«Pecunia non olet»
«Деньги не пахнут» (pecunia non olet), именно так император Веспасиан ответил своему сыну Титу в ответ на жалобы последнего на якобы, неблагородное происхождение заработков государственной казны. Это, пожалуй, одна из самых известных фраз, сказанных Веспас
«Деньги не пахнут» (pecunia non olet), именно так император Веспасиан ответил своему сыну Титу в ответ на жалобы последнего на якобы, неблагородное происхождение заработков государственной казны. Это, пожалуй, одна из самых известных фраз, сказанных Веспасианом, и, фраз, сказанных о налогах в том числе.
Какова предыстория этой фразы и как это связано с налогами, мы поговорим ниже. Начнем наш рассказ, немного раньше, а именно со времен императора Нерона.
Как Вы думаете, как римляне использовали обыкновенную человеческую мочу? Не поверите, но её использование было очень и очень разносторонним. Мочой с пемзой чистили зубы для достижения отбеливающего эффекта, отбеливали ткани, стирали одежды, красили кожи. За уриной, в прямом смысле слова охотились текстильные мануфактуры, прачечные, косметические лавки. Какого вам? Спрос, стало был и был немалым. А если есть спрос – должно быть предложение. И оно также было J ). Мочу собирали возле в писсуарах, которыми был богат Рим. В отличие от сегодняшних «отхожих мест», писсуары Рима тогда отличались одним свойством, а именно, люди приходили туда пообщаться, узнать новости, просто показать себя. Соответственно, «пропускная способность» таких заведений была существенной. Посещение таких заведений было уделом только состоятельных и известных граждан, так как, вход-то был платным. История, также рассказывает, что общественные прачечные с целью добыть ценный продукт для стирки с наименьшими потерями специально расставляли глиняные кувшины для всех желающих и это было абсолютно бесплатно.
Заприметив золотую жилу Нерон, известный своими эксцентричными поступками, решает пополнить казну на этом. А именно, вводит налог, более известный, как туалетный налог (vectigal urinae ) или налог на мочу. Плательщиками данного налога были покупатели урины. Они централизовано закупали ее в римских туалетах с дальнейшей переработкой и перепродажей. Именно поэтому, после введения этого налога моча становится выгодным товаром, который с охотой принимают сборщики. Нет денег заплатить за платный туалет – неси с собой и сдай! Лихорадка может быть не только «золотая».
К слову, нужно сказать, что в то время наиболее ценной считалась урина с Португалии, за которую давали максимальную цену именно за ее уникальную способность идеально отбеливать зубы…(!)
Техника взимания была проста, мытарь располагался недалеко от общественных мест и вел учет покупки и продажи, а также, физически взымал налог. Покупатели урины, естественно, взвыли от несправедливого решения императора. Отбеливать зубы стало дорогим удовольствием!
Со смертью Нерона, vectigal urinae предают на некоторое время забвению. Однако, уже в 70 году император Веспасиан вновь дает жизнь «налогу на мочу» J. Известный своей жесткой позицией в части государственных финансов, Веспасиан преследует одну цель – восстановить империю после гражданской войны и наполнить пустую государственную казну. И это ему удается во многом, благодаря налогу на мочу. Именно Веспасиан становится отцом-основателем Римских общественных туалетов и в 74 году появляется первый из них. Каждый желающий может бесплатно (!) справить нужду, поговорить, узнать свежие новости. В благодарность за это, римляне сразу же дали им четкое название – «веспасианы». Однако не все благодарили Веспасиана за новшества. Для собирателей и переработчиков урины, для прачечных, текстильных и кожевенных производств это стало источником дополнительных расходов.
Возможно, лучшим доказательством эффективности такой государственной политики является самый известный памятник Рима - Колизей, который был построен во время 10-летнего правления Веспасиана и на деньги «vectigal urinae».
Имя императора по-прежнему связано с публичными писсуарами во Франции (веспасиенны), Италии (веспасиани) и Румынии (веспасиене).
Каждый правитель вписывает свое имя в историю по-разному, одни поджигают Рим – другие вводят новые налоги и строят Колизей. «Pecunia non olet».
- От трансфера технологий к инновационному инжинирингу. Вільям Задорський 21:33
- Начинается фаза глобального разгона инфляции и масштабных валютных войн Володимир Стус 18:53
- Омріяна Перемога: яким українці бачать закінчення війни? Дмитро Пульмановський 18:12
- Баланс між обставинами злочину та розміром застави Богдан Глядик 17:09
- Люди в центрі змін: як Франковий університет створює сучасне академічне середовище Віталій Кухарський 16:32
- Інноваційні виклики та турбулентність операційної моделі "Укрзалізниці" в агрологістиці Юрій Щуклін 14:16
- Тіньова пластична хірургія в Україні: чому це небезпечно і як врегулювати ринок Дмитро Березовський 11:30
- Модель нової індустріалізації України Денис Корольов вчора о 20:15
- Історія з "хеппі ендом" або як вдалося зберегти ветеранський бізнес на київському вокзалі Галина Янченко вчора о 16:18
- Ілюзія захисту: чим загрожують несертифіковані мотошоломи Оксана Левицька вчора о 15:23
- Як комплаєнс допомагає громадським організаціям зміцнити довіру та уникнути ризиків Акім Кібновський вчора о 15:17
- Топ криптофрендлі юрисдикцій: де найкраще розвивати криптобізнес? Дарина Халатьян вчора о 14:18
- Червоні прапорці контрагентів у бізнесі Сергій Пагер вчора о 08:44
- Ринок праці України: виклики та тренди 2025 року Ілля Літун 16.04.2025 19:23
- Терези Феміди: статистика виправдувальних вироків в Україні – симптом чи вирок системі? Олександр Крайз 16.04.2025 17:10
-
Оприлюднено текст меморандуму щодо угоди про копалини
Фінанси 13218
-
Потужність Rheinmetall в Україні значно перевищить заплановані 150 000 снарядів на рік
Бізнес 11372
-
FT: Raiffeisen призупинив продаж російської "дочки" через зближення США та РФ
Фінанси 5124
-
"Червоні двері, жовті двері": небезпечна гра серед підлітків чи черговий тренд із TikTok
Життя 4184
-
Сто днів на відповідь: став остаточно зрозумілим дедлайн Трампа для Путіна
Думка 3988