Риски законопроекта про налоговую амнистию
Процедурно все просто, но есть несколько существенных рисков.
Про процедуру
Здесь все просто – декларант указывает актив, проводит самостоятельную оценку и вычисляет сумму по уплате налога. В этой самостоятельности уже заложены риски: данные не будут считаться поданными, если контролирующий орган посчитает, что стоимость актива занижена или завышена (нельзя исключать и завышение стоимости актива, например, с целью создать задел на будущее, используя привлекательную ставку в 5%.)
Первый субъективный момент, который может поставить всю амнистию под сомнение, - правила, по которым будет проводиться проверка справедливой стоимости задекларированных объектов. Разрешено декларировать по стоимости приобретения. Но, например, в прошлом акции куплены за тысячу евро, а компания на данный момент имеет нераспределенную прибыль в 10 тысяч евро. Если в такой ситуации указать стоимость актива тысячу евро, то велика вероятность, что налоговая сумеет доказать, что поданы неправдивые данные оценки. Также есть риск попасть под действие законов связанных с КИК (контролируемые иностранные компании), а если указать 10 тысяч евро, то будет ли эта стоимость считаться стоимостью приобретения для последующего налогообложения при продаже этих акций тоже не ясно. Может так получиться, что то, что видится как амнистия, на самом деле окажется приглашением на казнь.
Про риски вложений в ОВГЗ
Риски использования возможности оплаты налоговых обязательств по скрытым доходам (активам) со ставкой 2,5% через покупку за счет таких активов облигаций внутреннего государственного займа минимальны.
Гособлигации – безопасный способ вложения средств, а дальше нужно оценивать риски каждой страны в отдельности. Существуют специальные рейтинги, позволяющие это сравнение из простого «верю-не-верю» привести к измеримым и сопоставимым данным. Если рейтинг Украины «В» с позитивным прогнозом, то это говорит о том, что, украинские ОВГЗ - это спекулятивные бумаги, аналогичные обязательствам таких стран как Белоруссия, Шри-Ланка, Лесото, Бенин и Эфиопия, например. А вот уже инвестировать или нет, это решение индивидуальное, определяемое готовностью принимать риски. Но стоит отметить, что владеть суверенными облигациями Украины безопаснее, чем иметь счета в отечественном банке.
Про сроки
Короткие сроки, отведенные на декларирование и проверку деклараций, в обоих случаях около трех месяцев, говорят о спешке новой власти.
У страны, президента и правительства нет времени. Международный обмен финансовой информацией в лучшем случае состоится в сентябре 2021 году по данным за 2020 год. То есть, Украине надо ждать еще два года до получения информации, а потом еще полгода с ней разбираться. Поэтому налоговая амнистия – это единственный шанс получить информацию на полтора года раньше, когда украинцы добровольно дадут данные о своих контрагентах, собственности, где они бенефициары или владельцы активов. Все это одновременно с имплементацией Плана действий BEPS, например такого как КИК, позволит получить налоговый эффект уже в следующем году.
Кроме спешки, такие ограниченные периоды ряду потенциальных декларантов не позволяют провести честную и справедливую оценку актива. Если ты декларируешь, например, кипрское предприятие, узнать его справедливую стоимость невозможно до августа 2020 года. Потому что финансовая отчетность за 2019 году будет только к этому времени, а пока нет отчетности невозможно подать достоверные сведения. Наиболее безопасно решить эту проблему можно используя инвестиционные фонды, так как порядок определения стоимости акций инвестиционного фонда четко регламентирован и не позволит двояко трактовать этот показатель.
Про налогового агента
Амнистия не распространяется на налоговых агентов. И в этом проблема. Включение в амнистию пункта, указывающего, что налоговая амнистия не распространяется на налогового агента, вызывает подозрения, что фискальные органы будут пытаться получить налог два раза – один раз по амнистии с физлица, второй раз с налогового агента, но уже по полной ставке.
Про 300 тысяч
Нет четкости по декларированию украинской недвижимости. Порог по стоимости активов, легализуемых без налога автоматически до 300 тысяч гривен. Исходя из этого, все владельцы недвижимого имущества в Украине стоимостью свыше этой суммы, должны будут задекларировать свои дома и квартиры. И с тех средств, где нет подтверждения по источнику дохода, заплатить налог. Кроме того, при декларировании недвижимости нужно будет указать стоимость приобретения, и предоставить документ, в котором она отражена. Государство оставляет за собой право сделать оценку стоимости декларируемого имущества на момент приобретения. Так вот если условный дом был куплен за миллион гривен, а контролирующий орган его оценит в 1,5 миллиона на тот период, декларация признается недостоверной. Если не будет введено количественное ограничение, например, декларируется недвижимость свыше такой-то площади или стоимости на момент приобретения, то многих украинцев ждут сложности с оценкой, подтверждением и декларированием недвижимости.
Про несправедливость
Главное зло и несправедливость амнистии кроется в существенной детали. Неважно кто ты: продавец оружия, наркотиков, людей, ты приходишь с наличными, покупаешь облигации и легализируешь доход за 2,5% с руками по локоть в крови. Мем следующего месяца – колумбийские наркобароны выстраиваются в очередь на получение налогового резидентства Украины. Единственный кто так сделать не сможет - чиновник-коррупционер. Хотя раз уж государство проводит акцию «всепрощения» то, наверное, ее правила должны действовать для всех, как бы плох не был простой украинский коррупционер, он все-таки ничем не хуже наркодельца, торговца оружием или людьми.
- Російська федерація приречена на крах Сергій Пєтков 19:28
- Євроінтеграція та реальність: діяти негайно Юрій Щуклін 14:20
- Як підтримати переселенців і зберегти людський ресурс України Нісар Ахмад 13:33
- Ключові інструменти, які допоможуть виграти найскладніші перемовини: поради підприємцям Владислав Пʼявка 10:46
- Харасмент у школах: чому мовчати небезпечно і як створити безпечне середовище для дітей Олександра Нікітіна 10:40
- З чого почати масштабування і систематизацію бізнесу Олександр Висоцький 10:29
- Як зменшити пори на обличчі? Вікторія Жоль 10:21
- Чи варто боятися фінмоніторингу? Сергій Пагер 08:40
- Що означає бути громадянином? Дмитро Зенкін вчора о 09:44
- Дві нові "гарячі точки" в Азійському регіоні Георгій Тука вчора о 07:54
- Європейський вибір України: Як суспільство звільняється від пострадянського минулого Штефан Сабау 26.04.2025 23:00
- Дзеркальні кроки – основа переговорного процесу Сергій Пєтков 26.04.2025 07:28
- Післяплата через Нову пошту та NovaPay: чи потрібен фіскальний чек? Арсен Маринушкін 26.04.2025 00:43
- ТЦК проти позову: розбираю відзив на позов, коментую, відповіді Павло Васильєв 25.04.2025 21:39
- Очікування vs реальність: правда про старт кар’єри в IT Сергій Немчинський 25.04.2025 10:36
- ТЦК проти позову: розбираю відзив на позов, коментую, відповіді 480
- Як підтримати переселенців і зберегти людський ресурс України 154
- Захист дітей від насильства: як працює модель Барнахус в Україні та Польщі 131
- За фасадом новобудови: як виявити ризики перед купівлею 100
- 100 днів, які не повернули мир в Україну 93
-
Чому тепер Зеленський має козирі у переговорах, а у Трампа карти такі собі
Думка 16605
-
Парад перемоги над здоровим глуздом – Путін оголосить про "звільнення" Курщини 9 травня
Думка 9512
-
Запорізька кондитерська фабрика збанкрутувала
Бізнес 5179
-
Іспанія та Португалія залишилися без світла: блекаут на всьому Піренейському півострові
Бізнес 4474
-
Дипломатія Трампа між "він так бачить результат" та "нічого не виходить"
Думка 3903