Транши МВФ: какие обязательства возникают у Украины из-за финансовой помощи фонда
Про страх возврата кредитных средств, которые взяла Украина у МВФ, знают все. Сейчас на счету уже одиннадцатая программа финансирования.
Про страх возврата кредитных средств, которые взяла Украина у МВФ, знают все, а рецепты решения проблемы предлагает каждый таксист. Несмотря на объем долгов, наша страна не меняет стратегию. Мы и дальше принимаем транши от МВФ, не планируя стратегию развития с планом отказа от макрофинансовой помощи. Сейчас на счету уже одиннадцатая программа финансирования.
Мысли для этого блога у меня появились на фоне новости о начале работы онлайн-миссии МВФ в Украине по пересмотру программы stand-by и выдачи нового транша. Миссия стартовала в сентябре 2021 года и продолжает линию разговора Международного валютного фонда и Украины о независимости НБУ, судебной реформе, борьбе с коррупцией. Данная миссия необходима для проверки выполненных обязательств Украины перед МВФ в рамках программы финансирования.
Вернемся немного назад. Наша страна стала членом МВФ в 1992 году и начала сотрудничество в 1994-м. С того времени мы “одалживаем” деньги у фонда. Был момент, когда нашим кредитором стала Россия, но после произошла Революция Достоинства и мы вернулись к привычному сотрудничеству. За всю историю Украина работала с МВФ в двух форматах — Stand-by Arrangements (SBA) и Extended Fund Facility (EFF). Разница в том, что SBA направлена на решения краткосрочных проблем платежного баланса, а EFF — долгосрочных. Соответственно, финансирование по программе Extended Fund Facility подразумевает большие суммы, а именно 200-600% национальной квоты. Украинская квота в МВФ — $1,95 млрд. 600% — это $11,7 млрд.
В мае 2020 года стартовала одиннадцатая программа финансирования stand-by. Переход к краткосрочному финансированию случился из-за пандемии и пересмотра программ в МВФ. Длительность одиннадцатой программы — 18 месяцев, а общий объем — $5 млрд. После выделения первого транша ($2.1 млрд) было запланировано 4 пересмотра программы и выделение еще нескольких траншей. К сожалению, обусловленный график был нарушен, а финансирование приостановлено из-за невыполнения Украиной ряда обязательств. И вот с сентября 2021-го стартовал очередной пересмотр программы, который очень важен для Украины. Сейчас нам нужны резервные средства, ведь в 2021 был пиком по выплате долговых обязательств.
Для прохождения проверки МВФ нам необходимо было принять закон, который введет уголовную ответственность чиновников за ложь в декларациях, а также внести изменения в законы о НАБУ и Нацбанке, которые должны усилить их независимость, принять закон о Высшем совете правосудия и предоставлении гарантий МВФ о невмешательстве государства в работу НАБУ и САП. Среди указанных пунктов есть урегулированные. В частности, был принят закон № 1576-IX, который вводит уголовную ответственность за ложь в декларациях. Верховная Рада также приняла в первом чтении три законопроекта, которые касаются работы НБУ. Они были необходимы для исполнения Меморандума с Международным валютным фондом. В августе был принят закон о Высшем совете правосудия. В общем, провели масштабную работу по подготовке к новой проверке от МВФ. Возможно, это поможет нам получить очередной внешний кредит.
Стоит отметить, что предыдущая десятая программа финансирования проводилась в формате Extended Fund Facility. То есть была направлена на долгосрочное решение проблем платежного баланса и, соответственно, имела больший бюджет. Переход к макрофинансовой помощи — это шаг назад для Украины. Я считаю, что решение вернуться к Stand-by было связано не только с пандемией, но и с недоверием МВФ к Украине. Транш за траншем отправлялись в страну, но обратной связи не наблюдалось. Короткострочная программа позволяет нам латать дыры — закрывать точечные проблемы. Украине необходимо вернуться к EFF, чтобы играть вдолгую и заниматься развитием на перспективу. Возможно, именно этот пересмотр — наш шанс.
- Євроінтеграція та реальність: діяти негайно Юрій Щуклін 14:20
- Як підтримати переселенців і зберегти людський ресурс України Нісар Ахмад 13:33
- Ключові інструменти, які допоможуть виграти найскладніші перемовини: поради підприємцям Владислав Пʼявка 10:46
- Харасмент у школах: чому мовчати небезпечно і як створити безпечне середовище для дітей Олександра Нікітіна 10:40
- З чого почати масштабування і систематизацію бізнесу Олександр Висоцький 10:29
- Як зменшити пори на обличчі? Вікторія Жоль 10:21
- Чи варто боятися фінмоніторингу? Сергій Пагер 08:40
- Що означає бути громадянином? Дмитро Зенкін вчора о 09:44
- Дві нові "гарячі точки" в Азійському регіоні Георгій Тука вчора о 07:54
- Європейський вибір України: Як суспільство звільняється від пострадянського минулого Штефан Сабау 26.04.2025 23:00
- Дзеркальні кроки – основа переговорного процесу Сергій Пєтков 26.04.2025 07:28
- Післяплата через Нову пошту та NovaPay: чи потрібен фіскальний чек? Арсен Маринушкін 26.04.2025 00:43
- ТЦК проти позову: розбираю відзив на позов, коментую, відповіді Павло Васильєв 25.04.2025 21:39
- Очікування vs реальність: правда про старт кар’єри в IT Сергій Немчинський 25.04.2025 10:36
- З чого починати описувати бізнес-процеси? Жанна Кудрицька 24.04.2025 23:46
- ТЦК проти позову: розбираю відзив на позов, коментую, відповіді 463
- Захист дітей від насильства: як працює модель Барнахус в Україні та Польщі 129
- ТЦК – треш, хайп, фейк або соціальна допомога військовим та їх сім’ям 112
- Китай закручує "рідкоземельну гайку". Як Україні скористатися своїм шансом? 101
- За фасадом новобудови: як виявити ризики перед купівлею 100
-
Чому тепер Зеленський має козирі у переговорах, а у Трампа карти такі собі
Думка 10347
-
Зрадник Сальдо отримав підозру за заволодіння Херсонською нафтоперевалкою
Бізнес 8763
-
Скільки коштує стати блогером у 2025: реальні історії інфлюенсерок про старт, витрати та заробіток
Життя 4325
-
"Життя після 100 — не виняток, а нова норма": як тренд довголіття змінює наш підхід до краси
Життя 3759
-
Парад перемоги над здоровим глуздом – Путін оголосить про "звільнення" Курщини 9 травня
Думка 3715