують анонімну свободу Дмитро Зенкін 12.08.2025 14:58
- Гра за правилами: чому відповідальність – це основа гемблінг-індустрії Михайло Зборовський 12.08.2025 12:30
- Перемовини США та рф приречені Ігор Шевченко 12.08.2025 12:27
- Зберегти код нації: особистий досвід гуцулки про українську ідентичність за кордоном Наталія Павлючок 12.08.2025 11:22
- Ваш генератор може заробляти Ростислав Никітенко 12.08.2025 10:14
- Базовая военная подготовка в вузах: права студентов и последствия отказа Віра Тарасенко 11.08.2025 22:18
- Порівняння податкових навантажень: Велика Британія vs Кіпр для IT-компаній і фрілансерів Дарина Халатьян 11.08.2025 17:41
- Енергія хорошої пам'яті Євген Магда 11.08.2025 17:20
-
Вкладник намагався відсудити у ПриватБанку 3 млрд євро за депозит 1995 року
Фінанси 26169
-
У "маркетплейсі дронів" DOT-Chain Defence виконали перші замовлення
оновлено Бізнес 7895
-
Гетманцев: Рада не планує ухвалювати закон щодо крипторезерву, НБУ проти
Фінанси 6266
-
Галина Ободець: "Українське походження товару – ще не гарантія успіху на полиці"
Новини компаній 4584
-
Шмигаль терміново зв'язався з главою Rheinmetall після його скарг на бюрократію в Україні
Бізнес 4241