Станет ли новый закон о закупках драйвером украинской оборонки?
Поможет ли принятие законопроекта "Об оборонных закупках" навести порядок в этой закрытой и проблемной сфере, процессы которой скрыты от общественности государственной тайной?
Рада проголосовала в первом чтении Закон Украины «Об оборонных закупках». По мнению его разработчиков, принятие законопроекта обеспечит эффективную и прозрачную закупку товаров, работ и услуг оборонного назначения, создаст конкурентную среду и предотвратит коррупцию в этой сфере, а также даст развиваться добросовестной конкуренции и обеспечит эффективное, прозрачное планирование, контроль за оборонными закупками… Также Закон предусматривает «гармонизацию законодательства» Украины в сфере оборонных закупок с директивами ЕС. Удивительно, что принятием чрезвычайно нужного в наших реалиях закона парламентарии озаботились не в 2014 г., а лишь в конце 2019 года. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
В последнем рейтинге-2018 Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) по показателям экспорта оружия в период с 2014 по 2018 годы Украина заняла 11 место в мире. При этом исследователи констатируют: по сравнению с 2009-2013 годами наш мировой оружейный экспорт упал с 2,7 % до 1,3%. Еще в 2015 г. мы имели общемировую долю в 3%. Не секрет, что долгое время Украина обеспечивала себе высокие места, распродавая, а затем обслуживая, советское «наследие». И это многих устраивало: можно было не беспокоиться о новых разработках, а просто распечатывать очередные склады. А количество поставленной еще во времена СССР странам Азии и Африки военной техники позволяло не очень-то беспокоиться о будущих заказах – обслуживать такую технику мы умели.
Окончательное понимание того, что оружие пора модернизировать (а лучше менять на новые современные образцы!) пришло после начала боевых действий на востоке страны. Что касается экспортного потенциала, то и тут стало очевидно: старые запасы не бесконечны, любая техника имеет свой ресурс, а нынешних покупателей вряд ли устроят оружейные образцы 70-80 годов прошлого века. Но на модернизацию, разработку и запуск в серию требуются миллиарды долларов. А помимо ограниченных ресурсов, в последние годы проблемой стало отсутствие комплектующих, ведь с советских времен украинский ОПК был «заточен» на самую тесную кооперацию с российскими предприятиями.
Поэтому закон «Об оборонных закупках» ждали многие и ждали давно. Его можно рассматривать, как серьезную попытку структурировать процессы в области закупок вооружений. Например, вводятся такие безусловно нужные вещи, как электронный реестр исполнителей государственных контрактов, трехлетний план закупок товаров, работ и услуг оборонного назначения и сводный годовой план по закрытым процедурам и многое другое.
При этом отечественные производители вооружений ждут (и вполне обоснованно), что закон не только пропишет новые правила игры, но и будет учитывать интересы, прежде всего, отечественных производителей. И подобный лоббизм - необходимость. Очевидно, что даже «Укрборонопром» с сотней предприятий сегодня не может составить конкуренцию западным производителям. Уж слишком разные весовые категории.
В законе достаточно осторожно попытались «дать фору» своим. Например, вводится понятие «локализации производства» - выполнение работ на территории Украины, где 90% персонала наши граждане. При этом локализация производства является одним из критериев (хотя и не основным) при оценке участников во время закупок. Предусмотрено заключение компенсационных (офсетных) договоров, что позволяет выставлять условия зарубежному исполнителю – например, предоставление инвестиций или размещение производства в нашей стране. Этот механизм существовал и ранее, но эффективно его так никто и не начал использовать. Хотя эта модель работает во всем мире. Она позволяет при ограниченном бюджете закупать современную технику и привлекать иностранные инвестиции. Один из ярких примеров – контракт на $ 3,5 млрд на поставку в Польшу американских самолетов F‑16, который был выигран корпорацией Lockheed Martin. Льготное кредитование от правительства США и офсетный пакет, который в 1,7 раза превышает сумму контракта, стали решающими при выборе поставщика.
Но с другой стороны в ст.11 «Закупка товаров, работ и услуг оборонного назначения по импорту» сказано, что в случаях когда отечественный производитель не имеет возможности поставить товар, услугу или выполнить работы или же стоимость вышеперечисленного у зарубежного производителя ниже, чем у нашего, то заказчик имеет право «осуществить такую закупку у международной специализированной организации, ее представительства и/или аффилированного лица, осуществляющих закупки товаров, работ и услуг оборонного назначения».
С одной стороны, вроде бы вполне логично и конкурентно, но неужели никто и никогда не слышал о победителях многомиллионных тендеров, предлагавших товары/услуги, которые были привлекательнее всего на несколько десятков тысяч гривень, чем у конкурента. А у зарубежных производителей, при их миллиардных оборотах, есть возможность демпинговать, чего не может себе позволить производитель отечественный. Поэтому если ориентироваться исключительно на цену, как на основной показатель, то можно ожидать того, конкурентное поле будет зачищено от представителей отечественного ОПК в течение 5-6 лет. По-видимому, в законе следует выписать более четкие правила игры, которые с одной стороны будут сохранять конкуренцию, а с другой – не позволят загнать в угол наших оружейников.
- Увольнение с военной службы, родители - инвалиды Віра Тарасенко вчора о 20:04
- Інноваційна стійкість – запорука розвитку під час кризи Єгор Осадчук 31.01.2025 20:39
- Як штучний інтелект і дата-центри стимулюють глобальний попит на мідь Ксенія Оринчак 31.01.2025 10:37
- Спільна власність та спадкування: мрії та реальність у лабіринті правових зв'язків Світлана Приймак 31.01.2025 10:09
- Інтернет-реклама, що уникає бана. Але так буде не завжди Богдан Кашаник 30.01.2025 15:24
- Тренди українського фінтеху 2025: адаптація до викликів і нові можливості Сергій Сінченко 30.01.2025 15:08
- Як обрати правильного партнера для співпраці в рамках моделі Build-Operate-Transfer (BOT) Ніна Гузей 30.01.2025 14:21
- Освіта майбутнього: які революційні зміни потрібні Україні? Любов Шпак 30.01.2025 13:21
- Чому ми знаємо багато, але не діємо? Катерина Мілютенко 29.01.2025 22:23
- Економічні бульбашки: причини виникнення, характеристика та основні цикли Юрій Асадчев 29.01.2025 15:43
- "Нові" гарантії для бізнесу: чи зупинять вони безпідставні кримінальні провадження? Богдан Глядик 29.01.2025 15:16
- Українська міграція до Польщі: виклики, можливості та наслідки Сильвія Красонь-Копаніаж 29.01.2025 14:41
- Найбільший банк Нідерландів ING Group залишає росію після більш ніж 30-річної присутності Володимир Горковенко 29.01.2025 12:26
- Діти під прицілом Богдан Кашаник 28.01.2025 23:01
- Точний прогноз, що змінює все Наталія Качан 28.01.2025 21:10
- Точний прогноз, що змінює все 101
- Українська міграція до Польщі: виклики, можливості та наслідки 81
- Скасування Господарського кодексу України: необхідність чи передчасність? 80
- Модна усмішка: Як сучасна ортодонтія змінює стандарти краси 74
- Встановлення опіки над майном зниклої безвісти особи: що змінилося? 74
-
Тюрма за допомогу? Хто і чому блокує підтримку України в ЄС – перелік країн
2340
-
В Україні не вистачає сховищ для 1 млн тонн картоплі, це дестабілізує ринок
Бізнес 2066
-
Бізнес-тиждень: Ахметов завезе кокс зі США, Київстар купує таксі, де мобілізованим платять більше
Бізнес 1648
-
Тисяча і одна проблема. Як амбітний проєкт міста Неом опинився на межі закриття
Технології 1624
-
Молдовагаз замінила Газпром у Придністров'ї: першу партію газу вже доставили
Бізнес 1279